Мужская дружба...

Маргарита Фортье
Друг мой…,  Друг мой,   сегодня ты позвонил первый. Нарушил  молчание длившееся   долгий год. И вот мы сидим в  недорогой кафешке друг против друга.

 И наплевать, что вибрирует телефон неотвеченными вызовами, и наплевать, что  из спиртного только вино, а из   закусить только сигарета.

 И я  первый беру слово.
 
-А как я  без тебя?  Да никак. Глотал  воздух, когда трудно  в этот чертов  кризис, как принято называть сейчас наступившее время, благодаря горе-политикам.
 
Карабкался,  когда топили конкуренты. Выживал, лавируя под гнётом налогов.   Иногда вечером  не находил выхода, но вспоминая тебя, Друг мой, я знал, что  тебе еще труднее и стыдился своей слабости.
 
Бизнес не терпит простоя. Я шёл дальше. Иногда один, иногда с непостоянными и ненадёжными,  иногда с врагами.  Люди  которые за моей спиной не должны терпеть, ждать. Им надо кормить семьи, растить детей, платить и  отдавать кредиты, они  живут  ожидая зарплаты, возлагая надежды.

Им все равно,  что давят налоги, что заказчики  тянут с  платежами, что все проверяющие так же ждут подачек иначе задавят проверками. Им всё равно .  Это правильно, каждый делает своё дело.  И  я кручусь, и верчусь. Всю жизнь  сплошной бег.
Забыл когда отдыхал полноценно.

Зачем я говорю тебе это? Да просто мы разругались, так нелепо, ставя каждый свои амбиции в противовес. Погорячились, по–мужски   послали друг друга, думая, что так жить станет легче.

Я честно скажу, я  ронял слезу, от того, что терял друга.  Дурацкая обида  грызла изнутри,  не давая  осмыслить, сделать  первому шаг навстречу.

А помнишь, как мы, босоногие пацаны,  бегали подсматривать  за деревенскими девчонками в бане. Как устроившись  на чердаке,  хихикали, рассматривая уже оформившие фигурки. 
А потом наделав шума,  получили  от них тумаков,  да еще и родители добавили . А ты твёрдо стоял на своём,  не выдавая зачинщика .
 
 А когда я картошкой  чуть не выбил тебе глаз ,ты опять не выдал меня . А пожар? Ты помнишь пожар ? Ты первый тогда сказал: «Давай  погреемся у костра». А ветер разнес искры по всему    селу ,чуть не спалив  пол деревни . Получили вместе  от отцов. Они уже знали, что пытать  и узнавать кто виноват бесполезно. 

Много чего  было....Но мы стояли стеной друг за друга всегда и во всём.    

 Я влюбился,  женился,  а ты тихо отошел на второй план. Понимал, что  первое место заняла  та, единственная  и любимая. Ты приходил в гости,  и я видел твои взгляды  в сторону  моей жены. Видел, что нравится она тебе. Но я всегда знал, что ты не позволишь  перерасти  симпатии   в любовь и ранить меня  в самое сердце. Ты мой друг.

Ты женился потом. Брак был не удачный ,прожил в нем всего год. Брак без любви, это хомут . Дочь  осталась   без отца. А ты уехал, чтобы всё начать сначала  . И череда браков  следовала друг за другом , заканчивая отношения  новым  ребенком.
Тебе не везло с  женщинами. Нет! Тебе везло с женщинами, но не везло с жёнами. Все они были похожи, и ты не любил ни одну из них. Ты искал  ту, которая есть у меня. Одну и единственную.

 Я закончил институт. Ты не стал учиться дальше. Окунулся в то кооперативное время, начал гонять машины из-за кардона. А я корпел над учебниками, поднимая одновременно двоих сыновей.
Первые деньги  вскружили тебе голову. И ты  решил, что нашёл золотую жилу, что успех будет всегда, что  совершенствоваться, расти,учиться  и напрягаться, особо не стоит. Это был  твой выбор.

Я учился. Работал.  Создал маленькую фирму . Раскрутился .Наладил бизнес.
Наши дороги разбежались на какое-то время. Но мы помнили друг о  друге.Перезванивались.  И через несколько лет  вновь  нашли  друг друга  в другом городе. Даже здесь,  в столице , судьба  нас   свела вместе. 

Ты всё так же гонял машины, но время стало другое. Люди  немного вздохнули  и почувствовали  оттепель  в  финансах. И твоё занятие   не стало приносить  доход. А ты больше ничего не умел.

Время ушло, мы стареем, молодые  с мозгами, другим мышлением, рисковые  и  смелые наступают на пятки.
 
 У тебя опять новый брак. Новый, не значит  счастливый. Опять дрязги, ревность, твои  уходы и приходы. Я был жилеткой, выслушивая  твои  недовольства, твои  хныканья. Предлагал стабильную работу у меня на фирме, но ты разучился работать, потому что  привык к свободному  графику,  свободному времени. Привык к свободе.
 
 Ты просто попросил финансовой помощи в новом твоем деле. А проще говоря  дать тебе  в долг, крупную сумму  на  год .  Я  без промедления  дал тебе , зная заранее что деньги и дружба  не совместимы. Потом ты попросил еще, потом еще.. и еще..бесконечное  «еще»..

…Мы  люди. Мы делаем ошибки, исправляем  их, если успеваем , и снова делаем,  наступая на теже грабли.

Долг    не соизмеримо  вырос. Последний раз ты опять пришёл  попросить  в долг.

Я отказал. Отказал, видя, что ты просто прожигаешь их. А я -   жилка  откуда можно тянуть и тянуть.

Я отказал тебе. И ты кинул  мне в лицо « сытый голодному не товарищ».

Что это? …Зависть? ….Безысходность?..Раздражение?

Я устал быть благодетелем.  В ответ на твои слова  просто вычеркнул тебя из моей жизни, сказав «прощай, забудь,пошёл ты на.. ».

А дома, наливая очередную рюмку и не хмелея, я плакал как ребёнок, всё время, задавая вопрос  « почему?». Я, который пускал слезу один раз и только на  похоронах друга,опять позволил себе эту слабость, теряя  тебя.    
 Понимаешь, когда теряешь друзей, а у меня их было двое, один умер совсем молодым  еще и ты... так вот,когда теряешь друзей ,  стоя у надгробной плиты, ты всё равно чувствуешь его присутствие, его плечо рядом со своим. Помнишь его, проживаешь  жизнь с его детьми, заботясь о них,помогая словом, советом, делами.
 
 Но когда теряешь друзей  из-за  денег, зависти,непонятного раздражения, то    это становится не выносимо больно, потому что вся мужская дружба  коту под хвост.И хочется всё забыть,зачеркнуть,загнать в самый угол,задавить всё хорошее,давая волю злости  ..   
 
 Мы не клялись в верности и преданности, но мы знали, что поможем друг другу, поймём, поддержим, не предадим и не разменяем  нашу дружбу на бумажки и баб.

Мы не говорили, но мы знали об этом, считая себя мужиками. А мужчинам лишние сантименты  не нужны. Мы друзья, мы понимаем друг друга  с полуслова, с полузвонка, с полувзгляда.

     Ты позвонил через год. Просто набрал номер и позвонил,сказав, что был не прав тысячу раз. А мне не  нужны были твои  признания вины, мне нужен был лишь только  твой звонок. И мы могли просто молчать, просто молчать и  знать, что мы друзья.

Как я без тебя?.. Да вот жил, дышал, но без тебя  это  не то   друг мой, ты же  у меня один. В нашем возрасте  не бывает их много, те остальные это просто знакомые, просто  попутчики.

 Налей   бокал вина... и дай прикурить сигарету. Я очень рад,  что ты есть...Друг.

   Как ты ? Как  ты  жил Друг ?


( для В.М.)