В степи

Нина Шорина
+V               
                Н.Шорина
                В  СТЕПИ
               
               
     Эта  история  случилась  давно,  когда мне  было  шестнадцать  лет.  Тогда  я  поехала  на  юг, чтобы  сняться  в  фильме  одного очень известного  режиссера.  История  эта  долго  мучила  меня,  пока, наконец,  я  не    избавилась  от  нее, перенеся  из своей  памяти на  бумагу.
    Сниматься  в  кино  я  начала  лет  с  десяти – я  сыграла  главную роль  в  одном нашумевшем  детском  фильме.  Слава  пришла ко  мне  сразу  и  легко,  но как  мне  помнится, только  помешала жить так,  как жили  другие  дети – беззаботно  и  весело.
Я  постоянно  чувствовала, что  на  меня  смотрят, что  от  меня  ждут  чуда. Мне  приходилось вечно  следить  за  собой,  как  следит  актер,  выступая  перед  публикой.  И  я  возненавидела  утро  и  день, – они  делали  мое  лицо  узнаваемым.  Я  полюбила  сумерки  и  глухие, безлюдные  переулки. Так  я  росла, обожженная  славой  и  продолжала сниматься  в  кино.
   Итак,  я  приехала на юг,  или,  вернее, – в  южные  степи.  Помню  пространство вокруг, пыльное небо,  сухие  травы,  фанерную  декорацию,  построенную  прямо  в  степи.  И  вот  однажды,  когда  я  стояла возле  этой  «фанерной»  степи,  вдали  от  группы – когда не было  съемок,  я  всегда  уходила  в  какой-нибудь  угол  или  далеко  в  степь, - прибежала  ассистентка  и  сказала,  что  режиссер  просит  подойти  к  нему. Я  подошла, как всегда,  робко:  я  несколько  робела  перед этим  очень  известным человеком,  хотя  ко  мне  он  всегда  был  добр,  никогда  не кричал – он вообще  на  актеров  не кричал, - а  меня  даже  хвалил  и  все  вокруг, вслед за ним,  тоже хвалили  меня  и  было  общепризнанным,  что  я – талантлива. Впрочем,  работала  я  с  увлечением, что  у  такого  опытного  режиссера  не  пропало  даром.
     Я подошла  и  улыбнулась.  Детской  и доверчивой  улыбкой,  которая  всегда  служила  гранью  между  мной  и  миром  взрослых, – в  шестнадцать  лет  я  еще  не чувствовала,  что  могу  перейти  эту  грань.
   Режиссер  взял  меня  за руку,  чего он  прежде никогда  не делал  и  сказал,  чтобы  я  вечером  пришла к  нему  в  вагончик. Он  жил  в  специальном  вагончике, привезенном  из Москвы  и  стоящем  в  степи.  Сказал  он  это  тихо  и внятно  и  я , почему- то, испытала  такое же чувство,  какое  испытывала  в  темноте просмотровых залов,  когда мне  в  затылок  тяжело  дышали  мятным  запахом.
  Я  старалась  уверить  себя,  что  это  просто  моя мнительность  и  что  режиссеру нужно  поговорить  со мной  о  роли,  хотя раньше  он  никогда этого  не  делал.  Во  мне  еще  глубоко  сидела  школьная  привычка  слушаться  завучей,  а  режиссер  здесь  был  человеком,  которого  боялись  все  без  исключения,  и  мне  и  в  голову  не пришло,  что  можно  просто  не  пойти,  сославшись  на головную боль. К  тому же,  если  я  не пойду,  он  поймет,  что  я   давно  уже  отошла  от   детства  и  вполне  разбираюсь  в  условиях  игры  взрослого  мира. А  это  означало  бы   начисто  стереть  защитную  грань, разделяющую наши  миры.
  Весь  день  я  чувствовала на себе  любопытные  взгляды  ассистентки  и других  членов  группы.  Они  смотрели  на меня  так,  как  никогда  прежде. И  я  неожиданно  поняла,  что  может  произойти  нечто  страшное,  непоправимое.  И прочла  я  это  во  взглядах.  Во  взглядах  людей,  которые мне льстили,  мной  восхищались,  уступали  место  в  автобусе  и  поили  горячим  чаем.  Но  то,  что  произошло  сейчас,  поставило  их  за  барьер,  за высокий  барьер  с  колючей  проволокой,  откуда  они  с  живейшим  любопытством  жестоких  зрителей  смотрели на  меня.  А  я  смотрела  на них.
  К  кому  могла  я  обратиться?  Кто  из них пойдет против  этого  режиссера с таким  именем?
 Я  вспомнила, как  властно  приходил  он  в  полутемный  павильон  и  садился  в  кресло  посреди  декорации.  Никто  не  решался  подойти  первым  и  все  прятались  за  фанерные  стены  пока,  наконец,  ассистентка  со  стаканом  чая  в  серебряном  подстаканнике  не  подходила  к  нему.  Если  режиссер  брал  стакан  и  отхлебывал  горячего  чаю,  то  из- за  декорации  начинали  потихоньку  выходить  другие  члены  группы,  стараясь,  как  бы  случайно,  попасть  в  поле  его  зрения  и  поздороваться.  Все  это  очень забавляло  меня  и  я  со  смехом  рассказывала  об  этом  знакомым.  При  этом,  для большей  выразительности,  я  сравнивала  членов    съемочной  группы  с  тараканам,  которые  попадая  в  полосу  яркого  света,  излучаемого  режиссером,  старались  как  можно  скорее  уползти в  темный  угол  и  отсидеться  там.  Я  знала,  что  каждый  готов  был сделать  что  угодно,  лишь  бы  угодить: режиссер  был  широким  человеком,  он  мог  заступиться,  вставить  нужное  слово,  подписать  бумагу  о  кооперативе.  Он  любил  покровительствовать. За  это  ему  служили  верой  и  правдой.
     И  я  вспомнила  об одной  маленькой  женщине,  жене  известного  актера, который  вместе  с  дочерью,  почти  ровесницей  мне,  приехала  сюда.  Она была  детской  писательницей  и  рассказывала,  как ездила  в  войну  под  обстрелом  на  передовую,  как  посещала  детские  дома,  как  выступала  перед  ранеными  и  сама  участвовала  в  бою.  Мне  нравились  эти  рассказы,  и  то,  как  она  их рассказывала  и рассказы  эти  поднимались  наподобие  облака  над  тяжелым  и  спертым  чадом  анекдотов.  Она , по  моему,  неплохо  относилась  ко мне  и  у  нее  самой  была  дочь,  и  мне  подумалось,  что  именно  эта  женщина,  совсем  незаинтересованная  в  режиссере,  сумеет  помочь  мне.
     Жили  они  на  краю  хутора.  Когда  я  вошла,  то  увидела  компанию  полупьяную  и  веселую.
Было  здесь  как- то надежно  и  я почувствовала  себя  уверенней.  Hеужели  эти  люди,  такие  сильные  и  веселые,  не  помогут  мне?  Была  я,  наверное,  бледна,  потому- что  эта  женщина  спросила  меня: “Что  с  тобой?”  Я  пробормотала невнятное.  Потом  сказала:  “Мне  нужно  поговорить  с  Вами.  Пожалуйста,  пойдем те куда- нибудь...”  Мы  прошли  в другую комнату,  женщина  села  напротив  меня  и  так  мы  просидели минут  десять,  пока  я  смогла  открыть  рот  и  что- то  весьма  бессвязно рассказать ей.  Потом,  я  бросилась  к  ней  и  сказала:  “Помогите мне!”
       Женщина  страшно  возмутилась.  Она  так  возмутилась,  что  у  меня  отлегло  от сердца.  Она  говорила,  что  и на  него  найдется  управа,  что  он негодяй  и  что  это  преступно.  Я слушала  ее  и  совсем  успокоилась.  Я  тогда  думала,  что справедливость  есть.  Она  сказала,  чтобы  я  шла  в  вагончик  к  режиссеру  и  что  они  сейчас  же  следом  за  мной  пойдут  туда  и  будут  гулять  поодаль,и  чтобы  в  случае  чего,  я  закричала.
 Я  немного  растерялась. Я  не  этого  ждала.   Я думала,  что  они  просто  укроют  меня  и  защитят  от  этого  человека.  И  вот,  с  дрожью  во  всем  теле  и  с  шумом  в голове,  я  подошла  к  вагончику.

     Режиссер  был  один  и  встретил  меня  очень  ласково.  Он  погладил  меня  по  голове  и  налил  чашку  чая,  к  которой  приложил  целую плитку  шоколада,  и  мы  стали  разговаривать.  Вернее,  разговаривал  он один,  а  я  пила  чай  и  ела  шоколад.  Он  спросил  меня,  кто  мои  родители,  что меня  интересует,  и  что  я  сейчас  читаю.  Я  очень  обрадовалась  последнему  вопросу,  потому что  я  как  раз читала  “Страдания  юного  Вертера”  и  я  сказала,  что  читаю “Страдания  юного  Вертера”  Гете,  решив,  что  одно  упоминание  об  этой  чистой  и  возвышенной  книге,  не  позволит  режиссеру  иметь  дурные  мысли.   Я пила  чай  и  меня  трясло,  но  чай  этот  я  все же  выпила  и шоколад  съела,  и,  вообще,  я  даже  и виду  не показывала,  что  догадываюсь  о чем- то  и  что  в  том,  что  я  пришла  к  нему  вечером,  нет ничего  странного  и  даже , напротив,  все  очень  мило  и  я  с  удовольствием  разговариваю  с  ним.
      Прошло  немного  времени,  и  он  предложил  пересесть  к  нему  поближе.  Он  сидел  на  кровати,  а  единственный  стул  в  вагончике  занимала  я.  Тут  я  уже  испугалась  и  сказала,  что  мне  нужно  идти,  что  я  хочу  спать  и  что  завтра  съемка,  но  он  достал  еще  шоколадку,  подлил  еще  чаю  и  мягко  и  с какой то  жилистой  силой  пересадил  меня  на кровать.  При  этом,  я  почувствовала  какие  властные  и  сильные  руки  имеет  этот,  в  общем- то,  старый  человек.
      Я  посмотрела  в  окно.  Там  была  кромешная  тьма.  Ни  одного   звука  не  доносилось  из степи,  где  стоял  вагончик,  и  я  очень  пожалела,  что  не  сказала,  что  мои  родители  какие – нибудь  влиятельные  люди. Может,  это  и  помогло  бы  мне,  но  я  сказала  правду  и  было  уже  поздно  врать.  И  тут  мне  в  голову  пришла  спасительная , как  мне  показалась,  мысль, -  уж  если  никто  не  может  помочь  мне!
“А  еще  я  люблю  музыку”.-  сказала  я.  Режиссер  заметно  оживился. “ Я люблю,-  твердо  и  решительно  сказала  я, -  “Апоссионату”  Бетховена.  Ее,-   сказала  я  и  покраснев,  решительно  посмотрела  в  глаза  режиссера, -  любил  Ленин”. Я  громко  отпила  из  чашки  и  откусила  кусок  шоколада.
    По видимому,  это  совсем  на  него  не  подействовало,  потому- что  он попытался  взять  меня  за  руку  и  даже  обнять.  Тогда  я  набралась  храбрости  и  сказала:   “ Не  надо.  Это  не  честно.”  Я  думаю,  что  и  это на него  не  подействовало.  Неизвестно,  что  на него  подействовало,  только  через  некоторое  время  я  спокойно  оставила  этот  вагончик  и  оказалось  в   темной  степи.  Ночи  здесь  были  особенно черными,    звезды  особенно  яркими  и  тишина. 
    Я  тихонько  позвала:  “Анна  Васильевна!”  Но  кругом  никого  не  было.  И  тут  меня  зазнобило, как  в  самую  стужу, потом,  меня  начало  трясти,  и  я  опустилась  на  траву  и  горько  заплакала.  Потом,  я  вскочила  и  побежала. Я  испугалась,  что  он  услышит,  как  я  плачу,  выйдет  и  вернет  меня:  ведь  вокруг никого  не  было,  ни  души. Правда,  неподалеку  в  степи горели  окна  других  вагончиков,  но  к  кому  из них я  могла  пойти,  и  кто  бы  мог  правильно  понять,  почему  я  сижу  ночью около  вагончика  режиссера  и  плачу.
      Но  почему  же не было  их ?  Наверное,  уже поздно  и  они  ушли.  Я  бежала по  степи,  падала,  слезы  затекали  мне  в  рот,  и  чем  дальше  я  удалялась  от  вагончика,  тем  громче  раздавались  мои  глухие  рыдания.
    Плакала  я  всю  ночь, хотя  мне  приходилось  сдерживаться  изо  всех  сил:  со  мной  в  комнате  поселили  еще одну  актрису.  Потому  я  уткнулась  в  подушку  и закрылась  одеялом. “Ты  что?”- спросила  меня  актриса. Тогда  я  сделала  вид, что кашляю  и  закашлялась,  и  сказала,  что, наверное,  простыла, когда  пила  холодную воду.  Под  утро,  я  уже не плакала.  Изредка,  слезы  вытекали  из глаз и  стекали  в  уши.
 
    Утром я  пошла  на съемку. Когда  я  села перед зеркалом  на грим,  то увидела  в  этом  зеркале,  как  странно  посмотрела  на  меня  гримерша  и  потом  стала усиленно замазывать  покрасневшие  веки  и  убирать  опухлость  лица.  Я  не знаю,  что  она  думала,-  знала  о  чем-то  или  нет,-  но  по тому,  как  небрежно  она  водила  по моему  лицу  губкой, а  не  прикасалась  осторожно кончиками  пальцев,  как  всегда,  я почему- то подумала,  что  ей все  известно.  Но что  все?  Она  могла  знать  только  то,  что  я  пошла  туда,  а  теперь, у  меня  красные  глаза  и  опухлое  лицо.  И  откуда  ей знать?  Это  мнительность. Откуда  ей  знать... И даже если  кто  и  видел,  как  я  иду  в  вагончик,  пусть  думают,  что  хотят: совесть  моя  была  чиста  и это  главное.  Я  быстро  оделась  и  побежала  на край  хутора.
   Меня  встретили  ласково.  Все  сидели  за столом  и  завтракали.  Садись,  выпей  чайку, -  предложила  Анна  Васильевна.  Я  ответила , что  не хочу  и молча  встала  в  дверях. “Ну  что,  там  меня  не  ищут  еще?”-  спросил  знаменитый  актер,  муж  Анны  Васильевны.  “Нет”,-  сказала  я.  У  меня,  наверное , был ужасный  вид,  потому что Анна  Васильевна  предложила  мне  зайти  в  другую  комнату  и  сказала,  что  сейчас  придет.  Я  прошла  в  комнату  рядом  и  села  на  стул. Я слышала,  как  за  стеной  стучат  стаканы,  как  тикают  часы,  как  громко  отхлебывает  чай  муж Анны Васильевны,  как  спрыгнула  с  печки  кошка.
     Анна Васильевна  вошла  и  прикрыла  дверь.  “Ну  как,-  спросила она.-  Что-нибудь  случилось?-  она  смотрела  на  меня  с  неприкрытым  любопытством.-  Ну  рассказывай!-  она  подставила  стул  и  села  рядом,-  Ты  знаешь,  мы вчера  не смогли  пойти  туда”.
    Как, их даже не  было?-  На  какое- то  мгновенье,  я  перестала  видеть  ее.-  Как  же они могли  не  пойти  туда?  А  если  мне  действительно  нужно  было прийти  на  помощь?-  Все  это  быстро  пронеслось  у  меня  в  голове. Я  молча  и  довольно  долго смотрела  на  нее,  вернее,  сквозь  нее  и  в  ушах  стоял  звон.
  “Да  ничего  не  было.  Просто  посидели  и  поговорили,  и  я  ушла,-  стараясь  улыбнуться,  как можно  более  непринужденней,  сказала  я.-   Это  просто  моя  мнительность.” 
   “Ну  вот,  видишь,  а  ты  боялась,”-  сказала  детская  писательница  и  в  ее  глазах отразилось  недоверие  и  еще  что то, похожее  на глубоко  спрятанную  заднюю  мысль.
   “Мне  нужно  идти.  Я  пойду...”  Я  боялась,  что меня  будут  ждать  или  искать, но  съемки  не  было  и  я  ушла  в  степь.  Я  ушла  очень  далеко  ото  всех:  пусть  поищут,  пусть  покричат  все  эти  рабы!  Вот  я  сейчас  лягу  на  траву  и  буду смотреть  на  небо,  и  мне  никто  не  нужен,  и  я  ни  к  кому бoльше  не  пойду.  Слезы  мешали  мне  смотреть  на небо.  Но  мне  не  хотелось  больше  смотреть  на небо,  мне не хотелось  жить  и  мне наплевать  было  даже  на  то, что  я  в  гриме и  что  я  испорчу  его.