Глава 4

Антон Евменов
--Всё!-днём пятого дня сказал Грэтт, устало садясь на землю.-Я больше не могу!Наш великий следопыт, великолепный Лунный Клинок, похоже, сбился с дороги, и мы, возможно, скоро выйдем прямо к какой-нибудь захолустной деревеньке кочевников из южной пустыни!А что, всё логично!Глен, видимо, воспылал страстью к какой-нибуть тамошней старой ведьме.А нам решил устороить сюрприз, в последний момент осчастливив приглашением на свадьбу!Я прав, старина?
--Нет, Грэтт, ты не прав.-спокойно ответил Глен.-А теперь вставай и пошли дальше.
--Я устал!-возмутился Грэтт.-Дай хоть пол часа передышки!
  Том был с ним согласен-он тоже зверски устал.Но Глен вдруг расплылся в улыбке.
--Хорошо, мы передохнём...-сказал он вдруг.
--Вот!-воскликнул обрадованный Грэтт.-Наконец-то слова нормального человека!
--...но прежде, Грэтт, прошу тебя-встань и сделай двадцать шагов вперёд.
--Что?Зачем?!-Грэтт удивился.Том тоже недоуменно выпучил на него глаза.-А чем плохо здесь?
--Сам увидишь!Ну, давай, давай!
  Том и Грэтт переглянулись, и пошли в указанном Гленом направлении, считая шаги.Перед ними оказался густой кустарник, продраться через него оказалось не так то просто, но они всё же сделали это.За ними неспеша шагал Глен.Вот они наконец выбрались из кустарника и шагнули на...дорогу!Лес оказался у них за спиной,  а на другой стороне дороги их глазам открылось широкое поле, покрытое желтоватой травой..Видно было далеко вокруг.А дальше, на другом конце поля, они вдруг увидели...
  --Дилл!Мы дошли!-воскликнул Грэтт.У Тома же просто не было слов.Он молча взирал на город.Хотя Дилл был и небольшим городом, он всё равно выглядел величественно.Город стоял на невысоком холме, распологаясь на его склонах.Вокруг холма высилась довольно высокая каменная стена.Были видны возвышающиеся над стенами башенки и здания.Несколько секунд они радостно любовались видом долгожданного города.Потом Глен сказал:
  --Нужно идти дальше.Если не будем медлить, доберёмся до города меньше, чем за час.
  --Ну, ладно, тогда пошли.Лучше отдохнуть уже на месте!-заметил Том.
    Грэтт кивнул, и они шагнули на дорогу, направившись в сторону города.
  --Постойте!-вдруг окликнул их Глен.Том и Грэтт повернулись к нему.Тот стоял, так и не сойдя с места.
  --Что такое, Глен?-спросил у него Грэтт.-Или ты всё же передумал, и решил устроить на привал?Но теперь и я не соглашусь на это!
  --Нет, что ты мелешь! Просто я не рассказал вам вторую часть плана.
  --А что это за часть?-спросил Том.
  --Как было написано в записке?"...Город не окажет серьёзного сопративления, весь основной гарнизон направлен...
  --В Кейп!-в один голос воскликнкли Грэтт и Том.
  --Точно!-Глен кивнул.-Ясно, к чему я?
  --Кто-то должен отправиться в Кейп, чтобы предупредить их!-проговорил Том.
  --Верно.Так...-Глен задумчиво посмотрел на них.-Ребята, вы должны отправиться в Дилл.Встретитесь с губернатором. Вы ему всё расскажите:о Лорде Бринне, о скором приходе его армии...и самое главное-Мерко!
  --А кто такой Мерко?-спросил Том.
  --С некоторых пор он советник при губернаторе Дилла.-нахмурившись, сказал Грэтт.-Большая скотина!
  --Так вот!-продолжал Глен.-Вы обо всём ему расскажите. Да, ещё одно-этот Мерко всюду ходит за губернатором, как хвост за собакой.Вы должны требовать аудиенции  лично с губернатором! Придумайте что-нибудь...
  --Весело получается!-Грэтт хмыкнул.-Примерно:"Здравствуйте, ваша светлость!Как здоровье? Кстати, ваш главный советник-предатель и государственный изменник, а к городу движется армия вашего лучшего друга и коллеги Лорда Бринна, чтобы разобрать город по камешку!"Он нам обязательно поверит!Ты-гений, Глен!
  --Закончил?Теперь слушайте!-Глен вытащил из-под плаща запечатанный конверт.На нём была печать в виде изогнутого клинка .-Это вы отдадите прямо в руки губернатору. Он прочитает письмо и проблем не будет. Губернатора зовут Альрик Ян.
  --Да знаю я, как его зовут!-сказал Грэтт.-Меня одно беспокоит-ты то успеешь?
  --Надеюсь, что успею.-Глен пожал плечами.-В любом случае, надо спешить. На счету каждая секунда. Удачи вам, ребята!
  Он похлопал их по плечам и, спрыгнув на дорогу, побежал по дороге на северо-запад. Том и Грэтт ещё пару минут молча смотрели ему вслед.
  Молчание нарушил Грэтт:
  --Ладно, парень!Надо идти.
  --Да, нужно спешить!Можем не успеть!-оживился Том.
  --О, нет!-притворно испугался Грэтт.-Только я избавился от этого зануды, а теперь и ты!Да, в наши дни никому нельзя верить!
  Так, болтая и перешучиваясь, они двинулись к Диллу.
    Как и предсказывал Глен, чуть меньше часа спустя они уже стояли у городских ворот.Они были широко открыты позволяя торговцам и путешественникам беспрепятственно входить в город.У ворот стояли закованные в доспехи стражники и проверяли телеги и повозки.Они вели контроль над въездом в город.Том и Грэтт вступили под арку ворот.
  --Эй, стойте!-окликнул их один из стражников.
  Они остановились.Стражник подошёл к ним.На отполированной до блеска кирасе была нашивка из красной материи-признак высокого воинского звания.
  --Кто вы такие?-спросил он.
  --Я-учёный.-соврал Грэтт спокойным голосом.-Явился в этот прекрасный город, жемчужину юга, дабы узреть знаменитую библиотеку при дворе великолепного Альрика Яна.
  --Хм...На какую библиотеку?!
  --Ох!Вы что?! Как это-"на какую библиотеку"?!-Грэтт притворно изумился.-Жить в этом великом городе и не знать о прекрасном собрании книг сэра Яна!-под конец он сорвался на крик. Тому стало не по себе. Но, к его удивлению, вместо того, чтобы разозлиться, стражник смутился. А Грэтт тем временем продолжал:
    --Ладно, юноша...-сказал он снисходительно. Это, кажется, был перебор! Стражнику было лет сорок, а Грэтту по виду не дашь и двадцати пяти.Но стражник по-прежнему смущённо опускал глаза.-Конечно, меня притягивает не столько сама библиотека, сколько Систрийцисские рукописи, найденные там недавно. О них-то вы знаете?
    --Э...Ну...-стражник не знал, что сказать. Но, судя по виду, этот амбал и о существовании азбуки вряд ли подозревал.
    --ЧТО?!-взревел Грэтт. Остальные стражники-три человека, обернулись к ним.-Да это святотатство! Как в городскую стражу берут таких тупиц?!-Грэтта было не остановить, но-о, чдуо!-Стражник покраснел и смущённо уставился в землю, как ребёнок, которого отчитывали за кражу варенья из бабушкиного буфета!-Я немедленно подам жалобу лично губернатору!
    --Что здесь происходит?-спросил один из трёх подошедших на крик стражников.
    --Это возмутительно!-обратился к ним Грэтт.Все трое были ещё моложе того.-Не знать о том, что в твоём собственном городе найдены редчайшие Систрийцисские рукописи!
    --Э...Я сам разберусь, ребята!-поспешно отогнал их прочь стражник-жертва Грэтта.Ему явно не хотелось краснеть перед младшими по званию коллегами. Трое стражников удалились к двум телегам, которые до этого проверяли, а тот снова повернулся к ним.
    --Так...Э...Я думаю, вы можете пройти, только...
    --Так-то лучше!-Гордо сказал Грэтт.-Но учтите! Я иду прямиком к губернатору! Сегодня же вас с позором уволят! Идём, Том!
  И быстро зашагал в город.Том, еле, поспевая, бросился за ним.
    --Постойте!-через пару шагов их догнал бедный стражник.
    --Что тебе?-презрительно бросил через плечо Грэтт. Том уже вовсю наслаждался происходящим.
    --Это...там...пошлина...-забормотал бедняга.
    --Пошлина?!-Грэтт резко обернулся.-Разве не достаточно того, что я натерпелся твоего невежества?! Да я...
    --Нет-нет!-поспешно сказал стражник.-Конечно, не нужно никакой пошлины! Только...
    --Что ещё?-отрывисто, но уже более спокойно спросил Грэтт.
    --Я прошу вас, не докладывайте обо мне!-этот верзила чуть не плакал.-Эта работа для меня-всё! Я с детства...Вот уже двадцать лет!..Я...Я сделаю что угодно! Молю вас!
    --Ну, что ж...Грэтт видимо, понял, что перегнул палку и говорил теперь более мягко.-А ты обещаешь заполнить досадные прорехи в своём образовании?
    --Да, да! Непременно!-обрадованно закивал стражник.-Завтра же!
    --Ну...Ладно! Так и быть! Но учти! Я буду лично справляться о твоих успехах! И если не сдержишь обещания...
    --Сдержу! Клянусь!
  И он побежал обратно к воротам. Том посмотрел ему вслед.
    --Том! Идём.-окликнул его Грэтт.
  И они пошли дальше по улице. Грэтт тут же свернул в какой то тихий пустынный переулок и расхохотался, осев на землю. Том тоже смеялся.
    --Ты видел его лицо?-сквозь смех простонал Грэтт.-"Прошу, не докладывайте..."...ох! Не могу!..
    --А что это за библиотека и рукописи такие?-спросил Том с опаской. А вдруг ненароком Грэтт и его отсчитает за невежество.
    --Да не знаю я!-сказал Грэтт отсмеявшись.-Я импровизировал на ходу!Только лицо изменил.
    --Что?!-изумился Том.-Изменил лицо? Но ведь...оно совсем не изменилось!
    --Для тебя-да.-обьяснил Грэтт.-И для меня, если в зеркало гляну. И для всех людей, которые меня знают. А для остальных я-древний старик-учёный. А ты мой ученик и попутчик. Я и твоё лицо слегка подретушировал. Отличный способ бесплатно пройти мимо стражи. А теперь-раз!-при слове "раз" он сделал короткое движение пальцами правой руки.-Теперь с нашими лицами всё нормально.
    Он поднялся на ноги.
    --Ну, ладно, хватит пока веселья!Мы всё-таки здесь по делу!
  Тому осталось только покачать головой-с таким попутчиком не соскучишся!
  И они, выйдя из переулка, направились по широкой улице.
  Улица Странников, по которой они шли, начиналась у городских ворот и уходила вглубь города, прямо на главную площадь.По этой улице постоянно шли люди, только что прибывшие в Дилл.Поэтому вдоль неё стояли всевозможные трактиры и гостинницы.Двери всех завидений были настеж открыты, словно приглашая усталых путников зайти.Отовсюду слышались весёлые голоса и смех, доносились аппетитнейшие запахи.Но Грэтт, шедший чуть впереди, неумолимо двигался вперёд.Вскоре они, миновав улицу, вышли на центральную городскую площадь.Она была очень широкой, прямоугольной формы.С каждой стороны от неё лучами расходились улицы.Напротив того конца площади, где вышли Том и Грэтт, стояло красивое трёхэтажное здание.Центральный вход в него находился на уровне второго этажа, к нему вела широкая лестница.У входа стояла стража.
    --Дворец губернатора.-сказал Грэтт, повернувшись к Тому.-За мной!
  И он уверенно направился к каменным ступеням, ведущим к центральному входу.Поднявшись по лестнице, они подошли к дверям.Стражники преградили им дорогу.
    --Куда?!-грозно спросил один из них-рослый детина с огромной алебардой наперевес.
    --Пропустите!-сказал Грэтт не менее грозно.-У нас важное сообщение для господина губернатора!
    --Да ну!-хмыкнул стражник.-А что это за сообщение такое?
    --Не твоего ума дело!-ответил Грэтт.-Это информация государственной важности! В твоих же интересах нас пропустить, если не хочешь проблем с начальством!
    --Ну, ладно, ладно!-быстро спохватился стражник.-Не велено впускать, я и не впускаю! Сейчас доложу, вас примут!
    --То-то же!-кивнул Грэтт и стражник удалился.
    Потом повернулся к Тому и подмигнул ему.
    --Не волнуйся, парень! Всё оказалось очень просто! Скоро отдохнём на полную! Губернатор устроит нам царский приём! Когда я...
  Он не успел договорить, двери снова открылись, из-за них показался стражник, а с ним ещё один человек-пожилой мужчина, обсолютно лысый, в тёмно-синем камзоле.
    --Добро пожаловать, господа!-елейным голосом проговорил он и низко поклонился.-Простите, что заставили вас ждать! Проходите, вас уже ждут!
Они шли за привратником по длинной широкой галерее. Паркетные полы были застланы коврами, стены завешаны гобеленами с гербами Дилла. На стенах в специальных нишах стояли резные подсвечники с горящими свечами. Иногда с права и слева попадались  другие коридоры, ведущие вглубь дворца. Неконец они остановились у широких резных дверей.
  --Прошу вас!-сказал привратник, толкая тяжёлые створки.
Они оказались в просторном зале. Он был оформлен так же, как и  галерея, по которой они шли.С потолка свисал огромный канделябр, в котором было не меньше сотни свечей. Он очень хорошо освещал зал так, что не оставалось ни одного тёмного угла. В центре помещения стоял большой круглый стол. Вокруг него стояли кресла. В одном из кресел сидел какой-то человек. При виде гостей он поднялся. Он был не высокого роста, худощавый. Чёрные как смола волосы были коротко острижены.Тусклые серые глаза пристально смотрели на вошедших.
  --Можешь идти!-сказал он привратнику.
Привратник поклонился и вышел, закрыв за собой двери.
  --Добро пожаловать!-сказал он Грэтту и Тому.-Я рад приветствовать вас во дворце сэра Альрика Яна, губернатора славного Дилла!
  --И вам того же, сударь!-Грэтт поклонился, Том последовал примеру.-А почему сэр губернатор не встречает нас сам?
"Это не губернатор?-подумал Том.-А кто это, интересно?"
  --Губернатор нездоров.-холодно ответил человек.-Я временно исполняю его обязанности.
  --Правда?-Тому показалось, что в голосе Грэтта послышалась ирония.-А что с ним, позвольте узнать?
  --При всём уважении, сударь, это не разглашается.-человек сделал несколько шагов в их сторону. Тому стало не по себе.-Просто передайте мне ваше послание, а я велю проводить вас в ваши покои, где вы сможете отдохнуть.
  --Сожалею, но я обязан передать послание лично губернатору.-уклонился Грэтт.
  --Быстро передай мне послание, мальчишка!!!-внезапно зло прошипел человек, приближаясь к ним.
  --Нет! Я не могу!Я требую встречи с губернатором!-спокойно ответил Грэтт.
  --Нет! Ты передашь его мне, гадёныш!-снова прошипел человек. Потом он крикнул,-Стража!
  Открылась одна из дверей и в комнату вошли несколько солдат.
  --Взять их!-приказал человек.
Грэтт хмыкнул, картиннозакатил глаза, поднял вверх посох и...внезапно незнакомец резко поднял правую руку, с кончиков его пальцев сорвалась вспышка яркого синего света, и в одно мгновение  врезалась в грудь Грэтта. Тот коротко вскрикнул и упал на пол. Том изумлённо и в то же время испуганно вскрикнул.
  --Унести его!-вскрикнул незнакомец.
  Потом повернулся к Тому.
  --Ну?! А ты? Только не строй из себя героя! Скажи мне, что вам было велено передать губернатору?!
Том не знал, что делать. Мысли носились с бешеной скоростью. Что с Грэттом? Что будет с ним? Успеет ли Глен?
  --Ну?!-повторил человек.
  --Я...ничего не скажу!-одним духом выпалил Том.
  --Ладно! Увести его!-сказал человек стражникам.
  Внезапно Тому на голову обрушился сокрушительный удар, и он, даже не успев упасть, потерял сознание.