Про готическое искусство и не только

Нина Шорина
                Н.Ш

    По давним  следам  передачи  Александра   Архангeльского,  “Тем  временем"
 
                Про  Готическое  общество   и  не  только.
               
    Кто  такие  готы? 
    По  Брокгаузу  и  Эфрону , готическое  определяется,  как  варварское  и   предполагает  хаос  и  беспринципность.  В  таком  случае,  мы  действительно  живем  в  готические  времена  безумия  и  беспринципности , порождающие  всевозможный  хаос.

    Кошмар,  как  основная  тема  современного  жанра “ фэнтези”  и  не  только.
  Желание  разрушительного  всегда  присутствовало  в  природе  человека.
  Mы , тем  более,  подсели  на эту  иглу, пережив  одну  из  самых  зверских 
  войн. Ужас  Хиросимы, Освенцим...  Человек  хорошо  подпитал  свою  звериную 
  сущность  и  теперь  она  просит  пищи.
  Раньше,  человечество  участвовало  в  войнах , теперь - считывает  их  с  экрана.Кинематограф,  телевидение,  сшибаясь  с  ног,  обслуживает   ненасытного  зверя , живущего внутри  нас.  Пассивное  считывание  с  экрана  порождает  паралич  действия.Виртуальное  общение  по  Интернету,  телефону и пр. продолжает  этот  уход  от  реальности. Mы  уже  не  люди  действия.  Об  этом  еще  Достоевский. -  "Трагедия  действия."
  Мы  все  более  склоняемся  к  виртуальному  бездействию  в  виде  так  называемого  общения.  Нам  уже  не  нужно  видеть  человека.  Мы  общаемся  с  ним  по  Интернету.  Вот  почему  все  реальные  контакты,  завязанные  в  Интернете,  обрываются.  Люди,  устраивающие  друг  друга  в  Интернете, не  устраивают  друг  друга  в  реалии, -  мы  боимся  друг  друга.  Мы  все  время  ждем  удара  со  стороны  другого,  мы боимся и  не  хотим  боли  и  готовы  всю  жизнь  общаться  с  иными  только  по  телефону. 
  Телевидение  не  лучше,  ибо  взращивает  человека  сидящего,  а  то  и  лежащего,  а  то  и  спящего  и  во  всех трех случаях - безмолвного!  Безответного!То есть,  не  опасного.То  есть,  выращивает  тип  человека   с  психологией  глухонемого.

   Другая  тема  программы  “инфантилизация”  культуры  и  общества.
   Куда  деться,  увы... Для  уставшей  дряхлеющей  цивилизации, - это  закономерно.
  Человечество  хочет  отдохнуть.  Мир  переусложнился.  "Мы  должны  согласиться  на  ночь",-  предрекал  Ницше.  Вот  мы  и  в  ночи,   то  есть,  во  времена  готические, -  читайте, -  варварские.
 Про  нас  мы  знаем  все.  Телевидение  с  утра  до  ночи    демонстрирует  нам  наше  интеллектуальное  оскудение  и   как  следствие ,слабоумие  и  только  так  наз. канал Культура  ежедневно  предлагает  нам  новости культуры  и  обещает  новые  слова, ежечасно  оправдывая    нашу  трусость  перед  современным  миром.   
  Все  нормально,   Брат  Харатьян,  он  же -  покойный  Велемир  Хлебников...   
  Все  спокойно, -  вещает  нам,  развалясь  на  стоге  сена,  Федосеева – Шукшина,   изображая  царственную  Анну  Ахматову...  Мы  переживаем  время  подмен,  время  гротеска. Времена  Гойи.
  В каком  то  смысле – dispite  everything -мы  даже  двинулись  вперед. 
  Человечество  уже  не  хочет  войн,  оно  предпочитает  смотреть  на  них. 
  Человечество  не  видит  более  смысла  в  старых  ценностях  и  предпочитает 
 “фэнтези”,  где  люди  вообще  отсутствуют,  так  как  им  нечего  сказать  друг  другу и потому, -   “честь  безумцу  который  навеет  человечеству  сон  золотой”.
  А  вот  и  “интеллектуальная  братва”  под  предводительством  отмытого  Ерофеева, -   ощущение,  что  он  между  передачками  отсиживается  в  сауне. 
  Bроде  бы "про  умное  и  высокое"  талдычат,  короче,  про  то,  что  давно  знать  надобно  любому  русскому  наизусть,  а  на  передачке, - будто  впервые.
   Бездействие  перед   лицезрением  войны  на  экране,  как  и  реакция на ТВ,  не  дают  возможности  широкого  диалога  и  потому  являют  собой  прочный  заменитель   мыслительного  процесса , не  являясь  таким  по так  или  иначе  случайному подбору  участников, когда  уровень  образования  скорее  удручает.
  Все  уже  сказали  наши  и  не  только  мыслители  начала  двадцатого  века . И  не  только.  Доступ  к  литературе  открыт.    Невозможно  вступить  в  диалог с  кем  бы  то  ни  было,  не  вооружившись  тем  огромным  наследием , который  оставила  нам  русская  мысль,  ощущавшая  себя  также  на  рубеже  веков  на  грани  бездны.
  Образование, -  вот  самый  большой  дефицит  на  сегодня,  когда  всеобщее  и  обязательное  образование  превратилось  в  повальную  и  чудовищную   безграмотность.  Образованность  важна  на  генетическом  уровне.  Потому,  потрудитесь  родители,  оставьте  своим  детям  генетическую память,  чтобы  не  были  они  интеллектуалами  в  первом  поколении.  Оставьте  им  не  только  особняк, мaшину  и  парочку  квартир,  но  еще  и  накопленный  за жизнь  духовный  опыт.  Иначе, мы  уже не  народ,  а  нaселение,  толпа,  стремительно  вырождающаяся в  дикой  погоне  за  "баблом".
  Я  прохожу  мимо  настроенных  подмосковных  особняков  и  думаю,  а  какую  жизнь  они  таят  в  себе?  Не  останутся  ли  они  пустыми,  потому что  нечем    кроме  "мабелей"  заполнить.  Уже  ведь  и  книги  не  модно  ставить  в  книжные  шкафы  да  и  уже  не  стыдно  не  иметь  книги  дома,  как  прежде.Уже  в коробочку  и  в  дачный  сарай.
  Мир  так  много  накопил,  что  каждый  может  выбрать  себе,  что  угодно  и  в  том  числе, подобрать  себе  время, в  котором  ему  лучше  всего  и  комфортнее.  Ведь  играет  кто- то   музыку   времен  Барокко, а  кто- то  джаz,  а  кому  то  мила  викторианская  Англия.   Кто- то  хочет  быть  готами , а  кто то  эмами.   Есть  из  чего  выбрать. Копилка  полна.  А  вот  что  делать  с  человеком,  который  высвободив   массу  времени  за  счет  достижений  цивилизации,  предпочитает   бездейственно  сидеть  перед  телевизором, уподобляясь  паралитику,  проводящему  всю  свою  жизнь  в  инвалидном  кресле и  потребляя   несвежий продукт отечественных  телесериалов и  не  только? Виртуальность  мира  все  более  парализует  его.  У сегодняшнего  человека  есть  немалый    выбор:  он  может  упасть  в  бездну,  чувство  которой  во  все  века  в  той  или  иной  мере  наполняло  человека,  а  может  и  в  сторону  отойти,  может  развернуться  и  пойти  назад,  а  может  и  прыгнуть в  бездну, - это  личное  право  каждого, -  но  вот  участвовать  в  сегодняшней  жизни  он  не  может...
        А  вот  теперь  о  нравственных  ценностях , которые  мы потеряли,  а  заодно,  утратили  мы  и  культурные  ценности.  Нас  уже  не  будоражит  ни   религия,  ни  культура.Они  более  на  нас  не  действуют.  Мы  уже  не  в  состоянии  их воспринять.  Tем  более,  что  под  видом  культуры,  нам  весьма  часто  предлагают  ее  эрзац,  а  под  видом  религии, -  сердитого  дядьку  с  кнутом  и  пряником  якобы  восседающего  на  небесах.
   Культура  прошлого  была  создана  человеком  цельным , имеющим  связь  с  Богом. Как  понять  ее  человеку  раздробленному , потерявшему эту связь ?
Старая  культура  не  действует,  а  “новая”?
   Если сравнить  Достоевского  и  Чехова , то  первый  еще мучился , страдал, пытаясь  сделать  выбор в  пользу  сострадания  к  ближнему. Герои  Чехова,  похоже,  живут  в  пустоте.  Над  ними-  пустое  небо  ибо  они  уже  не верят,  и  потому  мучительная  тема  преступления  и  наказания  их  уже  не  трогает. Конечно,  им  неприятно  потерять  вишневый  сад,  они  понимают,  что  лишаются  красоты  бесполезного,  но  они  готовы  только  болтать  под  видом  разговоров или  читать  монологи  перед  шкафом.  Двадцатый  век  доказал,  что  убивать  можно  и  в  таком  количестве,  которое  и  осмыслить  то  невозможно. 
 Мучаются  ли  совестью  современные  убийцы?  Нет.  потому-что  на  экранах  только  и  делают,  что  убивают. Герои  Чехова  страдают  лишь  от  того,  что  лишены  этого  действия  и  потому  не  могут  уехать  в  Москву .  Они  страдают,  что  продают  вишневый  сад,  а  вслед  за  ним  и  старый  уклад  жизни.  Но  ничего  они  не  в  состоянии  сделать,  чтобы  помешать  этому.  У  них, -  трагедия  действия , предсказанная  еще  Достоевским. Все  их  диалоги  направлены  только  на  свои  страдания,  свою  погубленную  жизнь  и  в  этом  они  склонны  обвинять  кого- то.  Короче,  они  живут  в пустоте.  Они  живут  на  земле,  без  неба  над  головой.   Вот  почему  Ницше  предлагал  не  читать  и  писать , потому что  уже  много  написано  и , как  предполагается , немало  прочитано, а  думать  и  действовать.  И  не  хватаемся  ли  и  мы  сегодня  за  Чехова , потому  что  парализованы,  потому что  от  нас  ничего  не  зависит  в  этой  жизни  или  мы  так  думаем  и  сами  только  и  жалуемся  друг  другу  по  телефону  не  в  состоянии  сделать  ничего...
    А  главное,-  вопрос,  “почему  мы  не  читаем  как  раз   пьес  Чехова?”  Кому  нужно  господа,  те  и  читают , а  кому  не  дано  быть  читателем,  пусть  реализуют  себя,  как  Бог  им  дал,  а  то  мы  опять  затаскиваем  человека  куда  ему  не  нужно.   Такому  человеку  ничего  кроме  образованщины  не  светит.  А  если  он  начнет  писать  или  станет , как  нынче  модно,  особенно  среди  жен  новых  русских,  разводить “ актуальное  искусство”,  то  упаси  нас  Боже  от  такого  образования , от  такой  начитанности. Предоставьте  ему , в  конце  концов ,  свободу  выбора.  А  может , ему  милее  всего  вообще  ничегонеделание.  Может , он  меньше  вреда  принесет ,если  вообще  займется  "ничем ".  А  может,  он  запрaвский  экзистенциалист.  Если  ему  нравится  просто  жить,  бесцельно  вкушать  плоды  жизни.  И  пусть  себе,  и  нечего  его  тащить  к  Шекспиру . Все  равно  ничего  хорошего  из этого...    Проверено.  И  потом, от  противного, -  всегда  больше  толку.  Говорите,  кричите  на каждом  углу!  Не  читайте!  Не   надо!  Через  день,  книжные  прилавки  опустеют,  вот  увидите , потому- что  никто  не  хочет  считать  себя  необразованным  человеком, - особенно  русский: книжки  хоть  и  простояли  на  полке -  всю  жизнь  не  раскрытые, - но  уже  без  них  как- то  и  неловко.  Будто  и  не  хватает  чего...