Общество потребления

Фома Заморский
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
 
Нравственные люди старшего поколения возмущаются нынешним взрывом материального потребления в российском обществе и отчасти правы в этом.

Когда-то, при коммунизме, материальное потребление слыло скудным, а само приобретение товаров носило унизительный характер. Человек всё время выбирал альтернативу - или гордо стоять в многочасовой очереди или подло покупать ликвидный товар через чёрный ход в магазин или иной распределитель.

Платные услуги при коммунизме обретались минимальными, и советский человек  понуждался для устройства быта своего становиться универсальным рабочим: сантехником, водопроводчиком, слесарем, плотником, поваром, полотёром, электриком, автомехаником, или вообще презреть быт и жить как свинья. Иными словами домашнее хозяйство носило полунатуральный характер.

В подобных условиях духовное потребление интеллектуального меньшинства приобретало особую роль, затыкая свободную нишу в корзине потребления. Советский интеллектуал мог заткнуть за пояс любого западного профессора своим кругозором, но подобной возможности ему не предоставлялось.

В отсутствии духовных потребностей малоинтеллектуальный человек затыкал пустоту в корзине потребления громкой популярной музыкой, пустыми разговорами и алкоголем – спасительной нишей для неудачников. Вся жизнь казалась ему неудачной, вследствие чего он постепенно становился алкоголиком в целях ухода из реальной жизни, поначалу в своём пьяном воображении и в конце – в форме реальной смерти.

Ныне в России заметно снизился уровень духовного потребления – люди мало читают, и потому плохо говорят и пишут по-русски, чтение заменяется низкопробными телесериалами, изготовленными циниками, с демонстрацией насилия с нецензурной речью. Интернет заменяет лекции профессоров и проповеди духовного сословия.

Объяснение просто – у большинства людей нет времени и сил на духовное потребление, поскольку надо всё время зарабатывать деньги, то есть жить, чтобы работать. Когда же человек начинает работать, чтобы жить, появляется интерес к духовной пище.

Всюду, пишут эти ископаемые нравственные люди, современные граждане России стали проявлять непомерный эгоизм и неукротимую алчность. И управы на алчность никакой они не видят.

В современных СОЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ придумали способ обуздывать алчность капиталистов прогрессивными налогами для борьбы с бедностью. Безусловно, введение прогрессивного налогообложения доходов и имущества образумливает дельцов и несколько усмиряет их алчность.

Однако российская бюрократия пока не хочет и не может в ближайшее время создать прозрачную экономику и прогрессивную налоговую систему, поскольку обе ей не выгодны. Когда захочет и сможет, то Россия станет социальным государством.

Справедливости ради надо сказать, что прогрессивными налогами усмиряется не алчность как таковая, а желание рисковать всем во имя больших прибылей. Как только обнаруживается брешь для проявления алчности, так наступает экономический кризис.

При прогрессивном налогообложении у алчных предпринимателей законно отбирается большая часть законной прибыли, и большинство капиталистов теряет интерес к процессу накопления в данной стране, но сама причина - алчность не устраняется.

Алчность свойство общечеловеческое и характерна как для богатого, так и бедного. Например, у меня есть соседи «нищие» и очень алчные. Всё, что у меня упало, у них нашлось. Моё это моё и твоё это моё, - шепчут они. «Нищие» написал в скобках, потому что в России принято прикидываться нищими, чтобы больше досталось от общественного пирога.

Мораль наших отцов и дедов относиться негативно к материальному потреблению носит традиционный характер. Мораль и нравственность до 1917 года в России оказывались близкими понятиями для большинства людей, что отличало нас от двуличной Европы.

Человек западного склада (яркий пример - белый англосаксонский протестант или WASP, двигатель прогресса) работает ради цели, а русский человек работал в основном ради процесса, помня о Боге и Христовых заповедях.

Как писал эмигрантский писатель Гайто Газданов в 1920-е годы, русскому человеку больше подходит буддизм, нежели христианство. Однако исповедовать буддизм в России климат не позволяет, - добавил бы я.

Подобная философия негативного отношения к материальному потреблению выработана как православной церковью в прошедшие века, так и марксизмом-ленинизмом (выработанным лично И.В. Сталиным), насильно поставленным на место православия.

В обоих случаях философия имела своей целью усмирить бедняка, или по причине нежелания улучшить жизнь трудового человека при царях, либо, при коммунизме, в целях подтягивания поясов советских трудящихся для милитаризации страны из-за самими коммунистами созданного противостояния всему миру частной собственности. 

Иными словами, отрицание материального потребления в России как цели существования основано на исторически крайней бедности и духовности большинства русских людей вплоть до XXI века и на желании работодателей сохранить норму эксплуатации на прежнем уровне. Русское общество тысячи лет существовало натуральным хозяйством и довольствовалось крайне низким жизненным стандартом.

Бедность – понятие относительное. Разве сравнить человека без паспорта в лохмотьях и без сапог в описании Льва Толстого с современным бомжем, одетым в дублёнку и меховую шапку и питающимся белковой и жирной пищей из городских мусорных баков? Да притом, что относительная цена водки за последние 20 лет снизилась в 4-5 раз, и бомж бесплатно ночует в обогреваемых помещениях.

С развитием капитализма в России с развитием экономики и с ростом производительности труда (с ростом среднедушевого ВВП)  изменяется структура потребления.

После стабильного обеспечения товарами первой необходимости к началу XXI века, начинается опережающий рост потребления услуг по сравнению с ростом потребления товаров.

Под платными услугами следует понимать не только такси, поезд Москва-Сочи, парикмахерскую и химчистку (как было при коммунизме), но и государственные услуги (услуги бюрократов, милиционеров, прокуроров, судей, надзирателей, военных), современные, не сравнимые с коммунистическими,  торговые услуги, медицинские и оздоровительные услуги, образование, юридические услуги, связь, транспорт, страхование, культура вся (от камерных концертов до книг), банковские услуги, информационные услуги, церковные услуги, сексуальные услуги, услуги Babysitters, услуги по уборке и ремонту помещений и так далее и тому подобное.

Советский человек с удовольствием стал воспринимать то, что ранее в глаза не видал, а именно насыщение потребительского рынка как товарами ежедневного и длительного пользования, так и услугами.  Стало удобнее жить, даже бедным.

Это привело к соответствующему изменению пропорции производства и занятости в структуре экономики.

Но рост доли услуг и снижение доли материального производства в ВВП не обязательно означает снижение объёмов производства товаров. Просто объёмы производства товаров могут увеличиваться медленнее, чем увеличиваются объёмы услуг.

Да и не нужно нам столько товаров. Китаю развитые нации продали лицензии на право производства товаров длительного пользования, и он закидал мир этими товарами.

Вообще говоря, ВСЯКОЕ общество и во все времена является обществом потребления.

Для измерения несправедливости в уровне материального потребления используется коэффициент Джини – чем выше коэффициент, тем больше разница между богатыми и бедными, тем выше уровень преступности против собственности.
Чем беднее народ, тем больше воров. Известно утверждение Пьера Прудона, что свободой бедного является свобода воровать.

Есть три уровня потребления – органическое (прожиточный минимум российского пенсионера), материальное и духовное.
 
Часть общества потребления воспитывается с духовными запросами, как на Островах Кука, так и в России.

Однако людей с духовными запросами всегда было относительно мало, как и вообще высокообразованных людей. Из столетия в столетие доля образованных людей растёт во всём мире.

Какая-то часть высокообразованных людей обладает чувством патриотизма и порядочностью. Эту часть общества принято называть аристократией. В России чаще употребляется расширительный термин интеллигенция, чтобы исключить из этого слоя снобов.

Хотя я встречал аристократов духа, как среди крестьян (казаков), так и среди рабочих, однако патриотизм их носит примитивный характер. Эта славная прослойка, правда, весьма и весьма мала.

Никакого противоречия между органическим, материальным и духовным потреблением нет – просто их размер и соотношение в общей корзине потребления зависит от производительности труда и нравственности индивида.

Один мой одноклассник, ныне профессор-политолог (вышедший из докторов марксистко-ленинской философии) и японист с удовольствием даёт дорогостоящие частные уроки японского языка, а в отпусках путешествует по Европе на своём Range Rover стоимостью 3 млн. руб., и продолжает клясть капитализм и «их» общество потребления. Ему и в голову не приходит снизить тарифы уроков для малоимущих слушателей или отдать часть капиталов на нужды сирот. Он хоть и высокообразованный и обеспеченный человек, но жлоб... и совсем не интеллигент.

Фома © Октябрь 2009