Самый молчаливый учитель

Алексей Буряк
  САМЫЙ  МОЛЧАЛИВЫЙ  УЧИТЕЛЬ         

  Этот учителя биологии я видел только на одном уроке в пятом классе средней школы № 14  г. Чирчика Ташкентской области в середине шестидесятых годов прошлого века… Только на одном уроке, но запомнил его на всю жизнь…
   Вместо заболевшей учительницы биологии в середине сентября, как только зазвонил звонок к началу урока, в наш класс вошла наш завуч, молодая, но очень строгая женщина с совсем ещё молодым пареньком, корейцем, изысканно одетым в совершенно новый костюм, с галстуком и с белой рубашкой…
  Как только мы встали из-за парт и приветствовали появление завуча и паренька молча, так как у нас и было принято, завуч с нами поздоровалась и прошла с новым преподавателем к доске.
  - Это ваш новый учитель по биологии, - сказала громко она, - Вы уже все стали почти взрослые, прошу серьёзно отнестись к изучению этого предмета.
   Немного помолчав, она назвала имя этого нового преподавателя и, пожелав ему успешного начала, вышка из класса, оставив худенького, стройного юношу, в совершенно чёрном костюме, наедине с нами.
   И тут наступило необычное молчание. Класс замер в ожидание что-то услышать от учителя биологии, похоже, только что выпушенного в этом году из Университета или педагогического института.  А учитель стаял перед нами как окаменевший, не решаясь что-либо сказать…  Я понял, что он, наверное, заикается, так как и сам заикался… Но так долго молчать как он я себе просто не мог позволить при ответах на занятиях. А тут молчание затянувшееся… Учитель постоял перед нами совершенно молча несколько минут. Мне было видно, что он вроде бы и пытается что-то сказать, но рот свой так и не раскрывает…  Постаяв так минут пять перед нами, он взял учебник биологии, открыл его на какой-то странице, развернул цветную иллюстрацию какого-то цветка или растения ко всему классу и замер с книгой перед нами. Рот у него так и не раскрывался, и мы не услышали от него ни единого слова за весь урок.
  В классе начали разговаривать, играть в разные игры, и даже не очень громко петь ходившие в то время приблатнённые частушки. Казалось, что всем было весело…
О чем-то своём начали разговаривать девчата… Кто-то переписывал не сделанное домашнее задание по математике. К концу урока шум в классе был порядочный, летали самолётики, и было какое-то чуть ли не светопреставление. Но, учитель биологии всё стоял перед нами молча и держал раскрытой книгу с цветной иллюстрацией, той, которую показывал нам в начале урока.
  Прозвенел звонок, учитель молча записал на доске домашнее задание, и так и не сказав ни единого слова за весь урок, вышел из класса.
  Ребята на перебой хвалили этого учителя. Говорили, что учитель замечательный и лучшего нам всем и не надо. Молчит и молчит, а мы все предоставлены сами себе. Занимайся, чем только душа не пожелает.
  На следующий урок биологии мы все или почти все ожидали этого учителя биологии с радостью. Ребята то и дело хвалили его. Говорили громко, что он самый лучший учитель в мире. Если ничего не объясняет, то и ничего и спрашивать не будет! Вот что главное было для любителей поболтать, да побаловаться…
  И вот прозвенел звонок. Мы все вошли в класс, и  с радостью и каким-то необыкновенным любопытством ожидали появления этого учителя.
  Но, каково было моё, да, наверное, и многих разочарование, когда вместо этого изысканно одетого корейца, появилась полная женщина с тройным подбородком…
  Фигура её была довольно массивна, а лицо от избытка жира было для меня просто неприятно… Да и к тому же голос у ней был какой-то басовитый, почти не женский, громкий и твёрдый, исключающий какое-либо баловство в классе в ей присутствие…
    Куда подевался тот стройный юноша, кореец, так и не сказавший за весь свой первый урок ни единого слова я так и не узнал…  Узнавал ли кто из моих одноклассников, я не знаю. Было у меня в то время ещё детство, состояние совершенно особенное. Когда хочется так многого сразу, что  было как-то и не до учителя, который появился перед нами так неожиданно на один урок, провёл его в совершенном молчание и исчез навсегда. Исчез навсегда, но он оставил память о себе. Оставил такую память, которую не оставляют очень говорливые и довольно опытные учителя!
  Это был самый молчаливый учитель в мире, которому за весь свой урок так и не удалось сказать ни единого слова! Разве такого не запомнишь?
  Этого учителя я запомнил на всю жизнь. И пока я живу, буду его помнить.
Этот учитель оставил след, след в моей душе своим молчанием.
  --- --- --- ---