Профессиональные заметки об американской школе

Ольга Виттингтон
Преподавание английского языка.


Американская система нахождения  вакансий учителем замещения в школах района заключается в телефонных звонках автооператора и помещении вакансий на специальном сайте AESOP (Automated Educational Substitute Operator). Начинаются эти звонки с 5 утра, противный строгий мужской голос( ты же ещё в постели!) требовательно говорит, что этот звонок для Ольги Виттингтон, если это Вы и Вы хотите работать, нажмите цифру 1, если Вы не хотите сегодняшних звонков ,нажмите цифру 2 , есди Вы не учитель замещения Ольга Виттингтон, нажмите цифру и так далее, короче, чаще всего я нажимала цифру 2, затем включала компьютер и заходила на сайт, доступный только учителям замещения.  Как правило, все самые интересные, хорошо оплачиваемые замещения появлялись либо поздним вечером, либо ранним утром.
После моего тренерского опыта я решила продолжить преподавание для младших школьников. Младшая школа в США принимает учеников с пяти лет ( в сентябре должно быть 5 лет). Теперь я могу даже различить по виду здания, для какого возраста предназначена школа, так как младшая школа - самая маленькая по площади и имеет относительно автономные отделения для детсадовского уровня и с 1 ( 6-7 лет) по 5 класс ( 10-11 лет)
Какие хорошие маленькие детки и какие озорники пятиклассники! А какие ябеды почти все - никогда не ожидала или я просто забыла свои младшие школьные годы! Ябедничают по любому  поводу: повернулся, посмотрел не в ту сторону, снял кроссовки под партой, сказал что-то ... Впоследствии я перестала обращать внимание, выслушивала внимательно, делала вид, что реагирую и ребёнок забывал про свои доносы моментально. В средней и  старшей школе я не сталкивалась с ябедничаньем. Полагаю, что если ябедничают, то уже профессионально и на ушко! Зачем ябедничать учителю замещения!
Работать с пяти - шести летними ребятишками настоящее удовольствие! Они ласкаются к тебе, им так ещё нужна мама, они озорничают, но без пакостей и с удовольствием помогают тебе! Школьный день построен по обычному принципу, но  у тебя время для прогулок и игр на специально огороженной детской площадке на территории школы, после ланча даешь им время полежать, поспать на ковре в классной комнате. Классы малочисленные и обязательно наличие учителя и его помощника. Строгое правило, и я потом поняла, замещая и учителей, и помощников, что двое взрослых в классной комнате просто необходимы с маленькими ребятами. За ними нужен глаз , да глаз!
Один из моих учительских дней, связанный с преподаванием в младшей школе в Вебстере для испаноговорящих детей английского языка, запомнился на всю жизнь.
Школа находится недалеко от моего дома, и я должна была замещать учителя для 5-6 летних ребятишек. Прошла, как обычно, через главный офис и зашла в свою классную комнату. Встретила меня помощница Мария, спросившая могу ли я говорить по-испански.
-Нет, - ответила я , - без заминки.
-Наши дети говорят и понимают только испанский язык, - сказала Мария.
Она  доброжелательно разговаривала со мной, объясняя  мне, как проходят уроки, как школа учит детей азбуке, простым словам и выражениям.
-Мария, Вы ведите уроки сегодня, а я буду Вашей помощницей, поменяемся ролями, - попросила её.
Мария с благодарностью взглянула на меня. Позже, увидев, что я выполняю любые задания и активно помогаю ей, перестала комплексовать и с уважением относилась ко мне. Учитель и помощник учителя в американской школе - большая дистанция в обязанностях, зарплате и ответственности.
В любой американской школе, любого уровня день начинается с произнесения клятвы верности американскому и техасскому флагу. Где бы Вас не застали слова по громкой связи: в классной комнате, в спортивном зале, в холле, в кафетерии , Вы останавливаетесь или встаёте и произносите слова верности, прижимая правую руку к сердцу. Затем наступает минута молчания, я так полагаю, для тех, кто верит в Бога,  или не верит, но остаётся наедине со своими мыслями или душой. Руководство школы делает несколько объявлений о каких-то событиях в школе, после чего начинается школьный день со  звонками, переменами, ланчем, горестями и радостями школьников и учителей. Один из таких школьных дней закончился “ горем” для меня, при выезде на траке со школьной парковки, меня остановили полицейские и я получила приличный штраф за превышение скорости (232 долл.), правда, произошло это событие в один из последних моих учительских дней в школе!
Возвращаюсь к радостным событиям, а, вернее, событиям, с испаноговорящими учениками и их обучению меня испанскому языку, Я не оговорилась, школьники с таким удовольствием учили меня испанскому счёту и словам.
Всё обучение было построено с использованием игровых моментов: настольные игры, в которые дети играли на ковре, 4 компьютера, в которые входили свми ученики, так как они были настроены на чтение рассказов, сказок, мульфильмов. Каждый ребенок был занят какой- либо познавательной игрой,
Мария приглашала двух- трёх ребят за свой круглый стол и занималась с ними чтением, буквами, счётом до 10. А потом все учили меня испанскому счёту до 10. Запомнила сразу до пяти, а мальчик по имени Луис - самый высокий и развитый, брал меня за руку и вел к карточкам, где были нарисованы простоые предметы, фрукты, овощи, называл мне их на английском языке, затем на испанском. К сожалению, запомнила только название помидор, наверное, из-за моей и его любви к ним!
День пролетел незаметно. Ходили обедать в кафетерий, гуляли, спали, занимались. В 3 часа 30 минут все ребятишки были разобраны родителями или посажены в школьные автобусы.
В плане преподавания английского языка мне больше всего запомнилось преподавание драмы и прозы в средней школе, в 7 классе. Преподаватель  поставила мне высшую оценку - 5 звёзд в моём файле школьного района. К этому времени я уже освоилась в школе, нет в школах района, научилась держать дисциплину, не боялась своего акцента, который производил неотразимое впечатление на учеников, особенно в высшей и средней школе.
Всё во мне было “cool” - моя речь, знание русского языка, рассказы о космических программах США и России, даже мужские часы со светящимся циферблатом, которые одевала в школу.
Уроки начиналились стандартно. Представляешь себя ученикам, затем проверяешь наличие студентов в классе, раздаёшь подготовленные их учителем вопросники по темам и добросовестно следуешь плану урока.
Преподавание же драмы заключалось в проведении репетиции пьесы в школьном театре ( настоящем маленьком театре). Узким извилистым коридором школьники привели меня театр, находившийся  недалеко от класса. Они владели ситуацией превосходно. Все расселись по своим местам. Несколько человек поднялось на верхний ряд зала и  занялось световыми эффектами по ходу пьесы.
Внезапно среди моих школьников появился молодой артистического вида с длинными светлыми волосами молодой человек по имени Майкл, по виду совсем мальчишка! Он мне представился директором школьного театра и , не спросив моего разрешения ( я - sub. teacher), взял инициативу в свои руки и начал репетицию. Проглотив обиду, я промолчала и внимательно наблюдала за ходом репетиции.
Затем прозвенел звонок и школьники быстро ретировались из театра и моего класса.
Проанализировав ситуацию, а именно: неумение Майкла владеть дисциплиной, его многословие и в принципе топтание на одном месте, то есть на одной странице пьесы, я решила репетиционный процесс взять под свой контроль.
Перед началом урока  объяснила Майклу, что я - главное лицо, я учитель и не могу ему разрешить подменять учителя в моём присутствии. По- моему, он растерялся от такой  наглости с моей стороны и исчез через несколько минут.
Пьеса была на судебную тематику с адвокатами, защитниками, свидетелями, обвиняемым и публикой. Смысла пьесы я так и не поняла, но дети знали свои роли и имели на руках тексты.
Смешно вспоминать! Села за стол, взяла в руки пьесу, сказала :
-Поехали, то есть GO!
Иногда, останавливала, ребят, если они теряли “голос” или не обрашали внимания на партнёров и публику, Стучала кулаком по столу, если публика - студенты - начинали шуметь. Давала оценки произнесённым монологам, выделяя чью- либо игру или обращая внимание на запинки в тексте или действии. Ребята воодушевились и мы прекрасно “пробежали” почти всю пьесу.
Обычно, я оставляю около пяти минут в конце каждого урока на вопросы, рассказы, обсуждения.  В этой школе ко мне подошла девочка с такой знакомой фамилией Иванов (на американский манер). Говорит по-русски, но с английским акцентом. Мама - американка, папа - русский, симпатичная доброжелательная девчушка, но уже 100% американка. Мы несколько раз общались с её мамой по телефону - удивительная история любви и знакомства, но она не имеет никакого отношения к преподавательской работе! 

Преподавание анатомии.


Уважаемые читатели, Вы, наверняка  знаете основное анатомическое строение человеческого тела. На этом же уровне находилась и я, замещая учителя в высшей школе в 11 классе.
11 класс - великовозрастные юноши и девушки, любящие поразвлечься и поиздеваться над учителями замещения. Одна из моих американских коллtг сказала мне невзначай, не понимаю Вас, Ms. W ( моё сокращенное имя в школе, так студенты назвали меня в один из моих первых учительских дней - Whittington) .
- Почему?
- Со старшеклассниками работать очень сложно, как Вам может нравиться работа с ними?
- Мне интересно с ними, я их учу и они учат меня, - ответила я, подумав про себя, что студенты, прежде всего видят твой интерес, любовь к ним, твоё внутреннее богатство, опыт, твоё желание отдать им свои знания. В ответ учитель получает их любовь, уважение, интерес к своему предмету.  Мой рассказ о преподавании анатомии - яркое подтверждение этого положения.
Тема моих уроков была респираторная система. Поскольку я всегда стараюсть приходить пораньше в класс, я рассмотрела все красочные плакаты кровеносной системы, строения всех органов и , конечно, органов дыхания. Села за стол, начала читать оставленный учителем план и запаниковала от количества слов, произношения которых я не знаю - трахеи, альвеолы и так далее.
Спрошу у учеников, - решила я.
Начался урок. Знакомство со школьниками. Моя краткая биография.
Тема урока - респираторнаея система, - продолжала я, - но прежде чем Вы начнёте работу с учебником, с ответами на вопросы, я хочу  Вам рассказать о вреде курения на собственном примере.
Я была завзятая курильщица, курила 1,5 пачки в день в течение 40 лет, - начала я свой рассказ.
-Какие Вы сигареты курили? - сразу же прервала меня девушка,
-More menthol, green.
-Ооо, - раздался восхищённый возглас.
В классе начались перешептывания, переглядывания.
-Безусловно, некоторые из Вас уже начали курить, - улыбнулась я. А знаете ли Вы почему я начала курить?
- Cool, fashion! -бросали свои реплики старшеклассники.
-Одна из причин, а главной причиной являлось, что курение - это занятие, заняты твои руки, рот , можешь многозначительно молчать, если тебе не о чем разговаривать с собеседником. Вторая причина - отдых от основной работы, то есть перекур. Очень быстро ты становишься рабом своей привычки, она доставляет тебе удовольствие, наслаждение. У меня до сих пор пальцы правой руки пытаются брать тонкие предметы, как сигарету, настолько прочно внедрился в мой  мозг процесс курения.
-Я бросила курить в одно из воскресений октября прошлого года. Выкурила пачку, оставила две полных пачки в траке и больше пока не дотронулась ни разу до моих сигарет. Нет, немного обманываю Вас, - продолжала я. Был момент в моей жизни после помещения моего мужа в отделение скорой помощи в 2 часа ночи, я возвращалась домой по пустынным магистралям центра Хьюстона. Я так захотела курить, открыла потаённое место, взяла пачку, посмотрела, расплакалась, положила назад, вела трак, рыдая, но так и не закурила.
 Я рассказывала и слезинки катились  по моему лицу.
Быстро взяла в себя в руки, увидев выражения соболезнования и понимания в глазах моих учеников.
-Могу совершенно чётко Вам сказать, ребята, что только сила воли может избавить Вас от курения! Вы молоды, Вам намного легче остановиться,так как Ваш организм молод, легко перестраивается. Подумайте на досуге над моим примером, ведь я не пользовалась никакими медицинскими препаратами, гипнозом, только силой воли. Просто я решила, что если что-то со мной случится, то мой тяжело больной муж останется без всякой поддержки.
Старшеклассники слушали меня, затаив дыхание. Плавно перешла к респираторным органам, вкратце объясняя, как никотин влияет на организм, лёгкие, горло, трахеи, по возможности избегая незнакомых слов. Раздала студентам задание. Открыли учебники. Прозвенел звонок. Прощаясь со мной, студенты бросили невзначай:
- Ms. W, если у Вас будут проблемы с дисциплиной на 6 уроке ( почему на 6 уроке - не выяснила) зовите нас, мы быстро наведём порядок!
 
Продолжение следует.