Немного о дверях. Короткая зарисовка любимого мира

Ольга Косина
- Что это? - Он указал пальцем на замочную скважину.
- Замочная скважина, - не задумываясь ответила я.
- И что это значит? - Вновь спросил он.
- Я не знаю. — Мне стало нехорошо от его непонятных намёков.
- Это значит что в неё можно подглянуть.
- И? - Всё ещё не доходило до меня.
- И мы сейчас будем в неё подглядывать.
- Зачем?
- Что бы увидеть больше, получить новую информацию. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Так ведь? - Его чёрные глаза неотрывно смотрели на меня. От этого взгляда хотелось спрятаться, забиться в щель в полу и не вылезать.
- Наверное. - Ответила я, опуская глаза.
- Тебе стыдно? - Удивленно произнёс он.
- Нет.
- Чего же ты тогда прячешь глаза?
- Я их не прячу, я их опускаю.
- Не велика разница. Что не так?
- Я боюсь тебя.
- И давно у тебя это?
- Только что началось.
- Так что, мы теперь ещё и с твоими страхами будем бороться?
- Как знаешь.
- Я много чего знаю, чего и от тебя хотелось бы ожидать. Но, увы, пока никакого результата...
   
Я ещё глубже спряталась в себя, теперь уже твёрдо уверенная не вылезать из своего укрытия до первого дня осени.

- Глупая, я же тебя никогда не обижал. Верно?
- Верно.
- Так чего же ты сейчас боишься?
- Не знаю...
- А когда узнаешь? - Он схватил меня за подбородок и поднял лицо. Я твой учитель. Учитель, а не мучитель. Ты разницу видишь?
- Вижу. - Почти честно призналась я.
- Вот давай так меня и воспринимать тогда. Договорились?

Он отпустил мой подбородок и я слегка кивнула.

- Вот так уже лучше. Давай вернёмся к теме урока?

Я ещё раз кивнула, уже более энергично. Теперь он улыбался, выставляя на всеобщее обозрение свои белоснежные клыки.

- Замочная скважина создана именно для того, чтобы в неё смотрели. Для чего иначе она ещё нужна?
- Ну, люди с её помощью открывают двери...
- А зачем людям двери? - Он смотрел на меня так, как будто я должна сказать нечто такое, что изменит всю мою дальнейшую жизнь.
- Что бы её закрывать? - С сомнением в голосе произнесла я.
- Сама наивность! - Он покачал головой, - Чтобы открывать! Если бы люди хотели действительно что-то спрятать, они бы никогда не закрывали это. Ты же знаешь, лучше всего спрятано то, что лежит на видном месте. Отсюда следует, что двери закрываются только для того, чтобы привлечь внимание к тому, что находится за ними. Так что созданы они для того, чтобы их открывали. Логично?

Я потрясённо кивнула.

- Да. - И как я сама до этого не догадалась?

- Вот теперь и думай, для чего нужны замочные скважины.
- Чтобы в них подглядывать! - Весело ответила я.

Учитель покачал головой.

- Это был риторический вопрос. Отвечать на него было совсем необязательно!

Я снова опустила голову.

- Только давай не будем из-за такой мелочи нос вешать! Иди лучше погрызи кого-нибудь, а то у тебя взгляд голодный.
- А урок? - Севшим голосом спросила я.
- Будем считать его законченным. Подглядывать в скважины будем в следующий раз. Сегодня перед сном подумай немного на тему закрытых дверей. А через два солнца принесёшь мне эссе на тему «Что прячут за закрытыми дверьми». Договорились?

 Я напряжённо кивнула.

- Нос подбери! И подбородок выше.  Не престало дочери почтенного катха бегать с опущенным носом. Это по меньшей мере неприлично. - Говоря это, он сдирал со стены плакат с нарисованной дверью.
- Слушаюсь, учитель.
- Давай договоримся, ты сейчас сразу домой не пойдёшь, а вначале погуляешь, хорошо? А то погода потрясающая. Обидно будет её пропустить! - Он заматывал плакат в рулон.

- Договорились! - После этих слов я заметно приободрилась и щёлкнула себя снизу вверх по носу, поднимая его наверх.

- Вот так уже лучше. - Учитель спрятал рулон в свою огромную сумку через плечо и поправил рукой прядь тёмно-синих волос, свисающих на лоб.

Я махнула ему рукой и нырнула в зеленоватый туман улицы, отойдя чуть подальше я остановилась и повернулась к школе. Учитель уже не видел меня в тумане, он стоял под крышей и теребил рукой непослушную прядь, но взгляд его блуждал по туману, как бы ощупывая его. Вдруг мне показалось, что он заметил меня, я повернулась и побежала в сторону руин.



День обещался быть долгим. Хирда ждала меня после уроков в разрушенном дворце седьмого Вадхала. После того как мы открыли для себя эти руины, нас отсюда уже было не выгнать. А день действительно выдался на удивление чудесным.  Прозрачный туман прогрелся и ласково окутывал с головы до ног, самый густой он был именно у ног, там он почти тёк, как сладкий мамин археш. Казалось его можно зачерпнуть ложкой... Всё-таки я не слабо проголодалась!  Хирда сидела на полуразрушенной стене с курительной палкой в зубах.
- Милхен! - Крикнула она при виде меня, спрыгивая со стены.
Я кинвула в ответ.
- Хочешь подымить? - Спросила она.
- Не хочу. Сама травись.
- Твоё дело. - Хирда пожала плечами как-то слишком энергично.
- Подстриглась? - Дошло до меня. Она кивнула. Ну не скажу, чтобы что-то изменилось... Те же серо-зелёные короткие волосы, короче, чем у учителя. От воспоминания про учителя заныло где-то в районе желудка.
- Есть что-нибудь поесть?
- Да, мама заставила взять с собой. - Хирда сняла сумку и выудила из неё прозрачную коробочку, внутри копошилось четыре жука чифары.
Я тут же схватила одного и откусила ему голову. Живот яростно забурчал, впитывая добычу и забывая об учителе.
- Что нового в школе? - Спросила Хирда без любопытства, с наслаждением раскусывая своего жука.
В животе в этот раз застонало.
- Ничего. - Буркнула я, отгоняя назойливую мысль.
- А как учитель сёдня? - Не унималась Хирда.
- Нормально. - С набитым ртом ответила я. И что она хочет от меня услышать?
- Так он приставал сёдня или нет?
- Он не пристаёт ко мне. - Я забыла о том, что нужно жевать. Второй чифара пытался уже вырваться из моей руки.
- Но ты ж сама говорила.
- Я ничего подобного не говорила.
- Я могу сделать вид, что так всё и было.
- Сделай милость.
- Считай – договорились. - Она замолчала и вернулась к жуку. Я занялась своим.
Я растянулась на влажной траве, подсунув сумку под голову, и задумчиво грызла чифара. Через густой слой, укутавшего меня тумана даже немного пробивалось солнце и это было ужасно приятно. 
- А сама-то ты что думаешь?
- А сама я не думаю.
- И это правильно. - Хирда улеглась рядом. - Вот интересно, когда мы окончим школу, когда я заведу себе мужа, ты тоже можешь, если хочешь! - Она повернулась ко мне и подмигнула. - Когда у нас будут дети. Если ты конечно хочешь. Мы будем всё так же валяться в траве и лазить по руинам?
Я задумалась.
- Вряд ли. Скорей всего мы станем такими же занудами, как и большинство. Начнём готовить, заниматься уборкой, ты будешь пробиваться по карьерной лестнице, а я буду пытаться пробиться в мир литераторов. А однажды, чтобы вспомнить детство, мы придём сюда. Нам будет очень неловко, ты соврёшь, что уезжаешь в командировку, а я выдумаю что-нибудь более правдоподобное. Оденемся в нечто спортивное, чтобы не испортить одежду, которую самим же и придётся стирать, и появимся на пороге храма. А здесь, на том же месте, где мы с тобой сейчас, будут валяться две девчонки с курительными палочками и обсуждать мужское население. Они  испуганно посмотрят на нас и спрячут руки с палочками в туман, вроде мы и не успели заметить, как будто нам вообще есть до них дело! А нам станет снова неловко, и мы попытаемся как можно скорее убраться отсюда и забыть. Потом возможно нам будет смешно. Мы остановимся недалеко от дворца и будем долго и истерично смеяться, вспоминая, как много лет назад фантазировали о будущем. Скорей всего так всё и будет. Согласна со мной?

- Да, только небольшая корректировка – ты будешь бессмысленно и обречённо пытаться пробиться в мир литераторов, потому что рассказчик из тебя никакой! Тут уж прости, но на правду не обижаются. - Хирда хихикнула и отскочила в сторону, я выхватила из-под головы сумку, я  попыталась её ударить, но она ловко подскочила на ноги и спряталась за колонну. А я, размахивая сумкой, побежала за ней.



- Мама, а что можно написать о закрытых дверях?
Мама обернулась ко мне, не переставая помешивать ложкой в кастрюле.
-  О дверях? -  Переспросила она. Я кивнула. - Это которые у людей?
Я ешё раз кивнула.

- Вам такое в школе задают? Кошмар. В наше время такого не было. - Она повернулась обратно к кастрюле. - Всё началось с этих путешественников... Мало им одного мира, видите ли... Им ещё подавай. А нас кто-нибудь спрашивал, нужны ли нам эти миры? Может я не хочу знать о их множестве? Может меня устраивает один мир? На месте Вадхала я бы запретила эти эксперименты с путешествием. Ты знаешь каких это жертв требует? - Мама вновь взглянула на меня, но, не дожидаясь моего ответа, продолжила, засыпая в кастрюлю какие-то листья. -  И хорошо, что не знаешь. Лучше и не узнавай. Ужасных жертв. Зря они это всё. Папа ведь кое-что знает... Папа ведь у тебя тоже не мелкая сошка.  Но я не буду об этом рассказывать. Ты ещё слишком молода для таких тайн. Ты их ещё и хранить толком не умеешь. Понятно?

- Понятно. - Ответила я. - Так что там про двери?

- А откуда мне знать? Я такими глупостями не интересуюсь. Подай мне листья фаши.

Я подала маме листья и ушла к себе.
Села на подстилку, развернула свёрток бумаги и уставилась в него. Двери. Что я знаю о дверях? Двери бывают открытые и бывают закрытые. В дверях есть замочные скважины. Но не во всех. Для чего они нужны мы уже выяснили. Двери ведут в комнаты. Или на улицу. В чём их отличие? Как по мне, то нужны только двери, ведущие на улицу. Зачем они  в комнатах – понятия не имею. Странные эти люди. Дверь на улицу – чтобы выходить. Их же используют, чтобы заходить. А вот это уже странно... Зачем нужна дверь, чтобы заходить? Без неё же проще гораздо! Вошёл и всё, никаких тебе дверей, чтобы их открывать. Для большей загадочности? Возможно. Вот была бы у нас с Хирдой дверь. Что бы мы с ней сделали?  Мы бы её тут же закрыли. Ну, чтобы она не стояла без дела. А все бы приходили и открывали её. Всем ведь интересно, зачем мы её закрыли! То есть двери нужны для того, чтобы их открывать? Значит, учитель был прав в своих выводах... А зачем нам дверь, если все будут постоянно открывать её? Тоже непонятно. Значит, мы будем закрывать дверь только для того, чтобы открывать её потом? Значит, двери нужны для того, чтобы закрывать их? А мы возьмём и закроем дверь так, чтобы её нельзя было открыть. А если дверь будет постоянно закрыта, какой от неё тогда толк? В этом случае её нельзя будет уже открыть. То есть она теряет одну из двух своих функций. Но если эта же дверь будет всегда закрыта, то её уже нельзя будет закрыть! Не открыть, не закрыть! Значит это не дверь, а стена уже. Выходит – двери совершенно бесполезное изобретение человечества? Обидно. Я думала люди умные.
Я  взяла угольный карандаш и записала свои выводы на бумаге.


- Вот – моя работа. - Я протянула учителю лист, исписанный  моими мыслями.
Он взял лист из моих рук и внимательно прочитал. На протяжении всего чтения он улыбался. А я во все глаза смотрела на него, не понимая реакции.
- Ну? - Не выдержала я, когда он начал в очередной раз пробегать взглядом текст.
- Мне всегда нравился ход твоих мыслей. Обычно он отличается от общепринятого. Что странно, и от моего он отличается коренным образом. Хотя, по замыслу, ты должна была лишь продолжить и немного развернуть мою мысль.
- Но ты же сам просил, чтобы я своё мнение написала... - Я расстроено смотрела на учителя.
- Нет-нет, я не против такого поведения вещей. Я только за! Что бы я тебе не говорил о смысле нашего обучения, но для меня главное – развить в тебе умение мыслить самостоятельно и отлично от других. Ведь именно такие ни с чем не сравнимые мысли и идеи творят судьбы мира!
Учитель снова схватил меня пальцами за подбородок, в последнее время он делает это подозрительно часто, и с явным усилием выпихнул улыбку со своего лица.
- Но это ещё не значит, что ты теперь начнёшь делать всё мне вопреки. Я, как-никак, твой учитель. А вольности мы оставим для потока мыслей, если я буду тебе это задавать.
Я дёрнула головой и вырвала подбородок из его длинных пальцев.
- Договорились.
Учитель как-то неловко одёрнул руку.
- Прости, что я позволяю себе такое. Я часто это делаю?
- Да. -  Почему-то я решила сказать правду и даже не испугалась, делая это.
- Я не очень понимаю с чего это и откуда у меня взялась эта странная привычка. Но если она тебе досаждает – я попробую контролировать себя. - Учитель вновь улыбался, картинно сложив руки на груди.
- Ну не то чтобы очень... - Честно призналась я.
- Ну, тогда я не беру это в голову и не пытаюсь разобраться в психологическом подтексте своих действий.  И ты тоже не забиваешь свою прекрасную головку всякой ерундой!
Я кинвула.
- Вот и прекрасно. Тогда возвращаемся к уроку. Тему дверей будем считать закрытой. Не вижу смысла тратить и дальше наше время на бессмысленные попытки доказать тебе свои мысли. Они у нас слишком разные и это, как раз, очень даже хорошо. У тебя ещё есть вопросы по дверям?
- Да. - Я набрала в лёгкие побольше воздуха. - А ты когда-нибудь видел эти самые двери?
- Видел.
- А пользовался?
- Приходилось.
- То есть открывал и закрывал? Или проходил в них?
- Открывал. Закрывал. Проходил.
- И как это?
- Это сложно описать. Скорей всего ты сама попробуешь. Не далеки те времена, когда все желающие будут ими пользоваться.
- То есть ты бывал в других мирах?!
Учитель развёл руки, одну упёр в бок, а другой взъерошивал волосы.
- Понимаешь в чём дело... Я не хочу тебе врать. И не имею, наверно, на это морального права. Но сказать правду я так же не могу. Поэтому, давай оставим этот вопрос без внимания.
Я вынуждено кивнула. Но привести своё выражение лица в нормальное состояние я так и не смогла.
- Хорошо, тогда договоримся по-другому. - Учитель запустил обе руки в волосы. - Я обещаю тебе всё рассказать.
Услышав это я разве что в ладоши не захлопала.
- Но! Но только тогда, когда посчитаю, что ты к этому готова. И никаких споров. В этот раз я буду непоколебим!
- Я не спорю. Когда ты решишь, что я готов. Я всё поняла.
- Это значит, что вопросов у тебя больше нет?
- Значит, нет.
- Ну и замечательно. Тогда мы можем перейти к новой теме?