Простой вопрос

Александр Доков
Сегодня утром, когда ехал в метро, я протиснулся сквозь скопление людей у входа и встал у сиденья, на котором сидела простенько одетая девочка лет четырёх с седой пожилой женщиной.
Как только я встал напротив, девочка сразу же спросила меня:
- Вы хотите сесть?
- Нет, спасибо, девочка, - ответил я, улыбнувшись.
- А как вас зовут? – снова спросила она, не отводя от меня своих больших серо-голубых глаз.
- Александр.
- А меня Маша.
- Очень приятно, Маша.
- Это моя бабушка, - сказала Маша, показывая на свою седую спутницу. – Мы приехали к маме. Она живет в Москве.
- Молодцы, - ответил я, а сам почему-то представил, что эта самая Маша живет в какой-нибудь глухой провинции с бабушкой и только иногда, по большим праздникам приезжает в Москву, чтобы повидаться с мамой. 
Девочка немного помолчала, потом перевела взгляд на мужчину, стоявшего слева от меня.
- А вас как зовут? – обратилась она к мужчине.
Мужчина продолжал стоять с каменным выражением лица. Мне на ум пришла не весть откуда взявшаяся фраза: «Ни один мускул не дрогнул на его лице».
А девочка Маша, немного подождав, повернула своё личико к моему соседу справа.
- А вас как зовут? – спросила она у него.
Мой сосед слева отреагировал на вопрос по-иному. Он взглянул на девочку стеклянными глазами и молча протиснулся подальше. Затем он демонстративно отвернулся и стал смотреть в другую сторону.
Маша недоуменно взглянула на меня и спросила:
- А почему дяди не отвечают, как их зовут?
Честно говоря, я растерялся от этого вопроса и полушутливо ответил:
- Не знаю. Наверное, у них нет имен, а может, они забыли свои имена.
Девочка звонко засмеялась. Тут бабушка сказала ей, что им пора выходить.
Они встали. Девочка Маша посмотрела на меня веселыми глазами, махнула на прощанье ручкой и вместе с бабушкой исчезла в толчее Московской подземки.

А я поехал дальше, пытаясь найти ответ на простейший вопрос, заданный Машей.
Конечно, думал я, люди в метро не очень-то расположены отвечать на вопросы посторонних. Но, с другой стороны, к ним с простым вопросом обратилась маленькая девочка. Её душа, открытая и наивная, впитывает окружающий мир и формируется через капилляры десятков и сотен микровзаимодействий со взрослыми.
Девочка, в ответ на каменное безмолвие взрослых, рассмеялась. Её душа осталась такой же чистой, доброй и открытой. А что касается взрослых...