Готика субкультура и пугало эпохи

Антон Морозов
Признаться, ко всем молодежным «шабашам» я всегда относился, да и отношусь, более, чем скептически: non amo quam non percipio – не люблю того, чего не понимаю, как говорили римляне.
Около полугода назад мне посчастливилось поучаствовать в одном научном (как мне казалось), связанном (как мне, очевидно, тоже казалось) с исследованием русского языка.
Первое, что бросалось в глаза –это, конечно же, внешний вид «интеллектуальной элиты» молодежи. Юноши и девушки были одеты исключительно в черное, правда, в различных вариациях и стилях. В общем-то, так и свершилось мое первое знакомство с готами.
Прожить неделю в окружении тех, кого считал, мягко говоря, странными людьми – вот то, что может по крайней мере хоть немного изменить сложившееся мнение. Не могу сказать, что в результате относительно длительного общения я стал готом, принял все догмы, но определенной симпатией к молодежному движению проникся.
Многие считают готов культурой поклонения дьяволу, скорее всего, за присутствие в большом объеме определенной символике и преобладание черного цвета над остальными. Кроме того, на грустные мысли наводят ночные прогулки по кладбищам, «сглазопорчи» и почитание праздником, скажем, Вальпургиевой ночи. «Мы не сатанисты! – однозначно утверждает Татьяна, готесса из Москвы. – Готом может быть представитель любой религии. У нас есть и православные, и католики».
Но, тем не менее, готика как движение все равно производит впечатление религиозного культа. И если со всем своим ведьмачеством они поклоняются не дьяволу, то кому? Вряд ли Богу. Ответ оказался простым: готы почитают смерть, служат ее культу. «Мы не поклоняемся смерти, мы просто видим ее красоту,» – говорит Таня. С этим постулатом, скорее всего и связано полуночное шатание по кладбищам, так раздражающее законопослушных граждан.
«Почему я люблю гулять по кладбищам? Ну, там тихо, спокойно,» – отвечает представительница готов Северодвинска Ксения Тимофеева. С одной стороны, это, конечно, один из необходимых атрибутов субкультуры, но лично я, общаясь, все же увидел у представителей движения собственную мотивацию (ну кто не любит осенним теплым вечером пройтись под сенью столетних кленов по тихому монастырскому кладбищу?). Вообще, кладбище можно назвать материализованным воплощением готических идеалов – единением смерти, потустороннего мира, и жизни, реальности.
Выделившаяся из пост-панка, готика не сразу стала самостоятельной субкультурой – музыкальное направление, весьма схожее с панком, сохраняется до сих пор, преимущественно на родине движения – в Германии.
Другое направление – это своего рода «Дракулы нашего времени» (нечто a-la “Underworld”) – «интеллектуальные» готы, именно те, с которыми столкнулся я на загадочном мероприятии, волшебным образом связанном с языком Пушкина.
Отличить «музыкального» гота от «интеллектуального» не составит труда: постпанковец – это обыкновенно испирсингованный, в кожаной одежде и с ирокезом добрый молодец, обладающий звериным оскалом и безумным взглядом. «Интеллектуальный» гот – это, как уже говорилось, этакий лорд-вампир с утонченными манерами, одетый в черный бархат, кожу и кружево по фасону XIX века – именно те, кого мы себе представляем, произнося слово «гот».
Безусловно, кроме первых двух групп существует и третья – наибольшая – люди, одевающиеся во все черное и считающие себя готами. Их число начало зашкаливать с момента первого показа телесериала «Папины дочки», так как вобрало в себя всех поклонников Насти Сиваевой.
Готическая субкультура живет уже около тридцати лет, но количество членов, в среднем, не изменяется, да и средний возраст гота составит что-то около 17-18 лет. Готика – молодежное объединение, хотя и существуют отдельные «адепты», оставшиеся верными «до конца». Но это, слава Богу, непоказательно. «Мы перебесимся и станем такими, как вы,» -- эта фраза из культового в свое время фильма «Курьер» в равной степени относится ко всем субкультурам и к готам в частности.
Домой я ехал с телефонной книжкой, исписанной адресами и телефонами готов со всей нашей необъятной родины – от Архангельска и до Ростова, от Белгорода до Красноярска. Кроме того, «добрые люди» нагрузили меня всякого рода терминами и понятиями вроде «анкх», «пой». Но главное – в сумке у меня лежал новенький дареный диск «Агаты Кристи», открывающийся песней «Опиум для никого» – «Я крашу губы гуталином, я обожаю черный цвет…»

фотоматериал предоставлен Кс. Тимофеевой (Северодвинск)