Они сражались за...

Евгений Грудин
                Пьеса.
        Действующие лица.

Иван:                русский солдат ( рядовой ).

Застойников С.П.:      полковник.

Капустин:                сержант ( сын генерала ).

Рывков:                рядовой.

Мышкин:                ефрейтор.

Фриц:                немецкий офицер ( обер-лейтенант ).

Крюгер:                немецкий офицер ( штурбанфюрер ).

Шольц:                немецкий зольдат.

Пантелеич:                партизан.

                Картина первая.
                Действие первое.
                Явление первое.

   Иван, Капустин, Рывков, Мышкин и Застойников С.П. в блиндаже Застойникова.

Застойников С.П.:   Так вот, ребятки, сам товарищ Сталин приказал вам идти на это правое дело. Старшим группы назначаю сержанта Капустина. Всё можете идти. А ты Капустин задержись.
   Все выходят из блиндажа. Остаются Капустин и Застойников.
Капустин, вытягиваясь, во фрунт:   Я вас слушаю.
Застойников, подкуривая от стоящей на столе коптилки:   Я бы тебя Петя, не послал, но ты ведь сам понимаешь...
Капустин:   Чего понимаешь? Ничего я не понимаю. Вы мне что обещали? Говорили, что буду у вас при штабе сидеть - тушенку лопать. А оно вона как - в разведку иди.
Застойников:   Ну ты, Петя, не кипятись. Я что ли виноват. Я бы тебя и не посылал, но главный взятку не взял. Сказал, что деньги сейчас не главное. На них по нонешним временам ничего не купишь. Мол, голодное время. Тушенки у него и самого полно, а другого у меня ничего и нету.
Капустин:   Вам что мой папенька говорил? Чтобы вы меня берегли, под пули не выставляли. А вы?
Застойников:   А я тебя и не выставляю. Вот пойдете по лесу и если, не дай Бог, стрелять начнут, так ты в кусты - прыг. И лежи там пока пальба не кончится. Недаром же я с тобой Ивана посылаю. Он сам со всем справится.
Капустин, надув губы:   Да, вам хорошо говорить. Вы вон как глубоко под землей. Никакой снаряд или бомба не достанут.
Застойников, положа руку на плечо Капустина:   Ну так надо, Петенька. Иди сынок. А вернешся сразу медаль Героя получишь и два ордена Красной Звезды. Гарантирую.
Капустин, широко улыбаясь, задумчиво:   Два ордена и медаль. Хорошо, я согласен.
Застойников:   Вот и хорошо, вот и ладненько.
                Явление второе.
   Иван, Капустин, Рывков и Мышкин в траншее. За траншеей виден лес.
Капустин, строго, приказным тоном ( в голосе чувствуется нетерпение получить медаль и два ордена ):   Выходим сейчас же.
Иван, поучительно:   Сейчас нельзя. Светло ещё. Надо ночью.
Капустин, нервно:   Приказы не обсуждаются. Приказы выполняются. Я сказал сейчас, значит сейчас.
Иван, обреченно:   Сейчас, так сейчас. Пошли, ребята.
   Все выползают из окопа по-пластунски и углубляются в чащу леса.
                Действие второе.
                Явление первое.
   Лес. Те же и Пантелеич.
Голос Пантелеича, его самого пока не видно:   Стой! Руки вверх!
    Капустин падает на землю и закрывает голову руками. Остальные поднимают руки вверх.
Пантелеич:   Кто такие?  Куда идем?
Иван:   Мы солдаты Красной Армии, идем в разведку. А ты кто такой голос из лесу?
Пантелеич, выходя из-за дерева:   А я красный партизан. Пантелеичем кличут. Давеча отбился от своих и заблудился. Возьмите меня с собой, я вам ещё пригожусь.
Рывков, радостно:   Конечно возьмем. А руки нам опустить?
Пантелеич, вешая винтовку на плечо:   Конечно нет. Тьфу. Что я говорю. Я в смысле рано нам руки опускать. Землю-матушку от супостата освободить надо-ть. А вы-то, конечно, опускайте.

                Явление второе.
   Те же, там же, только немного дальше по лесу, а также Шольц и Фриц. Впереди слышится немецкая речь.
Пантелеич, пригнувшись и взяв винтовку на изготовку:   Тихо! Впереди немчура.
Капустин, вальяжно:   Какая-такая немчура? Откуда здесь немцам взяться?
   Тут раздается автоматная очередь. Капустин моментально, одним прыжком, бросается в кусты. Оттуда выбегают два человека в немецкой форме. Одного, ударом приклада винтовки по голове, укладывает Пантелеич. Второй убегает. За ним с криком:"Стой! Падло, застрелю!", бросается Мышкин.
Пантелеич, щурясь лукаво по-ленински:   А здорово наш командир их из кустов шуганул.
Иван, озираясь по сторонам:   Кстати, а где Капустин? Мне полковник за него голову оторвет.
Капустин, вылезая из кустов на четвереньках, испуганно:   А где немцы?
Рывков, поправляя ремень и пилотку:   А вона. Одного Пантелеич повязал, а другой утек.
Мышкин, запыхавшись, выходя из лесу на поляну:   Таки да утек. Больно прыткий оказался, стервец.
Иван, печально:   Ну, какой-никакой, а язык у нас все же есть.
И уже совсем поникшим голосом:    Благодаря, конечно, сержанту Капустину.
Повернув лицо к залу:   Едри ж твою через коромысло.
Капустин, гордо:   А вы как думали. Не зря же меня начальником перед вами поставили.

                Картина вторая.
                Действие первое.
                Явление первое.

   Оккупированное немцами село. Деревенская хата. Стол, стул. На стене портрет Гитлера. В хате Фриц и Крюгер.
Фриц, стоя по стойке смирно:   В лесу объявились красные.
Крюгер, поднимаясь из-за стола:   Сколько?
Фриц:   Человек пять не больше. Но зато большие профессионалы. Не успел я по ним очередь из автомата дать, как один из них бросился к нам. Автомат у меня из рук выбил. А вот Шольц замешкался. Его и повязали. Мне же с Божьей помощью удалось убежать...

На этом пьеса обрывается. Остальное сгорело во время салюта 9 мая 1945 г.