Я сердцем никогда не лгу

Оксана Колабская

 
            о  спектакле «Исповедь хулигана» ГАЦТК им. С.В.Образцова

з октября  – особый день для почитателей русской  поэзии. В этот день родился Сергей Есенин. В Константиново, на родине поэта, состоится концерт заслуженного артиста России Андрея Денникова «Знакомый ваш, Сергей Есенин». А в Московском Театре  Кукол  создан спектакль о жизни великого  поэта! Это невероятно! Но факт….

В  одном из интервью заслуженный артист России, актер и режиссер  Андрей  Денников сказал, что «Бога надо радовать …»   Он и радует Бога  своими спектаклями. И заставляет радовать  Бога  нас,  своих   зрителей,   уносящих домой после  этих незабываемых встреч  частички тепла, согревающие наши порой уже  остывшие и окаменевшие души. А  чтобы выйти на театральную сцену, на эту странную площадку, неслучайно поднятую…  над землей,         каторжно работает,  вдыхает жизнь в  свои   неживые создания – куклы, с великим мастерством обучает  их  быть живыми и убедительными...


        «…Кто мне скажет, где кончается Есенин…  и где начинается тот, которого я видел во сне…» Сомнения Вольфа Эрлиха по поводу правдивости  воспоминаний о Сергее Есенине вполне справедливы.  Рассказать  о прославленном поэте, даже если он был  другом, очень не просто.   А сыграть этого человека на театральной сцене?! Да еще почти столетие спустя! И не просто сыграть, а создать спектакль. И не просто спектакль, а спектакль-монолог…  ожившую картину всей жизни поэта.   Возможно ли? И как определить ту грань, где  кончается правда о поэте, и начинаются фантазии и домыслы?  Тем более,  что фантазий и домыслов о Сергее Есенине, прошедшем крайне тяжелый  и сложный духовный путь,  предостаточно. Какой тонкой душой надо обладать, чтобы  угадать, а не солгать, не осудить, не осмеять? Каким чутким сердцем,    чтобы  нечаянно не коснуться того сокровенного, о чем  не  говорят. Каким удивительным слухом, чтобы уловить пульсацию чужой  великой жизни и сделать ее близкой и понятной огромному числу людей, приходящих на спектакль и ожидающих знакомства… Да, именно, знакомства! И дружеского рукопожатия...
Весна!.. Тоненькие девушки-березки, окутанные  зеленой весенней  дымкой, кружатся в стройном  хороводе нежных воспоминаний  детства и юности. Нянькины сказки  печальные про плачущую девушку-царевну у реки… Дедушкины   песни  старые, «такие тягучие, заунывные» да рассказы из Библии по воскресеньям... Первые  стихи, романтичные,  радостные, нежные, по-юношески открытые:  «И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари…»   Трепет первой встречи с живым, настоящим, истинным поэтом  Александром Блоком. Его тонкий профиль, печальный замутненный взгляд, длинные пальцы рук,  бокал вина… Он действительно   живой…  в денниковских руках.   
 Нежно-весенние  березки  сменяет  нарядная  барынька в ярком, расцвеченном  по-летнему  сарафане. Ее озорной,  жизнеутверждающий танец  способен утолить все печали, переживания и разочарования  юности. Танцует Денников-Есенин, залихватски отплясывает со своей  румяной партнершей-куклой! Восторженно улыбается зритель и, не жалея ладоней, поддерживает  эту бьющую через край  радость бытия! Лето!  Расцвет молодости, удали, желаний. Многое еще впереди!  И есть силы петь частушки и плясать,  позабыв обо всем на свете! Зрелость поэтического мастерства молодого поэта  удивляет и восхищает!  Признание, слава, известность! 
 Но…  признание в чужой, «осиротелой», «с колокольней без креста», Советской Руси, в которой оказался, «словно иностранец» - великое испытание. И боль, изматывающая, нестерпимая боль   за  дорогую, родную, ненаглядную Родину, погибающую в мерзости разрушения и мещанстве, терзает и гонит  в края далекие, еще более чужие, где «кроме фокстрота… почти ничего нет …самое высшее – мюзик-холл». Боль эта  срослась, сплелась корнями со всем  существом поэта. Боль за Россию, землю которой целовал, возвратившись  из чужих стран, боль эта разрывающая душу,   заставляет    ломать и крушить порой все подряд, что попадается под руку,  пытаясь таким образом победить  это ненавистное, страшное, беспроглядное,  непроходимо-серое.   Нежной трепетной  душе Есенина   не  вынести    этой чудовищной боли! Кружатся, хороводятся прозрачные длинные бокалы, наполненные всеразрушающим зельем. Неужели Блок был прав: «…истина в вине…»?! Боль, притупленная, заглушенная становится  сильнее и нестерпимее.   Одиночество... О нем пророчески   провидел, когда был еще совсем юнцом. «Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался…»
 Но есть на свете  «бедный уголок» с простым деревянным столом, покрытым нарядной  скатерочкой, с вязанными вручную длинными-предлинными цветастыми дорожками-половицами и с иконочкой, украшенной  расшитым рушником, в углу. Старушка мать,   с трудом встающая  с натруженных колен после горячей молитвы за «пропащего сына».   Здесь ждут всегда и стол всегда накрыт…
 Денников воистину волшебник! Маленькая кукольная сцена, устроенная на кровати гостиничного номера, в котором Есенин  провел свои последние четыре дня, разрастается до размеров огромной сценической площадки, позволяющей увидеть,  прочувствовать и откликнуться на каждый порыв духовных исканий  любимого  поэта. Его  взлеты и падения... Кто из людей вправе  судить о них?! Никто не посмеет бросить  камень! Никто из тех, кто видел этот спектакль…
  Певичку в искусственном, режущем глаза блеске праздных прожекторов мюзик-холла затмевает… простой    деревенский  старик, дряхлый, шамкающий беззубым ртом,  до слез  свой,  родной… «Ах, дедушка! Ужели это ты?.. И полилась печальная беседа Слезами теплыми на пыльные цветы…» Первые радостные мгновения этой встречи не затмевает даже то, что в местах родимых «…каланчой с березовою вышкой Взметнулась колокольня… без креста…» 
   Что вообще можно считать …  жизнью? Каждое ли  мгновение?.. Или лишь избранные  моменты, самые дорогие, самые ценные.  Когда   мальцом шел  с бабушкой  в  монастырь, еле волоча от усталости ноги, а бабушка все приговаривала: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст…»?.. Или когда  убегал из дома в луга,  любоваться как «Никнут шелковые травы…», наслаждаться запахом «смолистой сосны…» и «черемухи душистой…»,  послушать  «в тишине звенящий голос жаб…» или как «Звенит придорожными травами От озер водяной ветерок…»?..  Или когда кричал  толпе: «Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потемках освещать…» Или когда творил свой гениальный стих,  поражающий   духовной силой и глубиной: «Не каждый умеет петь, Не каждому дано яблоком Падать к чужим ногам…»!?
  Нет!.. Сергей Есенин жил каждый миг своей жизни! Да именно, жил и не боялся жить  «на полную катушку». Не боялся дышать полной грудью. Не боялся говорить о наболевшем, о том, что видел и  чувствовал. Не боялся  кричать... правду. Не боялся стихом своим резким, глубоким и хватким, словно мечом,   защищать то, что единственно ценно и дорого –  свою «страну березового ситца». Не боялся любить людей, не боялся верить в чистоту душ человеческих, даже когда его обманывали и предавали. «Люди, люди, дорогие мои, хорошие! Посмотрите на себя! Ну, разве не из вас вышли Христы?! Ну разве не можете вы стать Христами?! Неужели не пойдете на Крест умирать за благо ближнего?!»
  Он не боялся жить даже в  последние минуты, о которых провидел, и смиренно ждал своей смерти,  словно выполнял  послушание…  данное Свыше. … «Потому что все люди – это одна… душа…»  Он боялся лишь одного – солгать…
  «Да! Я – Есе-е-ни-и-ин!!!»…
Крик  пронзительный, призывающий,  пробуждающий.  Крик силы необычайной,  богатырской. Крик, способный объединить души   людские в единый вздох глубочайшего сочувствия. И  крик этот долго-долго звучит… где-то там,  в сценическом пространстве замирает в воздухе, обернувшись той самой  птичкой-ласточкой, коснувшейся крылом  щеки  поэта незадолго до его страшной смерти. «А вы знаете, что означает слово Есенин?.. Осень… Я кровью люблю это слово…» Ласточка-ласточка, весточка печальная. Правильно  понял тебя поэт, подивившись нежности твоего прикосновения.
  Оглушительный   выстрел...  Болтающаяся  пустая петля...  Окаменевшие мертвые маски… Мощные  всплески  «Романса» Георгия Свиридова    нарастают, объединяются в чудовищную стихию  и… обрушиваются в притихший   зрительный зал огромной ледяной волной. И нечем дышать!.. Захлебываешься в этом мощном натиске  чувств и переживаний. Сердце сжимается от боли.
 Поэт на коленях… так стоят на исповеди. Ворот  белой рубахи расстегнут…  так делают перед казнью. А  голос чистый, высокий… он проникает в такие глубины неизведанные, открывает тайники позабытые, хранящие все самое лучшее, что есть в душах человеческих. Голос этот  примиряет,   успокаивает, возвращает «на круги своя».  Звучит смиренно,  нежно, даже робко…  «Не жалею, не зову, не плачу… Все пройдет, как с белых яблонь дым…»   Он звучит…  Звучит!.. набирает силу,  заполняет собой все пространство, вдребезги разбивая ледяные преграды.    И в темной   глубине сцены вдруг вспыхивает свет.   Теплый желтый луч высвечивает… лицо. Лицо Поэта. Огромные, светящиеся  глаза, словно глаза ребенка… и слезы.
  Поэт победил. Любовь и свет всегда побеждают! Он, живой и невредимый стоит  перед запахнувшимся уже занавесом и на «бис» поет, озорно, весело поет, поет свой  бессмертный стих, словно впрямь воскреснув, набравшись сил у счастливой, не желающей с ним расставаться    публики, взирающей на него полными неописуемой радости  влажными от слез глазами.
  Три часа в театральном зале Театра кукол… Четыре времени года  словно четыре дня… четыре  страшных последних дня  в питерской  гостинице Англитер… И вся жизнь уникального  русского поэта Сергея  Есенина в исполнении уникального русского актера и режиссера Андрея  Денникова…               
   
       Безмолвные маски и незаменимые помощники в спектакле – ведущие  актеры театра: Ирина Осинцова, Яна Михайлова,  Максим Мишаев и художник - Анна Львова.               
               
       (статья напечатана в "Stop газете" № 10 2009 г.)