Первый массовый

Михаил Горелов
  В середине двадцатых годов двадцатого века у СССР фактически не было танковых войск. Во всей Красной Армии был один-разъединственный танковый полк! В который с бору по сосенке собрали весь разношёрстный танковый парк республики. Полков, вооружённых броневиками было немного, но всё же в пять раз больше, чем танковых. Однако, время было тихое , спокойное. Европа отдыхала после недавней Мировой войны, которая ещё не была Первой, а просто единственной Мировой войной. Казалось, мир установился надолго. Все устали от кровавой бойни. Словно больной после тяжёлой продолжительной болезни, после войны и революционной смуты возвращалась  к нормальной жизни наша страна. Промышленность возрождалась медленно, и было не до танков.  Только в середине двадцатых  стали подумывать о производстве своих танков.  Старые танки  были сильно изношены, часто ломались, запчастей не было.  К тому времени в мире было создано почти три десятка образцов танков различных типов, но  лишь немногие из них пошли в серию, а удачных- были единицы. Среди них – итальянский лёгкий танк Фиат-3000. Италия  стала одной из первых держав, производящих танки.  Удачной машиной  был и тяжёлый танк Фиат-2000, но их выпустили только четыре штуки.  Интересными и своеобразными были опытные колёсные  (!) танки Павези , выпущенные чуть позже. Во Второй Мировой войне итальянские танкостроители блеснуть не сумели, Их «средние» танки были довольно посредственными, да и выпускали их мало. Фиат-3000 тоже выпустили немного- менее полутора сотен. Выпускать их стали вскоре после  окончания Первой Мировой войны, когда  потребность в танках резко понизилась. Эти удачные машины дожили до Второй Мировой и успели повоевать.
   Фиат-3000 представлял собой облегчённую модификацию танка Рено ФТ-17, и, в свою очередь, послужил  прототипом для нового советского танка.  Однако наш танк не был простой копией  итальянской модели.  Опытный танк, который получил обозначение Т-16, поступил на испытания  весной 1927г. После внесения некоторых изменений, танк пошёл в серию, но уже как Т-18. Впрочем, более известен он под  другим обозначением: МС-1  или Малый Сопровождения  Первый. Первоначально танк выпускали на заводе «большевик» в Ленинграде, затем подключился завод в Перми. Всего за 1927-1931гг было выпущено около тысячи (точнее-959) танков.  Это первый советский массовый танк. Уже в процессе производства производились некоторые изменения в конструкции танка. В дальнейшем он прошёл несколько модернизаций. В 1938г, после того, как в СССР  развернулось массовое производство новых танков , устаревший  МС-1 был снят с вооружения. Но старые танки не отправили в металлолом.  Часть из них отправили в учебные подразделения, немного- в ОСОАВИАХИМ, но большинство в укрепрайоны для создания неподвижных огневых точек. В этом качестве танк принял участие на начальном этапе ВОВ, а на Дальнем Востоке некоторые огневые точки простояли до начала 50-х годов!  МС-1 стал первым советским танком, который  участвовал в боевых действиях, аж , в 1929г!   Нынешний год богат на Юбилеи: 300 лет Полтавской  битвы,  200 лет Гоголю, 90 лет Версальскому миру,  70 лет началу Второй  Мировой,;  Зимней войне, Халхин-Голу; 60 лет КНР;  бозе почившей ГДР;  советской атомной бомбе, 50лет атомному ледоколу и первой атомной ракетной лодке, наконец,  40 лет высадки человека на Луну! В этом ряду и  80 лет Советско0-Китайскому вооружённому конфликту на КВЖД. Именно в этой операции приняли участие первые   советские танки .Туда была отправлена рота танков .  Из десяти танков один сразу сломался и его пустили на запчасти для остальных. Таким образом, в боях участвовали девять машин. Их дебют был не очень удачным, но это был первый опыт применения  советских танков.
   На базе первого серийного танка  было создано много опытных машин: САУ, «химический»,  огнемётный , радиоуправляемый  и некоторые другие танки.
   Небольшое лирическое отступление. Фильм « На войне как на войне»,посвящённый ближайшим коллегам танкистов артиллеристам-самоходчикам  считается комедией, но получился не очень смешным, хотя в нём немало интересных находок. Среди них- эпизодическая роль десантника-пехотинца Громыхало из деревни Подмышки Простоватый деревенский молодой мужичок , уже не парень, жена есть и детишки ,наверное, имеются,  после призыва впервые попадает на фронт.   Отделение новобранцев, где он служит, придано самоходчикам в качестве танкового десанта. Своих бронетранспортёров  у нас практически не было, а поставляемых по лендлизу  сильно не хватало. Таким нехитрым способом: сидя верхом на танке или САУ и, держась за что придётся,  спешиваясь по необходимости, и выдвигалась на поле боя пехотинцы.  Громыхало не покинул, как остальные  его товарищи,  САУ в горячий момент .  Не сробел, повёл себя  геройски в своём первом бою! А ведь ему было страшно! Шекспировским трагизмом веет от его незамысловатого:  «Идти-ть, так идти-ть !» В том эпизоде, где его посылают в разведку , и он полагает . что идёт на верную смерть. Однако, герой уцелел.  Возможно, он дошёл потом до Берлина, да вот только не щадит героев война. Скорее всего, сложил он свою буйную головушку на чужбине. Сейчас над его праведными косточками глумятся еврочеловеки, приравнявшие  нашего солдата – освободителя к фашисту-оккупанту. 
  В фильме прозвучали две замечательные песни. Очень  любима в народе песня о погибшем танкисте : «По полю танки грохотали…» Она написана на мотив  песни о погибшем шахтёре-коногоне из «Большой жизни»,  носит пародийный оттенок. В ней много нелепостей, несуразностей, да вот полюбил народ  эту грустную песню, и всё тут! Есть в ней такие  строки: «Нас извлекут из -под обломков, поднимут на руки каркас…»   Эти слова вполне можно отнести к танку МС-1, ведь  его собирали на  стальном каркасе, прикрепляя к нему бронелисты заклёпками и машина выглядела архаично, непривычно для взгляда современного человека . То же самое можно сказать про дизайн  танка, но если многогранная башенка с «грибком» наверху, выглядит забавно, то примитивная подвеска смотрится неэстетичной  . Что поделать, ведь это был первый крупносерийный танк в нашей стране!               
  Танк вооружали сначала спаренным пулемётом Фёдорова, позднее ДТ и 37мм пушкой, модернизированной Сячинтовым.  Заметим, что ФИАТ-3000, сначала  вооружали  только спаренным 6,5мм пулемётом «Бреда», а более поздний вариант- только 37мм пушкой. В конфликте на КВЖД выяснилось, что типичная для лёгких танков 37мм пушка, обладает крайне слабым  и неэффективным  осколочно – фугасным  снарядом, поэтому при модернизациях, танк стали вооружать более эффективным 45мм орудием.  Радиостанцию, для которой в башенке была  предусмотрена специальная ниша, так и не поставили. Наблюдение велось через смотровые щели- прорези в  бронелистах. В горячий момент боя их можно было прикрывать заслонками. Оптический прицел ставили даже не на все орудия , заменяя его более примитивным диоптрическим, поэтому эффективная дальность действия пушки не превышала нескольких сотен метров.
  Важным конструктивным новшеством, на полтора десятилетия опередившим своё время, было размещение двигателя, в одном блоке с коробкой передач,  поперёк корпуса танка, поэтому  танк получился заметно короче прототипа всего   3,5м.   Однако это имело и отрицательные  стороны, на ходу короткий танк сильно раскачивало.   Интересно, что МС-1 первоначально планировалось доставлять на большие расстояния на большегрузных грузовиках в целях экономии ресурса  танка. Как  раз в 1929г в Ярославле начали выпускать  подходящую «пятитонку» Я-5.   Такой способ применяют  и  сейчас  во многих армиях мира,  в том числе и российской.  Только теперь для перевозки танков по автострадам на большие расстояния используют большегрузные трейлеры и мощные тягачи.   
  Сорокасильный двигатель позволял танку развивать скорость 17,5км в час – по тем временам вполне приличную.  Противопульное бронирование в 16  и 8мм  тоже считалось достаточным. Боевой вес  танка  5,3т. Экипаж- два человека.  Танк производился до 1931г и был заменён в производстве на более совершенный Т-26.                Первый советский массовый танк, несмотря на своё несовершенство, невысокие  тактико- технические данные, некоторые  устаревшие конструктивные элементы, вроде «хвоста», оставил заметный  след в истории наших танков.