Солдаты Чеченской - скорбим и помним

Иванова Наталья 2
                Траурные церемонии на Богородском кладбище

  Каждый год, 25 сентября, начиная с 2000 года на Богородском кладбище в Ногинском районе проходят траурные мероприятия. Тогда впервые девять лет назад в подмосковный Ногинск привезли фрагменты 266 тел - неопознанных останков военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга в первую и вторую Чеченских кампаниях.
  В этом году по приглашению руководства Московского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» на торжественном траурном митинге на Богородское кладбище присутствовала также и делегация сергиевопосадцев. Почтить память погибших на братское захоронение приехали  председатель Сергиево-Посадского районного Совета ветеранов Валерий Кругликов и руководитель Московской областной организации инвалидов – участников боевых действий «Единство» Олег Гаврилов, который в составе сводного отряда милиции Московской области в 1995 году штурмовал Грозный и наводил там конституционный порядок. В составе делегации были также участники боевых действий и ваша покорная слуга. 
  День выдался на редкость приветливым и щедрым на тепло солнечных лучей. К 11-ти часам  на автобусах Минобороны стали подвозить матерей и родственников погибших ребят. Кремлевский взвод почетного караула подчеркивал значимость мероприятия. Многочисленные венки от министерств и ведомств несли в строгой шеренге люди в военных мундирах. Перед родными и близкими погибших выступили председатель МОО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Сергей Князев, почетный член этой организации Глава Ногинского района Владимир Лаптев, руководитель Всероссийской организации родственников погибших в локальных войнах Татьяна Рубан, представители духовенства, другие официальные лица. От лица Губернатора Московской области, героя Советского Союза Бориса Громова был зачитан приветственный адрес для матерей безвестных героев Чеченской войны. После того как представители Богородского благочиния отслужили траурную панихиду об усопших, была выпущена стая белых и сизых голубей в знак чистоты помыслов погибших в Чечне и устремления их душ к Небу.
  Очень тяжело было наблюдать за тем, как после официальной части церемонии матери погибших разбрелись по аккуратно скошенному полю, на котором установлены гранитные таблички с надписью «Неизвестный солдат». У каждой матушки в руках были гвоздики, бессмертники, искусственные веточки цветов – у кого, на что хватило денег. Сердце кровью обливалось, когда слух невольно улавливал: «Вот тебе цветочек от меня, сынок, и тебе тоже, может здесь моя кровиночка лежит…» Часть табличек были с фотографиями, именами и надписями о датах рождения и смерти погибших. С того дня как из Ростова на Дону, и из Рязани привезли два рефрижератора с останками неопознанных бойцов (266  военнослужащих, ушедших на войну со всех концов России). Их имена постепенно восстанавливаются. Ведется кропотливая работа: берутся пробы ДНК – 128 матерей наконец-то узнали, что их сыновья захоронены в Московской области. Девяносто останков были перемещены за сотни и тысячи километров на малую родину. Но часть матерей, те, кому была уготована участь получить вместо похоронки повестку о том, что рядовой или  офицер такой–то  пропал без вести, до сих пор надеются на провидение свыше – на то, что их сын жив. Даты табличек на могилах опознанных солдат (по разным причинам матери и родственники погибших или за неимением таковых уполномоченные лица останки не тревожили и оставляли в  братской могиле) гласят о разных событиях тех печальных страниц из жизни страны: 1994, 5, 6 г.г., 2000 год и далее. По крупицам восстанавливают судьбы солдат Майкопской бригады,  других полков и соединений. Ведутся поисковые работы, исследования. Родные  военнослужащих обретают, наконец, статус родственника погибшего. Легче ли от этого, нет – у всех по разному. Трагедия Чеченской войны стала всеобщим горем для всех жителей нашей страны. Ничто не восполнит семьям погибших горьких утрат. Но мы все разделяем это горе и скорбим вместе с ними. Не потому ли из года в год могилы солдат этого единственного в России захоронения  жертв Чеченской войны ухожены и не забыты. А матери – они ежегодно приезжают   сюда на это ставшее святыней место, и те, кто увез цинковый гроб на родину, и те, кто из-за финансовых и прочих трудностей до сих пор ждет своей очереди. Общее горе сплотило их и породнило навсегда. Траурный митинг, экскурсия по городу, гостиничные номера, поминальный обед,  цветы, гостинцы, сочувствие, дорога в оба конца, оплаченная военкоматами на местах – это все, что им осталось. А их сыновьям – память, только так они продолжают жить, эти настоящие российские парни, принявшие на себя самый страшный удар последних вооруженных конфликтов.
                Текст статьи в газету "Сергиевские ведомости"