Альберт Лиханов. Духовная эпидемия

Анатолий Обросков
Альберт Анатольевич Лиханов

Речь, произнесенная на XIII съезде Союза писателей России

 
Были времена, когда на писательских съездах мы спорили о том, что есть правда, художественность, как поживают жанры, и куда нам грести. Сегодня впору спросить: для чего и, главное, для кого литература? Где он, сегодняшний потребитель книг - жив ли, сохранился ли под копытами стада новых средств влияния - страдающих желтухой газет, порножурналов, беспринципных издательств, мерзкого телевидения, отвратного кино и неуправляемого интернета. Или он уже затоптан окончательно?
Взрослый читатель происходит из читающего детства, это очевидно. Но осталось ли у нас читающее детство? Ведь библиотеки, в том числе, школьные, сохранились, достойные книги, в том числе классика, стоят на полках. И дети читающие, вроде бы, есть. Но  мало. Читающих всерьёз, запоем, всё меньше. Но  это неудивительно. Ведь беда-то  творится с самим детством. Судите сами.
В 1991 году в России было 40.152.440 детей. В 2008 году эта цифра составила 27.000.000.  Потеря составляет 13 миллионов детей. И это, на мой взгляд, самый трагический показатель новых времён.
А каково, простите за выражение, качество детского мира?
800 тысяч - дети-сироты, и дети, лишенные родительского попечения. 700 тысяч - дети-инвалиды. В стране 1342 специальных коррекционных школ-интернатов, так называемых «школ для дураков», где живет 157 тысяч детей, а задержка психического развития (ЗПР) - приговор, выносимый  им один раз и на всю жизнь. Книг для них не существует. В России 3 млн. школьников, хоть раз попробовавших наркотики.  Около 10 млн. живут в малоимущих семьях.  Кризис, видимо, резко увеличит эту цифру, к ней прибавятся дети безработных.  Их уже сейчас  6-10 миллионов, и они, конечно, не бездетные. Около 400 тысяч детей стоят на учете в милиции, кроме того - около 10-15 тысяч детей сидят в колониях для несовершеннолетних, спецшколах и спецПТУ. Беспризорность, про которую несколько лет назад крепко пошумели, обрела скрытые формы, ребят отлавливают, но по данным Института детства нашего фонда, их не менее 1 миллиона, а число милицейских задержаний  детей составляет 1,2-1,5 миллиона в год.
Наконец, Президент страны только что сделал убийственное признание: в 2008 году жертвами насилия стали 126.000 детей, из них 1914 ребят погибли, 2330 подверглись насилию и получили «тяжкий вред здоровью», 12,5 тысяч детей находятся в розыске.
В 2006 году (статистика припаздывает) на 27 млн. детей было зарегистрировано почти 46 млн. диагнозов заболеваний, установленных впервые в жизни. Если признать, что хоть малая-то часть детей все-таки здорова, то остальные бедолаги имеют по 2-3-5-7 диагнозов сразу. А с учетом того, что эта впервые выявляемая беда не снижается, надо с горечью признать: нация больна  с детства.
Ну, а  что творится в головах у нынешних детей?  В прошлом, 2008 году, школу закончили 1.097.690 человек. Из них двойки получили:  по литературе и русскому языку 25,3%,  т.е.  277.715, по математике 23,5% - 257.957. Главная отметка ЕГЭ - тройка.  По химии её получили 36% - 395.168 выпускников, по биологии - 45% - 493.960.  «Стобалльников», т.е. отличников во всей России - по русскому языку - 620 человек, по математике - 62 , по физике - 81, по химии - 42, по иностранным языкам - ни одного! 
Вывод прост, как полено: современная система образования уже создала в России поколение быдла - полуграмотную, полузнающую, полуобученную массу,  пригодную, за малым исключением, для обслуги.  За исключением единиц, десятков, может быть, всего лишь сотен, которые в массе своей покинут родину.
Ну и последний штрих. Как утверждает МВД, количество интернет-материалов с детской порнографией увеличилось в 25 раз, число грязных ресурсов достигло более 300 млн. веб-страниц, средняя посещаемость одного такого сайта 30 тысяч человек в месяц.
Спрашивается, какое все это имеет отношение к литературе?  Самое прямое. И самое грубое: этим детям не до книг.  Или они  потребляют печатный мусор. Книга, может и занимает еще какое-то место в библиотечных шкафах, но не в детских сердцах. Этот разрыв становится все более очевидным.
Детство России, без всякого преувеличения, живет в обстановке самой настоящей духовной эпидемии. И гибнет от этой чумы. Духовная атака на Россию идет самым широким фронтом, и самым предательским образом идет изнутри. И в эти времена детям нужна литература,  написанная и изданная специально для них. Например,  инвалидам, у которых нет будущего. Им нужны не западные, а именно  русские книги, утоляющие боль, сеющие надежду с точки зрения нашей корневой ментальности и с позиции православия. Нужны книги для тех, кто оказался в состоянии никомуненужности, сиротства, кто свалился  на дно, оказался в колонии. Кто, наконец, просто беден - к примеру, растет детский туберкулез, болезнь бедности, и если ребят медикаментозно лечат, душевно их не поддерживает никто. В детских тубсанаториях, к примеру, остались книжки 60-80-х годов издания.
Небывалый, трагический по сути, кризис переживает вся культура для детей. Переделаны во взрослые бывшие театры юного зрителя, киностудия имени Горького, когда-то созданная для детского кино,  обслуживает телевидение, сломан и дотаптывается уникальный «Детгиз», масса художников детской книги уехала в США  - скупили на корню. И всюду правит духовной фальсификат, подделка под театр, кино, книгу. 
Что делать детской литературе в этом переломанном мире?  Осталось ли в нем место для воспитующих книг вообще, ведь и наша главная опора - классика и советская литература дотаптываются в школьных программах.
Скажем честно: плацдарм культуры детского мира невелик, а писательское сообщество отстало от трагической повседневности нашего детства.
Отстало и боюсь, уже не догонит.
 

Альберт ЛИХАНОВ
Писатель, академик РАО,
Председатель Российского детского фонда

http://www.detfond.org/leader/article14