Счастье и свобода

Лев Полыковский
(РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО СТАТЬЕ Г.Д.ЛЕВИНА «СВОБОДА И ПОКИНУТОСТЬ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, 1997, №1

         Абсолютно свободным Г.Д.Левин называет индивида, способного поставить перед собой любую рациональную и конструктивную цель обладающий для её достижения всеми рациональными и конструктивными средствами. Поскольку в статье Г.Д.Левина оговаривается, что абсолютная свобода есть недостижимый идеал, то было бы полезно выяснить: какие условия способствуют приближению личности к указанному идеалу? По-видимому, чем более талантлива личность, тем легче ей выбирать цель из множества альтернативных вариантов, тем яснее она может формулировать эту цель и тем успешнее её достигать.
         Если же эта цель будет приносить личности величайшее творческое удовлетворение, то разве может быть большее человеческое счастье. Однако, чем более талантлива личность, тем более трагически она воспринимает материальную действительность, свою жизнь. Эту особенность очень ярко выразили писатели и поэты: Михаил Анчаров сказал: «Гении не рождаются, они только умирают», Евгений Евтушенко подтверждает: «Есть страшная участь поэтов». Писатели почти единодушны в том, что через души поэтов проходят все страдания человечества. Почему же именно талант буквально аккумулируют в себе не только все наиболее существенные радости человечества, но и лучше других осознают драматизм человеческого существования? Как известно, чем более талантлив человек, тем больше он по-детски непосредственен в восприятии и радостей и горестей. Может быть потому, что гении ближе других смертных подошли к разгадке всех труднейших проблем человечества. Возможно, они меньше других ощущают разлад с космосом, ибо осознают себя причастными к космосу. Ну а в раннем детстве, когда еще стандартизация воспитания не успела отбить у человека жажду познания, все дети - гении.
         Однако в чём же всё же исток трагичности, драматичности человеческого существования, почему многие таланты глубоко несчастны, в чём исток  нашей бренности и хрупкости??? Может быть в нашей несвободе? Если говорить о степенях свободы человеческого индивида, то конечно, такие её аспекты как социальная несвобода (свобода – это не только свобода слова, печати, общения, но и свобода от нищеты, не только свободное время, но и свобода от праздного времяпрепровождения); психологическая несвобода (иными словами это закомплексованность, подверженность личности вредным комплексам, мешающим её существованию, ещё опаснее зомбированность сознания человека, когда он находится в полном психическом подчинении управляющего сознания); биологическая несвобода (зависимость человеческого тела от болезней, старения и смертности); физическая несвобода (отсутствие у человека свободы от физических законов-запретов и привязанность к месту и времени и другим физическим ограничениям); интеллектуальная несвобода (невостребованность и недостаточная исследованность интеллектуальных ресурсов как личности в отдельности, так всего общества); информационная несвобода (неразвитость способностей общества в удовлетворении потребностей человека в получении и обмене информации) делаю жизнь человека трагичной. Если человек в вышеуказанных аспектах несвободен, то становится понятным, что вытекающая из этого его покинутость не всегда проявляется как следствие неразвитости общества, человека, окружающей его природы.
          Видимо покинутость в той или иной степени присуща всем без исключения людям, как следствие их великого космического сиротства, великого космического разлада, свойственного человеку, человечеству, разуму вообще. Почему великое космическое? Великое потому, что это  основополагающий, главный принцип, характеризующий существование человека, его важнейшее противоречие. Космическое потому, что связано с космической миссией человека как потенциального организатора Вселенной, что главные принципы человеческого существования реализуются через космос в широком смысле.
         Это радикальный отрыв от жизненно важных для человека явлений. Он выражен в форме внутреннего и внешнего разлада в человеке. Выделим три разновидности такого разлада. Внутренний разлад – это разлад между функциями и потребностями физического тела, души и духа, если исходить из религиозной версии организации человека (точнее христианской) или разлад между разумом (ментальностью), чувствами и духовностью, если основываться на материалистической версии организации человека. Одни люди по-преимуществу живут чувствами, другие отдают предпочтение разуму (рационалисты), третьи ищут высшие ценности в каждом акте общения с людьми, в каждом акте познания внешнего или своего внутреннего миров, в каждом акте воздействия на эти миры. И игнорирование по каким-то причинам интересов, связанных с духовностью, чувствами или разумом создаёт у каждого из людей свою специфическую форму разлада, которая зависит от того, чего из этих трёх компонентов в человеческой жизни недостаёт.
         Внешние формы разлада – это разлад между людьми (войны, конфликты непонимание, иные формы вражды или неродственных холодных отношений); между людьми и иными формами жизни и разума, между различными цивилизациями, между человеком и космосом.
         Таким образом, вся человеческая жизнь, осознаёт это человек или нет, есть постоянный поиск путей преодоления трёх типов разладов: внутреннего (у каждого человека), между людьми и между людьми и внешним миром (космосом). Это не только поиск резонанса на свои интересы во внешнем мире (космосе).
         Например, богоискатели в поисках гармонии между людьми (православные философы-новаторы Н.А.Бердяев, C.Н.Булгаков, Д.С. Мережковский, З.Н.Гиппиус, Н.Минский, Д.В.Философов и др.) развивали идею о «новом религиозном сознании», устремлённом к установлению «царства божьего на земле». Идея «всеединства» Соловьёва была тоже попыткой преодоления разлада между церквями, как путь к великому человеческому братству.
         А богостроители (А.В.Луначарский, В.А.Базаров, А.М.Горький) через обожествление коллектива и прогресса искали ключ к разрешению личностных проблем (страх смерти, одиночества).
         Сейчас эти страсти по поиску истинного бога, истинной религии, а фактически истинного жизненного пути приутихли, приобрели иные формы. Но вот в перестроечный и постперестроечный период возникло новое поветрие, новая мода – увлечение бывших атеистов и материалистов разными религиями, поисками путей к Богу, а через него к себе. Это вызвано крушением идеалов тех, кто исповедовал марксизм-ленинизм. Относительная полезность этого поветрия в том, что «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Чем предаваться пагубным порокам, лучше уж руководствоваться принципами любви к ближнему по И.Христу и его иудейским предшественникам.
         Принципы поиска религиозных идеалов лишены той поэтической возвышенности и чувственности, которая свойственна научному и художественному творчеству. Срабатывает принцип «мягко стелет, но жёстко спать». Вроде бы ближнего, в том числе и врага своего, надо любить, всё ему отдавать. Но упускается принцип селективности, избирательности человеческого общения, когда человек растрачивает себя на любовь к первому попавшемуся ближнему, и забывает, что наиболее ценно, результативно, взаимообагащающе такое общение, при котором контактируют именно родственные по духу души. Родственность душ означает резонансно высокий результат общения, на много порядков превышающий результат общения нерезонирующих друг с другом душ. Безусловно, любовь к ближнему, но не к духовному родственнику, в том числе и к врагу (мудрая любовь) ценнее, эффективнее, результативнее общения без любви с этим человеком, но любовь к неродственному ближнему не идёт ни в какое сравнение по эффективности даже с простым общением духовных родственников между собой.
         А селективный контакт, поиск общения с родственными душами есть мучительный процесс, сопровождаемый страданиями от безуспешности попыток найти, необыкновенной радостью от успешного завершения поиска, неравенством людей уже нашедших духовных родственников с людьми ещё не нашедшими. Возникает борьба за дефицитные родственные души, которая у нас называется охотой за серым веществом, утечкой мозгов, переманиванием талантов. Дело в том, что люди талантливые имеют на много порядков больший рейтинг претендентов на духовное родство, чем люди ещё не проявившие свои таланты. Этот рейтинг выражает ошибочную веру, что широко известные люди могут удовлетворять вашу потребность в духовном родстве больше, чем люди безвестные, а эта вера может очень затруднить поиск духовных родственников, ибо духовное родство редко зависит от внешних проявлений талантов. Духовные родственники часто не те, кто кажутся таковыми и которые лишь внешне подобны (по внешним признакам) таковым. Духовное же родство распознаётся по внутренним признакам.
         Трагедия Диогена, который днём с фонарём ищет себе родственные души, состоит в том, что у людей нет достаточно разработанной и достаточно эффективной методики поиска родственных душ.
         Итак, чтобы быть полноценно счастливым, нам следует поставить на первое место не поиск неких религиозных истин, а поиск своего великого космического предназначения в этом мире, поиск человека, родственных нам душ и поиск путей достижения нашей гармонии с этим миром (преодоление экологического разлада между человеком и природой). Кого же нам искать и как? Это поиск результативных духовных родственников: учителей или учеников, коллег по тематике творчества, делающих общее благородное дело, это высшие формы любви мужчины и женщины, такого порядка как любовь Ромео и Джульетты. Это высшие формы любви между родителями и детьми, наиболее ярко выраженные в идее Н.Ф.Фёдорова о нашем долге перед родителями и необходимости воскрешения наших отцов и матерей и всех наших предков. Это обозначенное Н.Ф.Фёдоровым общее дело подразумевает творческое родство всех людей, их интеллектуальное единомыслие и родство сердечных привязанностей и чувств. Но это лишь малая часть общего дела, составляющая великое космическое предназначение человека и связанная с преодолением великого космического сиротства человека (его тотальной покинутости).
         Поиск братьев по разуму в бесконечном космосе физического мира и в любых других мыслимых космосах является второй частью этого общего дела. Без братьев по разуму наше человечество – сирота в бесконечных просторах космоса. Американские астрофизики Харт и Типлер , а вслед за ними и И.С.Шкловский, пытаясь решить эту проблему, рубанули с плеча, объявив возможную уникальность разумной жизни во Вселенной. Но если мы одиноки во Вселенной, то наше земное человечество обречено на вечное сиротство в космосе.
         К счастью, успехи современной уфологии не оставляют камня на камне от идеи уникальности разумной жизни во Вселенной. Уфологами собран богатейший материал о неисчерпаемости многообразия форм жизни и разума во Вселенной и о множестве сверхцивилизаций. Всё многообразие глобальных проблем современности можно было бы решить силами коллективного разума содружества цивилизаций.
         Третьим аспектом великого космического родства (братства) является поиск духовных родственников на Земле в творческом аспекте. Это поиск единомышленников в любом благородном начинании. Кстати духовные родственники у любого из землян могут быть, чем чёрт не шутит, и среди инопланетян и среди умерших наших предков, воскрешение которых было бы очень важно для нас. И мы испытываем одиночество от того, что не можем побеседовать лично с полюбившимся нам писателем, учёным или одним из великих людей, которых сейчас нет среди живых. Недаром с ними проводят спиритические сеансы.
         И, наконец, четвёртая компонента преодоления великого космического сиротства  - это преодоление нашего разобщения с братьями нашими меньшими, нашего потребительского отношения к животным. Видимо любовь к животным заложена в нас генетически, а создание с ними отношения сотрудничества восстановит недостающий элемент в нашем отношении с природой. В идеале же, в будущем, восторжествует принцип вегетарианства.
         До сих пор говорилось о таких причинах нашего великого космического сиротства, как отсутствие родственных отношений с живым и разумным. Но возможны и такие формы нашего одиночества (сиротства) от неодушевлённого мира знаний (индивидуальной ключевой информации), мира явлений, т.е. природы, с одной стороны, и от накопленных человечеством достижений культуры, с другой стороны. Эта форма сиротства связана с нашим неумением осознавать полноценно природу и получать от неё истинное духовное удовлетворение. То же касается и массива знаний. Кроме того, сказывается и наша изоляция от некоторых источников впечатлений и информации, вызванная естественной организацией общества и природы.
         Таким образом, трагедия великого космического сиротства состоит в том, что мы страдаем от недостатка друзей, единомышленников, от утраты наших отцов и матерей, от недостатка полноценной любви, от дефицита информации, от неспособности понять, кто родственен нам по духу и где его найти, от неумения общаться, от изоляции земной цивилизации от инопланетян, от всего, что делает нашу жизнь полноценной. Смириться с великим космическим сиротством, воспринять эту нашу нынешнюю ущербность как должное – это значит узаконить нашу всеобщую трагедию, делать вид, что ничего не происходит, закамуфлировать глубочайшую рану в сердцах всех без исключения мыслящих существ.            
         Всякие формы смирения перед человеческими трагедиями есть камуфляж и попытка вместо решения проблемы воспитать в себе инстинкт привыкания к ущербному существованию. Именно такой вариант предложен и Иисусом Христом и его иудаистскими предшественниками, как подмена прямого решения всех проблем великого космического сиротства, как некая панацея предлагается смириться со всем, что на человека свалилось тягчайшим бременем и ограничиваться любовью ко всем случайно встречающимся на нашем пути, обманывая себя, что это не случайно, в том числе и к силам зла. И такой, мягко выражаясь, примитивный образ жизни без высококачественного, квалифицированного поиска выхода из глубочайшего человеческого одиночества (сиротства) именно этот образ жизни объявляется идеалом совершенства. Ни священник, ни учёный теолог не владеет методиками преодоления человеческого одиночества. Они могут лишь подобно психиатру, психотерапевту научить человека жить спокойно, несмотря на то, что проблема одиночества не сдвинулась ни на йоту с места. Они могут нас увести в сферу чисто духовных медитаций, когда вообще человеческое назначение на земле утрачивает первоначальное значение. И великая космическая миссия человека именно на Земле, как гармонизатора, организатора и ускорителя природы, через реализацию великого космического родства (братства) оказывается невыполненной. И потому мы приходим к необходимости максимально напряжённой героической, творческой работы человеческого духа по преодолению великого космического сиротства и раскрытию высшего назначения человека.
         Бесплоден и путь преодоления покинутости в поисках удовольствий, спокойной жизни, с помощью допинга, наркотиков, алкоголя, ухода в вымышленную (виртуальную или компьютерную) реальность, в иную, несуществующую систему ценностей.
         Частично покинутость преодолевается методом познания и приобретения навыка преодолевать дисгармонию методом активного усовершенствования отношения между сознанием и телом (например, используется в высших формах йоги: раджа-йоге, интегральной йоге и т.д.). Недостаток йоги в том, что она преодолевает разлад лишь внутри человека, но не может преодолеть разлада между людьми. Поэтому человек никогда не может быть самодостаточным, если он не будет в гармонии с людьми и космосом. Например, в йоге такую гармонию мыслят в полном слиянии с абсолютом, богом. Но принципиален вопрос: сохраняется ли при этом уникальность и своеобычность каждого без исключения человека, которые делают его назначение великим и космическим.
         Даже человечество никогда не достигнет самодостаточности без гармонии с другими цивилизациями, с космосом.
         Итак все виды нашей деятельности: и труд, и хобби, и наука, и религия служат одной цели: преодолеть ту дисгармонию своей жизни, которая разлаживает последовательность нашего существования. Но при этом важно, чтобы наша деятельность не противоречила великому космическому назначению человека. Неверно то утверждение, что если человек испытывает дискомфорт от своего труда, если он чувствует себя не на своём месте, если он ошибся в выборе работы, спутника жизни или друзей, то стерпится слюбится. Многие люди в таких ситуациях от отчаяния доходили до самоубийства, нервных срывов, превращения в алкоголиков, наркоманов или бомжей. Психологией привыкания к неродственному виду деятельности, неродственным душам можно лишь завуалировать проблему разлада, но не решить её.
         Правы те, кто рекомендуют нам избавиться от проблем. Дело лишь в том, от каких проблем избавляться, как избавляться и во имя чего. Если это осуществляется во имя великого космического предназначения (миссии) человека, во имя гармонизации космоса внешнего и космоса нашего внутреннего, во имя устранения трёх великих разладов человека, во имя устранения груза препятствующих нам проблем, тогда мы на верном пути. Погрязая же в мелочных, земных проблемах мы, вольно или невольно, совершаем массу предательств нашему великому космическому предназначению, которые в религиях, например, называют грехами, а в светской жизни преступлениями, аморальными поступками, уходом от активного творчества в уют мещанства и другие виды нетворческой деятельности, недостаточно творческой деятельности или даже в саморазрушающие виды деятельности, разрушающие сознательную человеческую личность.
         Может быть зло есть перерождение предательства нашему великому космическому предназначению в свою злокачественную форму, когда это зло наказуемо обществом или сверхсоциальными формами разума.
         Итак наше предательство состоит в том, что мы вместо того, чтобы искать и реализовывать своё великое космическое предназначение, освобождать себя от трёх великих разладов, ищем удовольствий и спокойной жизни, не преодолеваем трудности на своём пути, а смиряемся с ними, внушаем себе, что у нас всё хорошо, что и мир прекрасен и мы живём лучше всех. Это тоже путь избавления от проблем, но не проблем гармонизации нашего внутреннего мира, отношений между людьми, между людьми и космосом, самого космоса. В этих четырёх видах гармонизации состоит великое космическое предназначение не только человека, но и человечества. Причём у каждого из нас своя уникальная и неповторимая миссия в этом мире. А мы, не осознавая её, предаём во имя земных и мелочных проблем.
         Но существует один радикальный путь избавления от предательства такого рода проблем, мешающего нашему великому космическому предназначению реализоваться. Это путь великого космического братства (родства), путь поиска великого космического родства нас с людьми, внеземными братьями по разуму, с разумным космосом (сверхсоциальным очень высоких порядков).
         Как мы видим этот путь к счастью через свободу от мешающих нам несвобод, через преодоление покинутости к патернализму высшего высшего порядка, которую мы называем гениально-мозаичным слиянием всех элементарных единиц разума. Суть этого слияния состоит в резонансном усилении творческих способностей личностей от идеального подбора максимуму личностей дополняющих дополняющих их до до гениальности родственных им личностей. Когда в таком процессе гениализации через творческое слияние учителей и учеников и равноправных коллег по творчеству наступит насыщение, тогда всё общество превратится в гениальную мозаику счастливых в творчестве личностей, тогда все мы достигнем и максимальной свободы.
         Осталось только сделать одно весьма смелое предположение. Многие светлые умы ломали копья над копья над выяснением того от чего человек болеет, стареет и умирает. Одни видели это в генетическом коде, в котором запрограммированы эти наши нежелательные изменения, другие видели корень зла в пагубности метаболизма обмена веществ, число таких версий доходило до 100. Не претендуя на истину в последней инстанции, выскажем предположение, что человек страдает, болеет, стареет и умирает от одиночества, от тоски по родственным душам, от скуки общения с чуждыми ему взглядами и понятиями.
И на аморальный путь он становится тоже от этого. Он потому и грешит, что когда-то его высокие побуждения не нашли отклика в человеческих сердцах. А преодоление корня всех зол, одиночества – это не слияние с абсолютом, Богом, природой, не утрата индивидуальности, а слияние с родственными душами  на принципах диалога, общения, обмена чувствами, мыслями и опытом, с удержанием всего положительного и сохранением полного суверенитета и индивидуальной целостности.