***

Владимир Паркаев
                Привод
             Из книги "Вовка Панин и его друзья"
               
                Конструктор

Васёк  и Вовка совсем помешались на всякого рода оружии. Из пушек и пулемётов в их отряде уже  стояла целая батарея, грозно охранявшая большой укрепрайон с землянками и пустырём с площадками для строевых занятий и игр в клёк и городки. Но пушки и пулемёты всё-таки не стреляли, автоматы и винтовки, развешанные на стенах в землянках – тоже.
Луки со стрелами вполне годились для стрельбы по стенам деревянных сараев и по стволам деревьев в лесу, но всё это было не то. Ребята часами разглядывали в «Пособии для допризывника» разные наганы и пистолеты, срисовывали их на доски и выпиливали, но это опять же были хоть и красивые, но бесполезные макеты.
-Плохо, что в наших местах никакой войны не было, - иногда думали ребята. – Вот где война прошла, там пацаны много оружия всякого до сих пор находят…
Время шло. И Вовка и Васёк всё шире познавали мир, им уже наскучило листать и перелистывать «Пособие…», тем более, что Вовкин старший брат Генка уже давно имел собственноручный поджиг, который почти как настоящий пистолет грохал по двору и по оврагу.
Пистолет заряжался серой от спичечных головок и имел в стволе запальное отверстие вроде как у кремниевых ружей средневековья. Вместо пуль могли использоваться  подходящие шарики от разбитых подшипников или из свинца, закругленные из кусков кабельной изоляции. 
Конечно, поджиг – это уже настоящее огнестрельное оружие, а не рогатка или даже лук со стрелами. Ребята понимали, что беспорядочная стрельба по улицам и переулкам может плохо кончится. Поэтому стрелять уходили далеко в лес, где в одном из глухих оврагов они оборудовали свой собственный  настоящий тир с мишенями из школьного тира, где иногда тренировались старшеклассники по программе допризывника.
Но недолго  Генкин однозарядный поджиг устраивал Вовку с Васькой. Ребята конструировали двуствольные и даже трёх и четырёхствольные поджиги, из которых раз за разом без перезарядки можно было выстрелить несколько раз – ровно по числу стволов. Но такая конструкция была всё-таки неудобна и громоздка – её нельзя было спрятать ни в какие штаны, а тем более под рубаху.
Где и как Васёк выкопал эту идею, но однажды он заявил Вовке и Шурке:
-Я сделаю с одним стволом, и он будет у меня многозарядный…
-Как это?.. Магазин что ли типа  маузера хочешь приспособить…
-И без магазина обойдусь… хотя это как раз и будет заместо магазина…
Как ни пытали Ваську его друзья, больше он им так и ничего не сказал. А через недельку он перед самой школой (на дворе стоял сентябрь) зашёл к Вовке, который уже дожёвывал свой завтрак и был готов топать в школу. Тут же слонялся и Шурка, поджидая обоих.
-Вот, - торжественно раскрыл свой заплечный ранец Васёк. – Я его уже разок испытывал, бабахает, как автомат…
Дома у Вовки никого не было, кроме младшего братишки, который ещё досыпал в своей дошкольной кровати. Васёк выложил свою конструкцию на табурет.
Это было что-то…Ствол из стальной трубки калибром не меньше пятнадцати миллиметров и длиннее обычного поджига, правда, ненамного. Рукоятка такая же…. Но самое главное – в задней части ствола не одно запальное отверстие, а целых четыре!..
-В один и тот же ствол я заряжаю сразу четыре заряда и стреляю, начиная от самого переднего, - разъяснил принцип действия оружейный конструктор Васёк.
Вовке смерть как захотелось попробовать пострелять из нового оружия, тем более Васёк сказал, что оно заряжено.
-В школу опоздаем, - недовольно забурчал Шурка, - и так уж нас ругают… давайте подождём до конца уроков…
Но какое там!.. Ребята вышли на заднее крыльцо барака. Проинструктированный Васькой Вовка держал поджиг за пазухой школьной гимнастёрки.
-Не вздумайте палить прямо отсюда! – опять попытался остановить азартных друзей Шурка. – Ох и попадёт же вам….
-Давай прямо в крыльцо стрельни и сразу побежим в школу, - поторопил Васёк Вовку, не обращая внимания на Шурку.
Вовка внимательно посмотрел по сторонам. На большом дворе и возле других бараков никого из взрослых пока не видно. Только далеко сбоку на куче песка возле сараев уже копошилась пара самых ранних и упрямых малышей.
Деревянная рукоятка пистолета удобно пристроилась в руке. Вовка прицелился в большой сучок на боковой стороне высокого крыльца и провёл спичечным коробком по всем четырём запалам. Потом, правда, Вовка так и не понял, сколько же у него прозвучало выстрелов, но то, что выстрелов было не меньше трёх – это точно.
Стоявший на крыльце Шурка срочно перебежал через барачный коридор на улицу, а Васёк с Вовкой воткнулись в стенку крыльца, изучая результаты стрельбы. Вместо тёмного сучка в доске зияло большое отверстие с белыми щепками вокруг.
-Вот это да!.. Вот это сила!..
-Точно попал!.. – радовался Васёк меткости своего пистолета…
А рядом с ними уже давно стоял… милиционер, который по каким-то делам пришёл в одну из комнат барака. Заслышав выстрелы, он и вышел на шум, где возле крыльца узрел двоих стрелков.
-Ну-ка дайте-ка сюда ваше оружие, ворошиловские стрелки…
Милиционер долго разглядывал чудо-оружие и даже спросил, как оно стреляет, на что Васёк добросовестно ответил.
-Эх, когда уж нам-то хотя бы такие пистолеты выдавать будут? – то ли в шутку, то ли всерьёз вздохнул милиционер. – А больше у вас нет таких?..
-Нет, но если надо, мы можем запросто сделать, - снова заторопился Васёк.
-Вот этого как раз и не надо. Вы понимаете, что из такого пистолета можно не только человека, но и быка пристрелить?..
-Так мы же не стреляем в людей, и даже в собак и кошек…
-Не хватало ещё, чтобы вы по людям стреляли, как в тире. Достаточно того, что вы светлым днём во дворе, где во всех углах люди ходят, стрельбу устроили… А вон детишки на песке играют и если бы пуля срикошетила и туда?!..
Ребята подавленно молчали.
-Дядя милиционер, нам в школу надо…. Мы и так уже опоздали.  А стрелять и поджиги делать мы больше не будем…
-А что я буду с вашим пистолетом теперь делать? Это оружие, из которого можно совершить преступление, а стрельба в общественных местах, которыми являются и дворы – это уже серьёзное преступление или, по крайней мере, злостное хулиганство и мне ничего не остаётся делать, как отвести вас в милицию для принятия мер…
На крыльце появился Шурка, который тоже не пошёл в школу, упорно дожидаясь своих друзей.
-Ага… ещё один стрелок… А ну спускайся сюда, показывай, что у тебя в портфеле…
Милиционер внимательно проверил содержимое Шуркиного портфеля и самого Шурку по штанам и за пазухой, но ничего там не нашёл.
-Ты можешь быть свободным и беги в школу, а эти друзья сегодня уже на уроки не пойдут…
Было видно, что Шурка напугался за судьбу своих друзей гораздо больше, чем сами виновники. Он сильно побледнел и только хлопал своими девчачьими ресницами, а в глазах даже что-то заблестело.
-Иди-иди, - подтолкнул его милиционер, - а   мы спустимся в наш отдел.

                В милиции

В длинном бараке в котором располагался отдел милиции, он завёл  ребят в одну из больших комнат, в середине которой одиноко стоял огромный бильярдный стол.
-Если хотите, можете пока потренироваться, прежде чем наш начальник решит, что с вами делать. Между прочим, тоже развивает точность и меткость глаза, даже получше, чем ваш пистолет и даже лук со стрелами…
Но ни Вовка, ни Васёк к бильярду не подошли, да они и не дотянулись бы до его зелёного сукна и шаров с кием в руках.
Ждали долго.  Часов, конечно, у обоих не было, и ребята не знали сколько времени. Как ни странно, но очень скоро ребята поняли, что их никто не охраняет. Они даже несколько раз выходили на высокое крыльцо милиции, где на них тоже никто не обращал внимания. А тот милиционер, как в воду канул.
-Вовка, давай убежим и спрячемся в какой-нибудь землянке, - зашептал, наконец, Васёк в ухо Вовке. – Там нас никто не найдёт, а кушать нам пацаны будут носить…
-Да ты что?.. Все землянки разроют…
Вовка уже  про это подумал, но их «арестовали» прямо возле своего барака, и он справедливо рассуждал, что  рано или поздно их всё равно найдут, и тогда будет ещё хуже.
-Да, - согласился Васёк, - в землянке долго не проживёшь…Особенно зимой…
Долго толкались ребята по коридору милиции, изучили все плакаты, которые заполняли коридорные стены. На плакатах лица героев милиционеров и описание их подвигов, а также правила ношения форменной одежды от фуражек и шапок, до ботинок и сапог. Здесь же и плакаты с оружием.
-А наш милиционер сказал, что им оружия не дают, - вспомнил Васёк.
-А может, и правда не дают – это же только картинки на стене…. Наверное, не зря он так долго твой пистолет изучал…
Наконец, (лёгок на помине) в коридоре возник их милиционер.
-Ага, вот вы где!.. А я уже наряд с собаками хотел в сторону вашего барака послать…
Вовка сразу подумал, что тот шутит, но успел прошептать в ухо Ваське:
-А ты хотел в землянке спрятаться… Уж с собаками-то они нас сразу бы там нашли…
-Вас сам начальник к себе требует… На весь Зеленогорск теперь прославитесь и всё благодаря мне, - продолжал весело скалить зубы милиционер. – А оружие ваше прямо в Московский  музей криминалистики пойдёт…Только вам за это никто спасибо не скажет…
Вовка пока не знал, что такое криминалистика и пропустил эти слова мимо ушей, думая про себя, что начальник, наверное, с ними по-хорошему долго разговаривать  не будет, и запросто может посадить даже в тюрьму. Васёк, скорее всего, думал то же самое.
Начальник в кабинете оказался не один. Васькин поджиг рассматривал ещё какой-то человек в обыкновенном костюме, а не в форме.
-Так кто из вас смастерил этот пугач?..
-Я, - шагнул вперёд Васёк.
-А стрелял кто?
-Я, - встал Вовка рядом с Васькой…
-Эх, какие геройские парни… Прямо хоть сейчас их на передовую с этим пистолетом, - засмеялся начальник с майорскими погонами. Вовка уже
давно разбирался в воинских званиях не хуже, чем с
таблицей умножения. – В каком классе учитесь?
-В пятом, - ответили сразу и Вовка и Васёк. – -Во второй школе…
-Ты только посмотри на них… По  двенадцать лет, а такими уже штуками занимаются. А что давно разбирался в воинских званиях не хуже, чем с таблицей умножения. – В каком классе учитесь?
-В пятом, - ответили сразу и Вовка и Васёк. - Во второй школе…
-Ты только посмотри на них… По  двенадцать лет, а такими уже штуками занимаются. А что же с вами ещё лет через пять-шесть будет?.. Из автоматов и пулемётов будете по улицам строчить?…
Начальник замолчал. Ребята тяжко вздыхали.
-Так что же с ними будем делать? –повернулся штатский за столом к начальнику. –Они ведь снова сделают себе такие и снова будут стрелять…
-Мы не бу-у-дем больше! – хором затянули Васёк м Вовка. –А стрелять и вовсе…
-И всё же надо их взять на заметку, а сегодня пусть напишут объяснительные…И с родителями надо будет потолковать. Кто у нас там участковый?..
Перетолковать с родителями – это означало самое страшное. И Вовка и Васёк  узнали почём фунт лиха вечером этого же дня. Вообще-то отец редко бил Вовку, как и других детей, мать чаще раздавала направо и налево шлепки и тумаки. Но иногда и отец  круто брался за воспитание и сегодня получился как раз тот самый случай. У Вовки несколько дней горела задница после солдатского ремня, оставшегося у отца, наверное, ещё с фронта.
-Мне тоже попало, - делился с друзьями на другой день и оружейный конструктор Васёк. – Один раз отец даже по башке ремнём попал, - трогал Васёк приличную шишку на затылке.
Через день после памятного привода в милицию, укрепрайон навестил  участковый милиционер. Ребята и раньше знали его. Это был хороший друг отца братьев Венедиктовых. Он часто бывал в гостях у дяди Васи, они выпивали за столиком в садике и долго вели свои беседы, вспоминая минувшую войну – наверное, оба были разведчиками. Участкового звали дядя Мансур, и  он, конечно же, видел ребячьи забавы в укрепрайоне, видел пушки, землянки, но в ребячью жизнь не вмешивался, так как наоборот считал, что ребята правильно делают, играя в войну, а не хулиганят днём и вечером по улицам и переулкам.
Но сегодня он подошёл к ребятам, когда от дяди Васиной калитки увидел, что Вовка и Васёк притопали в свои владения после школы.
-Так… вот мне интересно знать, что же всё-таки в ваших землянках творится?.. Может, там у вас оружейные склады, где хранится оружие наподобие того, что у вас милиционер отобрал?..
Он попытался по верёвочной лестнице заглянуть в подземные ходы, но, скорее всего, посчитал, что верёвочная лестница его не выдержит, и отказался от такой затеи.
-Да нет там ничего, кроме деревянных винтовок и автоматов, и луков со  стрелами, - горячо убеждали дядю Мансура Вовка, Васёк и подоспевший Шурка. – Тот пистолет был в единственном числе…
Поверил или не поверил дядя Мансур, но больше попыток залезть в ребячьи землянки он не делал, а Вовка с Васькой всё же не выдержали и сделали себе новые многозарядные поджиги, но стрелять теперь ходили только далеко в овражистые и тёмные леса…