Глубокий анализ

Алина Мороз
      Много лет я была больна фанатизмом, ничего не зная об этом заболевании. Мне даже в голову не могло прийти, что я одна из многих фанаток, которые так же как и я страдают, мучаются от своей непонятной любви и готовы порой на отчаянные безрассудные поступки. Я думала, что именно мои чувства самые сильные и самые настоящие. И как это мой любимый кумир не соизволил до сих пор выделить меня из толпы? Такие вопросы терзали меня до недавнего времени. Но недавно мне посчастливилось найти определения, которые передают саму суть всего, что со мной происходило. Я хочу вас ознакомить с этими (не моими) работами, но , надеюсь, многим будет полезно знать ответ на эти непростые вопросы: что, как и почему?
Фанатизм
Фанатизм (от лат. fanum — жертвенник) — непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Фанатизм сопряжен с готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Фанатизм — феномен социальной психологии. Для фанатиков, которые находят поддержку во взаимном признании, характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной.
Фанат — человек, который питает продолжительное (преувеличенное) влечение к определённому предмету. Предмет влечения может представлять собой человека (или группу людей), спортивные клубы, предметы искусства, идеи и т. д. Фанат нетерпим к другим взглядам и, как правило, агрессивно отстаивает свою точку зрения. Среди футбольных фанатов это называется «отстаивать цвета», «бороться за цвета» и т. д. Фанаты — люди, видящие и думающие лишь о их кумире, обожествляющие его. Они организовывают встречи, во время которых обсуждают последние новости в жизни их кумира. Довольно часто странное и необычное поведение кумира порождает антифанатов.

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания.

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»[1] ; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.


Различие между фанатиком и поклонником видится в том, что поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм, тогда как поклонник эти нормы не нарушает (хотя его поведение и может казаться странным)[2]. Объединяет поклонников и фанатиков их всепоглощающий интерес, любовь к той или иной сфере деятельности, занятию, увлечению, времяпрепровождению.

Так называемые чудаки отличаются от фанатиков тем, что идеи, которые они исповедуют, и занятия, которыми они занимаются, обычно безобидны, но очень сильно отличаются от общепринятых представлений или привычного поведения, образа жизни окружающих людей. Что же касается фанатиков, то объект их поклонения или увлечения сам по себе считается «нормальным», и лишь степень одержимости кажется окружающим чрезмерной или «ненормальной». 

Фанатство - это болезнь, и она не передается воздушно-капельным путем... хотя, все может быть.

Начинается она обычно с того, что ты думаешь: «…мне это не нравится» и очень скептически относишься к журнальным статьям, передачам и другой информации, которую на тебя сливают благожелательные СМИ. Ты думаешь, что вся эта ерунда (фильм/актер/группа или даже футболист) совершенно не заслуживает твоего драгоценного времени и внимания…

Лучше бы ты и продолжал так думать, но всё не бывает так просто (мы легких путей не ищем!). В твоем окружении всегда найдется знакомый, который очень интересуется тем, что ты, в счастливом неведении, пока считаешь полным дерьмом. Но, как известно, тихо в уголочке фанатеть в одиночку скучно, и поделиться радостью от покупки кумиром новой тачки, нового дома, новой зубной щетки с кем-нибудь хочется (про свадьбу или новый фильм/альбом и говорить нечего!). Да и вообще всегда приятно знать, что ты не один такой «дебил» (а иначе, зачем еще придумали фан-клубы?!). Самое смешное то, что вторым таким «дебилом» вполне можешь оказаться и ты. Причем переход в это состояние совсем безболезненный и незаметный. Достаточно только того, чтобы ты чуть лучше узнал предмет поклонения твоего знакомого и подивился, как же это раньше ты не видел скрытой в нем гениальности…

Вот так обычно эта болезнь начинается. И как любая другая, она проходит несколько стадий.

Стадия 1: Какого же хрена я этого раньше не заметил?!
Ты вдруг начинаешь судорожно вспоминать, что был когда-то у тебя журнал, а в нем была такая статья про... а-а-а-а-а-а!!! Моя подруга до сих пор рвет на себе волосы при воспоминании о бездумно выброшенном журнале, в котором (на целый разворот!) была статья про обожаемую ей группу Nirvana.

Стадия 2: С миру по нитке...
Ты начинаешь скупать все газеты, журналы, кассеты, диски, где хоть как-то засветился твой кумир. Но вот проблема - есть еще издания, которые купить уже просто невозможно по той причине, что они вышли лет десять назад. Тут-то на помощь и придут твои друзья-товарищи, которые, сочувственно покрутив пальцем у виска, дадут тебе все, что у них имеется об интересующем тебя человеке. Одной нашей знакомой удалось выцыганить целую стопку устаревших журналов даже с самыми маленькими статейками о Backstreet Boys.

Стадия 3: Узнать все!
До отрыжки начитавшись, насмотревшись и наслушавшись ты уже начинаешь воспринимать кумира как своего ближайшего друга, и даже больше... Если твой кумир противоположного пола, то ты обязательно хочешь быть рядом с ним и держать его за руку (даже если он Джон Леннон и умер лет двадцать назад). Новости его личной жизни представляют для тебя интерес номер один, и все сплетни о его/ее очередных пассиях ты читаешь с настоем валерианы лекарственной.

Моей подруге года два назад ужасно нравился мужчина-эльф Орландо Блум. Однажды я, как обычно, встретив ее вечером за поскотиной, обнаружила, что та светилась от радости, и, подпрыгивая, радостно взвизгивала: «У него нет романа с Кристиной Риччи! У него нет романа с Кристиной Риччи!». Откуда она узнала, что у него мог быть роман с Кристиной Риччи, так и осталось загадкой.

Стадия 4: Ничего не жалко!
О, как же нам сейчас жалко тех неисчислимых денег, которые мы вбухали в абсолютно бесполезную супер-мега коллекцию стикеров «Властелин Колец». По самым скромным подсчетам каждая из нас угрохала на эти наклеечки около тысячи рублей. Надежды вернуть или хотя бы оправдать бессмысленную трату денег не было никакой. Так и у любого фаната после окончания болезни найдется куча дорогостоящих вещей с символикой кумиров, которыми теперь только окна конопатить.

Стадия 5 (она же последняя): Какого же?!!
Переход в эту стадию также происходит незаметно. Однажды ты просто обнаруживаешь, что твой кумир, как и все люди, не лишен недостатков. Что поет он фальшиво, актерским мастерством не блещет, что нос у него кривой и лысина уже заметна. Какой же он теперь кумир ?!

Стадия эта самая болезненная. Именно на ней приходит четкое понимание того, чем ты занимался последние несколько месяцев. Глубоко вздыхая, ты сдираешь со стены зацелованные до обоев постеры, с глаз долой прячешь опостылевшие диски и кассеты, забрасываешь в дальний угол шкафа футболку с обожаемой ранее символикой, которую ты купил с рук за большие деньги. Вот и закончилось твое легкое помешательство, твое фанатство. Единственное, что теперь осталось - горький стыд за то, что тебе когда-то нравилось ЭТО 
 
       От себя: я почти полностью согласна с неизвестным мне автором, кроме заключительной части. Все процедуры, указанные здесь уже мной проделаны,но душа не освободилась от чувств. И как это понимать? Может это и есть настоящая любовь?