Бешеное пиво

Вячеслав Чехут
   Дождливым вечером город Архангельск выглядел пустым и скучным. Прилетев рейсовым самолётом, мы два часа разгружали экспедиционный груз. В гостинице сбросили мокрые шмотки и направились в кафе. Меню оказалось скудным, но воздушные котлеты из оленины- восхитительными.
   - Володя,- обратился ко мне начальник экспедиции,- завтра, в первую очередь, выбиваешь самолёт. АН-24 или на худой конец ЛИ-2. Груза много. Упирай на  приказ министра. Остальные готовят груз.
   - Николай Ильич, что им приказ. Увидят студента в очках, особо разговаривать не будут!- похожий на медведя замнач Сергей,  в любой компании выглядел и говорил внушительно.- Давайте я с ним пойду. Поддержу. если что. Он ведь даже водку не пьёт!


   - У него должность техник- гидрограф, ответственный за транспортировку, пусть так и представляется, в случае чего будем действовать через обком. Нефть ищем! И ведите себя как приличные и достойные люди. А поддержка не помешает. Давайте ещё по пятьдесят и спать, чтоб завтра свежая голова была.


     Туманным утром мы шли с Сергеем по сонному Архангельску.
   - Вовка, слушай, у меня что-то изжога после вчерашнего. Как думаешь, если заскочим в кафе при аэропорту. Съедим по котлетке.
   Я очередной раз протёр очки. Проклятый туман оседал на стёклах.
   - Заявку же пропустим. Наш борт отдадут тому, кто первый придёт.
   - Да кто в такую погоду заявится, все спят ещё.
   Есть хотелось, тем более, что изжоги я не чувствовал. На мокрых улицах  было безлюдно и тихо..
   - Давай с собой возьмём.
   - Не, я так не могу- запить надо. Сказал же- изжога.


   Круглосуточное кафе сверкало пустотой и чистотой. Сергей постучал по стеклянной витрине. На стук вышла сонная буфетчица, с трудом разлепившая губы.
   - Чево вам?
   - Вчера котлеты у вас брали. По две штучки и запить что-нибудь,- Сергей обольстительно-заискивающе улыбнулся.
   - Холодные есть будете?
   - Хоть ледяные, но под бодрящий напиток.
   - Бодрящее только чай, но греть надо.
   - А из холодных напитков?
   - Не положено.
   - Вчера было.
   - В это время не положено,- сказала буфетчица и кивнула в мою сторону.
   - Володя, займи там столик, - Сергей незаметно подмигнул мне и махнул в сторону двери.


   Я вышел в пустой зал ожидания и присел за одним из столов. В тишине был слышен негромкий смех  и притворное повизгивание буфетчицы.
   Вошёл, пританцовывая, Сергей. В одной руке -салат из помидоров и огурцов, а в другой- четвертинка водки и два гранёных стакана.
   - Котлеты возьми там, на прилавке.
   Я сходил за котлетами. Сергей открыл бутылку и разлил поровну.
   - Эх, жалко уезжаем. Женился бы здесь.
   - У тебя же есть жена, напомнил я.
   - В Архангельске ещё нет. Ладно, давай выпьем.
   - Я водку не могу.
   - Я тебя научу. Послушай меня. К этим ребятам идти трезвым бесполезно, потому что чувствуешь себя неуверенно. Бортов мало, а клиентов много. Трезвый человек посидит, подождёт-ничего ему не будет. А вот пьяный- он неуправляемый. Он и скандалить может и к начальству пойдёт. Его надо быстрее отправить. Мы счас придём: два мужика, немного поддавшие и будем говорить уверенно и достойно, как начальник говорил. Ладно, давай для дела!. Не будь размазнёй!


   Я неуверенно взял стакан. От резкого запаха спирта перехватило дыхание.
   - Счас научу, слушай. Набираешь полную грудь воздуха. Потом половину выдыхаешь, всю водку выливаешь в рот, глотаешь одним глотком и выдыхаешь остальной воздух. Смотри!
   Сергей мгновенно влил в себя полстакана водки.
   - Давай! Так, сразу всю и глотай...! Нормально.
   У меня перехватило дыхание. Я кашлял и сипел минуты две. Из глаз лились слёзы, горло горело.
   - Закусывай.
   Салат и котлеты забили во рту неприятный вкус водки.


   - Вов, а Вов, слушай,- Сергей заговорил умоляюще,- иди пока один. Поговори там, а я через полчаса подойду. Только Николаю Ильичу не говори, что я  здесь остался.
   Я встал. Стена напротив качнулась и поплыла в правую сторону.
   - Иди прямо на дверь.
   На улице стало легче. Вдыхая холодный воздух полной грудью, я направился в диспетчерскую. В здании аэропорта светилось единственное окно. Вход был с улицы. В комнатке перед дверью в диспетчерскую сидело четверо человек. С непривычки меня  развезло. Очки падали с носа, позднее я нашёл их в кармане куртки. От водки  шатало, а без очков я видел не людей. а только их размытые очертания. В результате вместо скамейки сел на представительного дядьку. Тот осторожно спихнул меня на свободное место.


   - Ну вот, веселее ждать будет,- парень в зелёной защитной куртке  смотрел на меня,- ты хоть знаешь куда пришёл?
   - Мне в Нарьян-Мар, срочно, с грузом.
   - Всем срочно,- круглолицая женщина, державшая в руках кипу документов, помахала ими у меня перед носом,- продукты в интернат не могу отправить. Так что жди как все.
   - Я в обком пойду. Мы нефть ищем!- заявил я громко, изо всей силы ударив кулаком по обшарпанному конторскому столу.
   - Товарищи, пожалуйста потише,- из-за двери появился мужчина в синей форме,- молодой человек, вы от кого?
   - От Николая Ильича.
   Диспетчер обратился к кому-то за дверью:
   - Посмотри, обкомовскую бронь на сегодня... А кто такой Николай Ильич? Инструктор такой вроде есть?
   Из-за двери что-то ответили.
   - Зайдите, молодой человек.
   

                2

   Сергей оказался прав. С пачкой документов под мышкой я вышел из диспетчерской. Рассвело. Гудели прогреваемые моторы. Со стороны гостиницы приближалась группа людей. Первым ко мне подбежал Сергей.
   - Самолёт выбил?
   - Вот,- я показал на стопку бумаг.
   - Молодец! Учти- это я тебя проинструктировал, а потом направил сюда. Мы тебе пива взяли. Представляешь, тут у них разливное  в бочке прямо на площади! Мы все приняли по пять кружек, а может и больше. Тебе в трёхлитровой банке вон Костя несёт. Ты извини, что не подошёл. Ты как мужик должен понять. Когда баба не против, её надо сразу брать.


   Судя по состоянию троих остальных членов экспедиции, приняли они больше, чем по пять кружек. Я на них был не в обиде. Все знали-  вероятность встретить разливное пиво меньше, чем выграть в лотерею. Мне было обидно, что не я набрёл на эту бочку до того, как выпил водки. Потому что в отличии от водки, пиво я любил.
   - АН-2 ?!- заорал на меня Николай Ильич. АН-2 ?-  Это же кукурузник . Что ты туда возьмёшь? У нас только оборудование навигационной станции полторы тонны, да ещё лагерное столько же. А люди?
   - Там больше ничего не было. АН-2- это бронь обкома.
   - Это ты его так инструктировал?- начальник обернулся к Сергею,- Хорош наставник. Он тебе вообще помогал?- это уже ко мне.
   - Да, конечно,- ответил я, согласно договорённости,- проинструктировал и направил.
   Сергей в отчаянии размахивал руками, беззвучно пытаясь мне что-то сказать.
   - Попросите вы у меня премию!
   Николай Ильич зашагал на лётное поле.
   - Показывайте, где там ваш лайнер.
   - Бортовой номер сто двенадцать тридцать тридцать два.
   - Номер-то большой. 
   Я попытался оправдаться:
   - Груз я оформил. Обещали перебросить в течение двух- трёх дней.
   - Ну, спасибо! Утешил. Недели две будем ждать. Они же его попутным рейсом...
   - Чуть не забыл, - воскликнул я,- диспетчер Вам привет передавал, велел кланяться.
   - Я ж не знаю здесь никого.
   - Я, возможно, превысил полномочия, но они из моих слов подумали, что Вы  инструктор из обкома. Так что перезвоните им из Нарьян-Мара, представитесь и груз мигом будет на месте.
   - А я? Где я-то буду, когда вскроется, за кого я себя выдавал.
   - Не знаю.
   - Вот! Сами будете звонить от имени инструктора.
   Мы подошли к самолёту. Это был ветеран, местами помятый, со стёртыми и подкрашенными надписями. Капот двигателя с одной стороны, вместо болтика, был прикручен проволочкой. У распахнутой грузовой двери стоял огромный крытый грузовик с нашими вещами.
   - Ребята,- обратился к нам Николай Ильич,- загрузим, сколько войдёт и чтобы самим место осталось. Начали!



                3


   Груза вошло удивительно много. Подошедший механик заставил всё переставить, а часть, уже загруженного, выгрузить. Особенно настаивал, чтобы мы освободили проходы.
   - Как в Мезени выходить будете?
   - Нам в Нарьян-Мар, сказал я.
   - В Мезени дозаправка, часа через три.
   Взлетели легко и уверенно. Рёв двигателя заглушал все остальные звуки. Самолёт стал медленно набирать высоту. За Архангельском потянулся хвойный лес, который со временем стал заметно редеть. Деревья стали ниже, превратились в карликовые, больше похожие на кусты,  среди болот и озёр.
   - Банка с пивом стояла на полу между моими ногами. Ещё во время погрузки я к ней несколько раз приложился. Когда набрали высоту и рёв двигателя  заметно утих, самолёт стал меньше вибрировать и лишь слегка покачивался с крыла на крыло. Банка привлекала всеобщее внимание. Костя запрокинул голову назад, закатил глаза и задумчиво произнёс: "Было бы у меня пиво, я бы всех угощал". Я поднял банку, отхлебнул побольше и распрощался навсегда. Первым отпил Николай Ильич, а потом она пошла по кругу и не вернулась.
   - Николай Ильич,- обратился я к начальнику,- Как я мог выбить большой самолёт. если с утра уже никаких не было. Там ведь очередь.
   - Видишь ли, Владимир, воспитание или есть или нет. Тут уж ничего не поделаешь. Ты что сделал- ударил кулаком по столу. Потом ввёл в заблуждение диспетчеров. То есть сыграл на хамстве, граничащем с мошенничеством. А должен был донести до них всю важность нашей задачи. Если  не будет навигационных станций на берегу Карского моря, корабли не смогут определять координаты взрывов с высокой точностью, не смогут вести сейсморазведку,
   - Короче, вся работа экспедиции в этом году коту под хвост, - не выдержал я.
   - Ну, если так тебе доступнее, то да. А вообще-то, ты, Владимир, через год уже будешь инженером и тогда...
   Я перестал слушать весьма поучительную речь, потому что в самолёте началось движение. Все пятеро членов нашего отряда сидели на одной скамейке, прикреплённой к правому борту самолёта. Причём двое рабочих: Костя и Дима, ближе к хвосту, а я, как отвечающий за рейс и за все переговоры с экипажем- рядом с кабиной. Мне показалось, что Дима занялся зарядкой. Он сводил и разводил колени, изгибался всем телом, не вставая со скамейки и даже начал производить некие дыхательные упражнения. Его примеру последовал и Костя. Сергей же, наоборот, весь съёжился, обхватил колени руками, прижал голову к рукам и стал похож на медведя в берлоге. Я обернулся за разъяснениями к Николаю Ильичу. Начальник экспедиции давно замолчал и сидел прямо, прислонившись к борту самолёта. Руки его лежали на коленях и были судорожно сжаты. Лицо приобрело неестественно красный оттенок. Сергей стремительно выпрямился, встал во весь рост, касаясь головой потолка, и на полусогнутых подошёл к кабине.
   - Скажите, пожалуйста, где у вас туалет?- обратился он к механику.
   - Какой туалет? Вы что, обалдели? Нет здесь туалета. Грузовой самолёт.
   - А как же вы-то обходитесь?
   - В аэропорту ходим. И сядьте, пожалуйста, на место.
   Сергей постоял, помялся.
   - А сколько до аэропорта?
   - Мезень через двадцать пять минут, если всё будет нормально. А, если ненормально- раньше плюхнемся,- механик весело заржал.
   К этому времени за Сергеем выстроилась очередь.
   - Ну что там сказали?- Костя приплясывал на пятачке между ящиками со снаряжением и скамейкой.
   - До аэропорта терпеть надо. Двадцать пять минут.
   - У них должно быть что-то для экстренных случаев, -начальник тоже поднялся с места. Самолёт заметно качнуло. Механик сделал зверское лицо.
   - Граждане, садитесь на место. Разбалансируете самолёт- все загремим.
   - Разрешите обратиться,- сказал воспитанным голосом Николай Ильич,- мы тут все хотим в туалет.
   - От страха что-ли?
   - Видите ли, перед посадкой в самолёт, мы выпили немного пива...
   - На площади перед аэропортом?
   - Да, видите ли, это такая редкость- пиво из бочки...
   - Я тоже выпил две кружки, однако пятнадцать минут до Мезени потерплю,- механик с укоризной посмотрел на толпу пляшущих людей.
   - После двух кружек и я бы потерпел,- прошептал Сергей.
   Воцарилось молчание. Все будто бы считали секунды до посадки. Под крылом появилась река Мезень, на берегу которой был виден небольшой посёлок. Самолёт как будто начал снижаться. Близость спасения окрыляла. Все заулыбались. Внезапно приоткрылась дверка кабины и показалась голова механика.
   - Решено не садиться. Горючего хватит до Нарьян-Мара.
   Кричать никто уже не мог. Застонали на разные голоса.
   - Ща лопну, - сказал Костя. Остальные боялись открыть рот.
   - Я и сам уже хочу, - механик зашёл в салон,- кто ближе к двери, поверните ручку и сделайте небольшую щель.
   Сергей резко дёрнул ручку и приоткрыл дверцу. Ветер резко загудел в салоне.
   - Давай не сс.... то есть, наоборот, делай туда, не бойся
   Все столпились возле двери, растолкав наваленные ящики и тюки.
   Первый опыт оказался неудачным. Всё, что вылетело за борт влетело обратно, причём со значительно большей скоростью, окропив мешки с вещами и ящики с оборудованием, а также и всех находившихся в салоне.
   - Мать... мать... мать....- послышалось в пять голосов.
   Из кабины показалась голова пилота.
   - Вы, что сбесились тут, я еле самолёт держу! Да ещё несёт как из сортира.
   - Извините, нас не предупредили, что туалета нет  - Николай Ильич говорил вежливо, но шёпотом.
   Голова исчезла. Механик сходил в кабину и принёс пустую бутылку.
   - Давайте по очереди. я первый. покажу.
   Он наполнил бутылку и высунул руку с ней как можно дальше за борт.
   - Ниже держите а то опять заносить будет,- он передал бутылку следующему.
   В течение часа все опорожнились. Последний Костя уже катался по полу, когда подошла его очередь. До Нарьян-Мара осталось лететь минут сорок. Мы уже свыклись с запахом  лужи, оставшейся у двери.


                4


   - Товарищи,- обратился к нам Николай Ильич,- в Нарьян-Маре для нас забронированы места в гостинице. Дождёмся прибытия остального груза и вертолётом отправимся на берег океана. Там есть такая река -Большая Ярыжная. В её устье поставим первую навигационную станцию. Места красивые и рыбные. В тех местах сейчас стойбище.
   Особо обращаю ваше внимание на отношения с местным населением. Ненцы- народ работящий, гостеприимный но любят выпить.  Могут выпрашивать спиртное, менять на шкуры. Категорический приказ- спиртного  не давать. Замечаний не высказывать, не задираться. Метнут топор- и поминай как звали. И ещё. Воспитания никакого. Могут сморкаться или испражняться у вас на глазах.
   - Как мы сейчас,- вставил Димка.
   - Мы это делали вынужденно. Надеюсь, больше это никогда не повторится. В общем, мы люди цивилизованные. Показываем пример.
   Говоря откровенно, я уже снова был бы не прочь воспользоваться бутылкой. Но её с последней порцией выбросили за борт. Хождение по салону возобновилось. Из кабины снова стали доноситься матюки пилота. Самолёт, кивая крыльями, как бы приветствовал быстро приближающийся славный город Нарьян-Мар.
   На земле, у грунтовой взлётной полосы, стояли несколько ненцев, с интересом наблюдающих посадку диковеной птицы. АН-2 , почти неуправляемый, резко плюхнулся  о землю, подпрыгнул на метр в воздух, окончательно приземлился и весело побежал по дорожке. Открыв ещё в воздухе дверь, на ходу из него выпрыгнули по очереди: студент-практикант, два инженера, двое рабочих и один механик. Последним кубырем скатился начальник экспедиции. Все они дружно стали испражняться на лётное поле. За ними мирно наблюдали невоспитанные ненцы.