Диалог с Достоевским - 15а

Геннадий Кагановский
ВООБРАЖАЕМЫЙ ДИАЛОГ С Ф.М.ДОСТОЕВСКИМ

О национальном самосознании
и межнациональных отношениях,
о вере и неверии, мире и войне
[1978 -1979]

Часть пятнадцатая: Мода сдирать кожу. – Французский социализм. – Христианская постановка вопроса. – Средство остановить содрогание земли. – Вот Бог, а вот порог. – Ось вращения.

Ф.М. Вы куражитесь над русской идеей, от еврейской тоже отмахиваетесь… а что сами-то предлагаете? Чему сочувствуете? Уж не социалистам ли? Есть среди нынешних мыслители, что изобретают законы, которые-де сделают всех счастливыми – сразу, вдруг, без всякой выделки, только бы эти законы утвердить. А ведь с невыделанными людьми не могут осуществиться никакие идеальные законы, даже самые очевидные!

Сделаться человеком нельзя сразу, надо выделаться в человека. Главное то, что мы не знаем как к этому приступить, что хорошо и что плохо. Всякое чутье в этом смысле потеряли. Все прежние авторитеты разбили и наставили новых, а в новые, чуть кто из нас поумнее, тот и не верует, а кто посмелее, тот, ей-богу, начнет еще сдирать со спин кожу, да объявит, что-де полезно для общего дела, а стало быть свято!..

Г.Г. А как же вы, Федор Михайлович? Не дожидаясь этой «выделки», хотите с невыделанными людьми нести миру «единственное слово истины»? Похоже на то, что и вы – для «общего святого дела» не пожалеете «ни кожи ни рожи».

Ф.М. Если уж говорить начистоту, людей останавливает только обычай, принятое на веру правило, почти что предрассудок. Если б кто-нибудь из «компетентных» чуть-чуть «доказал», что сдирать с иной спины кожу для общего дела полезно, и что, хоть это и отвратительно, всё же «цель оправдывает средства», – то, поверьте, тотчас явились бы исполнители.

О, пусть, пусть это мой парадокс! Тем не менее уверяю вас – это точь-в-точь так бы и было. Цивилизация есть, и законы ее есть, и вера в них даже есть, но – явись лишь новая мода, и тотчас же множество людей забыло бы про всё это. Даже мы с вами – неизвестно еще, где бы мы сами-то очутились: между сдираемыми или сдирателями? Смеетесь? А во Франции в 93-ем году разве не утвердилась эта самая мода сдирания кожи, да еще под видом самых священнейших принципов цивилизации?

О, конечно, у человечества много накоплено веками нажитых правил гуманности, из которых иные слывут за незыблемые. Но я хочу сказать только, что, несмотря на все эти правила и принципы религии, цивилизации, – в злобе дня, в текущем ходе истории, люди остаются как бы все те же навсегда, то есть в огромном большинстве своем не имеют никакого прочного понятия ни о чувстве долга, ни о чувстве чести, и, явись лишь новая мода, тотчас побежали бы все нагишом, да еще с удовольствием.

Правила есть, да люди-то к правилам не приготовлены вовсе. Скажут мне: да и не надо готовиться, надо только правила эти отыскать! Так ли? Удержатся ли долго правила, какие бы там ни были, если так хочется побежать нагишом?!

Зло таится в человечестве глубже, чем предполагаете вы, лекаря-социалисты. Ни в каком устройстве общества не избегнете вы зла, душа человеческая останется та же, ненормальность и грех исходят из нее самой, а не из устройства жизни.

Наконец законы духа человеческого столь еще неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределенны и столь таинственны, что нет и не может быть пока ни лекарей, ни даже судей окончательных, а есть лишь Тот, кому одному известна вся тайна мира сего и судьба человека.

Человек должен знать о себе, что он не судья, что он грешник сам, что весы и мера в руках его будут нелепостью, если он не преклонится перед законом неразрешимой еще тайны и не прибегнет к единственному выходу – к Милосердию и Любви.

Г.Г. Будь это ваше действительное кредо – я бы первый встал в ряды ваших пламенных сторонников. Но я знаю и помню ЧТО вы говорили мне совсем недавно и предвижу ЧТО вы еще скажете, может быть через пять минут. И выйдет так, будто вот «науке неведомы законы духа человеческого», но ВЫ, лично ВЫ – как раз и есть «ТОТ, кому одному лишь известна вся тайна мира сего и судьба человека».

Взываете к Милосердию, Любви, к «счастью человечества» и – во имя всего этого – внушаете и препоручаете «серым зипунам» как священную миссию – истребленье «неверных»…

Ф.М. Я могу повторять еще и еще: единственно возможное разрешенье всех вопросов – для всего человечества – именно РУССКОЕ. То есть нравственная христианская постановка вопроса.

В Европе она немыслима, хотя и там, рано ли, поздно ли, после рек крови и ста миллионов срезанных голов, должны же будут признать ее, ибо в ней только одной и есть исход. Ну а что такое, к примеру, французский социализм? Он ставит себе задачей разрешение судеб человечества не по Христу, а вне Бога и вне Христа.

Утраченный же образ Христа сохранился во всей чистоте своей только в Православии. С Востока и пронесется новое слово миру и спасет европейское человечество! Вот назначение Востока, вот в чем для России Восточный вопрос!..

Но для такого назначения нужен России Константинополь – как центр Восточного мира. Россия уже сознаёт себя, с народом и царем своим во главе, что лишь она носительница идеи Христовой, что слово православия переходит в ней  в Великое Дело и что дело это уже началось с теперешней войной.

А впереди еще века самопожертвования, насаждения братства народов и горячего материнского служения им, как дорогим детям!

Г.Г. «Новое слово миру», «слово православия», «самопожертвование», «насаждение братства народов», «материнское служение им» – это ведь, согласитесь, не более чем общие слова. За ними может таиться всё что угодно. Есть у вас в «Дневнике» такая тирада о клерикальных «революционерах-иезуитах»:

«Эта черная армия стоит вне человечества, вне гражданства, вне цивилизации и исходит вся из одной себя. Это армия Папы, ей надо лишь торжества одной Своей Идеи, а затем пусть гибнет всё, что на пути ей мешает, пусть умирает всё несогласное с ними!

Им несомненно необходимо обработать Францию в новом и уже окончательном виде и вымести из нее весь сор уж таким помелом, о каком до сих пор никто и не слыхивал, с тем, чтоб и не пахло больше никаким сопротивлением, и дать стране новый организм, под строжайшей опекой иезуитов, на веки вечные…

Чуть-чуть выборы окажутся для клерикалов невыгодными, то они и разгонят новую палату, несмотря на все конституционные и законные права ее. Что им законы, этой черной армии? Тогда настанет всеобщее осадное положение и военный деспотизм – и вот вы увидите, увидите, что это ужасно многим во Франции понравится…».

Читаю я это, а сам думаю: чем отличается от этой «иезуитской идеи» ваша, Федор Михайлович, «православно-русская идея»? Ведь и вы ратуете лишь за торжество «одной своей идеи» и тоже сметаете со своего пути всё, что «мешает» ей, всё «несогласное» с ней.
Не знаю, сколь справедливо вы судите о иезуитах и сколь верно это для Франции, но ведь и для России еще неизвестно что уготовано будет, если она откликнется на вашу «идею» и пойдет по указке вашей. Честно скажу: не представляю себе – что хорошего сулит России фанатическое ваше превознесение и обожествленье ее. Боюсь, как бы не случилось с некоторыми экспансивными «наследниками» вашими то, что описано Вольтером в «Царевне Вавилонской»:

«Несколько человек, будучи укушены бешеными собаками, заразили своим бешенством всю страну. Все граждане стали либо убийцами, либо жертвами, либо палачами, либо казнимыми, либо расхитителями, либо рабами – всё это во имя неба и в поисках Бога».

И не выйдет ли так, что из любви к Богу – por l’amor de Dies – питомцы ваши, памятуя ваши оды и панегирики Авторитету Силы, уподобятся персонажам другой вольтеровской повести и придадут такое чудотворное и благое значение публичному аутодафе, что обратят его не только против «еретиков», но даже и против стихийных бедствий.

Помните, в «Кандиде» Коимбрский университет «постановил, что зрелище сожжения людей на малом огне с большою церемониею есть несомненное средство остановить содрогание земли»?

Но это я между прочим. Хочу только еще уточнить: так ли уж «свищут с польскими соловьями в унисон» и так ли уж близоруки и непатриотичны «Биржевые ведомости», когда они пытаются образумить и охладить горячие головы, которым неймется испробовать на деле истинность ваших идей? Тон и дух статьи (так разгневавшей вас), несмотря на всю ее резкость, кажется мне уместным и справедливым. Если позволите, я повторю, вместе с автором статьи:

«Неужели несчастия, переживаемые теперь Россией, недостаточны еще для того, чтобы выгнать дурь из голов наших заскорузлых панславистов?! Неужели у них хватает духа продолжать юродство и скоморошество с этой всеславянской чепухой, приготовляющей для нас неисчислимые бедствия и всем нам давно уже опротивевшей?! Чего вы еще хотите? Какую еще новую кашу вы заварить желаете?

Чтобы бросить камень в воду, вас достанет на это, но вы должны помнить также, что камни, вами бросаемые, приходится иногда вытаскивать всеми народными силами, ценою кровавых жертв и народного истощения. Перестаньте же дурачиться, на всё есть свое время.

Если до сих пор во всех благоразумных людях вы возбуждали к себе только насмешку, то теперь к вам не иначе будут относиться, как с негодованием!..»

От себя, Федор Михайлович, добавлю: как намерены вы «насаждать братство народов»? Это и есть «материнское служение» России другим племенам?!

[Окончание Части пятнадцатой следует]