Разговор с Осенью или просто 25-е сентября

Любовь Тарайкевич
   За окном буянила осень: разливалась дождем и хмурилась темными тучами.
 
- Ты чего разошлась? – спросила я, распахивая окно и подставляя ладонь под капли.
- Ничего! - огрызнулась Осень, с гордым видом шествуя к соседнему озеру за очередной порцией ливня.
- А мне показалось, что ты не в духе! – заметила я, улыбаясь старой подруге.

Осень не удостоила меня ответом, и я продолжила:

- Кстати, я не заметила, как ты пришла?
-Да? – безразлично глянула Осень и вернулась к своему занятию: поливке парка, который был виден с моего 14-го этажа, - Я никого не хотела беспокоить!
- Так чего сейчас-то? – Попыталась воззвать к ее совести я, - Было так тепло: солнце жмурилось, уютно…
- Знаешь, - прервала меня раздосадовано Осень,  - Я тут вдруг узнала, что пока меня не было, Лето забрало мою подругу…
- Оно не забирало, это - прерогатива Зимы! – возразила, вступаясь за Лето, я.
- Еще хуже! Оно ее потеряло! – мне показалось, что на листве Осени заблестели слезы. – Это чудовище, даром что Лето, так бестолково! Кроме как о себе и своей жаре ни о чем путном не хочет думать!
- Ты не права! Мы его всегда ждем! Оно заботится о нас…
- Не ерунди! Я вижу, как оно заботится о вас!.. Вот скажи мне! – Осень прекратила лить из ведра и присела на скамью под раскидистым деревом во дворе...
- Подожди! - я закрыла окно, выскочила в прихожую, где быстро нырнула из тапок в туфли, обмоталась шарфом и, накинув на плечи куртку, выскользнула из квартиры…


   К счастью беседка, стоящая во дворе, оказалась пустой, и я, не очень веря в постоянство Осени, устроилась там для разговора с ней.

- Вот скажи мне, - продолжила со своей скамейки, прерванную мной тираду, Осень, - Мы с Весной, как вечные демисезонники, постоянно уступаем свое место то Лету, то Зиме…
- Но и они иногда тоже…
- Не правда! Это два самых великих лодыря, которых я знаю! Они просто ничего не хотят делать во время, и нам с Весной приходится их выручать! Смотри, все просто! Нам всем положено по три месяца, так?
- Так… - согласилась я, поскольку возражать было нечего.
- Так… А в итоге что получается? Сентябрь я отдаю Лету из-за этой странной истории про паутинки и как там у вас в песне:

«Снегопад, снегопад, не мети мне на кооосу,
Не стучи в мою дверь, у ворот не кружи!
Снегопад, снегопад, если женщина прооосит,
Бабье лето ее торопить не спеши…»

Осень прервала пение и перевела дыхание:

- Ну, и как я могу на такую просьбу ответить? Нет?
- Нет… - соглашаюсь я.
- Нет!.. Вот и приходится ждать и не торопится! А потом октябрь не успевает закончиться, как заявляется Зима и сыплет первым снегом! И что мне делать? Мне ж надо за отпущенное время краски развести, выкрасить все леса, парки и отдельно стоящие деревья, помочь собрать вам бестолковым урожай! А что это значит?
- Что?
- Где-то дождик придержать, а где-то уже пустить, чтоб делал свое дело! Где-то солнце включить, а где-то и сэкономить!
- Да?..
- Да!.. А потом надо снять всю листву и правильно ее разложить на земле, чтобы она прела Зимой и согревала ростки под снегом! Опять же лужи с червяками проконтролировать! А опята, клюква, желуди?!
- А с желудями-то что? – хохотнула я.
- А кабанов кормить? Вам же, охотникам ненасытным на охоту надо ходить! А ты  забыла как в 80-тые кофе у вас не было и вы собирали желуди, сушили их, перемалывали и дрянь эту пили?!
- Даа… - вспомнив детство, пришлось с грустной улыбкой опять согласиться. - Но она же не всегда такая. Иногда она опаздывает или отступает до самого января! Я помню, последние несколько лет под Новый год еще земля не покрыта была…
- Вот-вот! Когда она должна заниматься своими прямыми обязанностями: укутывать озимые снежным покрывалом, работать по праздникам, устраивая малышне горки и катки, - ее нет! А как дать мне свои дела доделать, так является!.. – возмущению Осени не было предела. -  А с Весной что?
- Что? – чтобы поддержать диалог, вставила я.
- Решаем производственные вопросы, девочки? – Вмешался в разговор появившийся внезапно Ветер. Обняв и поцеловав случайными каплями дождя по очереди меня и Осень, он, рассмеявшись, полетел к падающим тяжелым от воды листьям, подхватывая их и в причудливом танце укладывая в увлекательные узоры на дорожках парка.
- Отстань! – отмахнулась от ветреника Осень, но он ее уже не слышал.
- В то время, как люди ждут Весну, как манну небесную, Зима очнувшись и осознав что проволынила весь сезон, вдруг вспоминает, что не высыпала положенный объем снега и начинает заваливать землю, хочу заметить иногда после того, как Весна уже пришла! В прошлом году до самого мая мучила всю здешнюю территорию!
- Да ладно, не кипятись ты так! – попыталась успокоить разбушевавшуюся не на шутку старую подругу.
- Как не кипятись, когда эта карга полностью уничтожает такими действиями все мои усилия!.. Она губит урожаи! А потом довольная сваливает на покой, оставляя Весне пару дней!..
- Почему пару дней?
- Потому что в мае люди, устав от снега и холода, уже не хотят Весны, но зовут Лето, а эта красавица, зная прекрасно, что у нее на каждый год тепла отмерено ровно столько, сколько спланировано еще зимой, является, как звезда местного разлива помпезно с температурой, которая зашкаливает и прогоняет Весну. Весна за такие периоды времени, как и я должна делать все в спешке! И конечно, допускает ошибки!.. А совсем уж потом, когда Лето должно радовать среднюю полосу теплом и уютом где-то в июле, оно вдруг вспоминает про планы на год и ограничивает людей в том самом малом, что от него ждут. Что мало было летних месяцев, когда вы тут стонали: «Что за лето?»
- Было… - не могла не согласится я.
- Ох… – Вздохнула грустно Осень. - Весне в одном только повезло…
- В чем?
- Ее вы хоть ждете, а меня нет! Может только художники и поэты! Но это – известные психи!..
- Да ладно тебе! Даже если мы тебя не ждем, то все равно всегда рады! Ты же неизбежна! Ой… - примолкла я, сообразив, что ляпнула что-то из «не очень-то».
- Вот-вот! – даже не обидевшись, буркнула Осень. – Ты мне рада, потому что я неизбежна. Тебе деваться не куда!.. Вот скажи, - продолжила она с вызовом, - Ты ждала меня? Ты же вроде поэт?.. Или уже нет?..
- Нет, не ждала, - пришлось мне признаться.
- Нет, я тебя понимаю!.. – по-дружески бросила Осень, вдруг успокоившись.
- Да? -  с подозрением переспросила я, поскольку в словах чувствовался подвох.
- Да… Стихи ты уже устала писать!.. Да… И потом у тебя сейчас пора лета в жизни, поэтому ты мне и не рада!
- Что за странная связь?
- Ничего не странная!.. Ты свое лето как проживаешь? Можешь не отвечать, - бездарно! Видимо беря пример с прототипа…
- Кого ты называешь прототипом?
- Обычное Лето… Ты, как и оно, когда надо жарить в июле, кутаешься в плед и прячешься от глаз людских, а потом, когда наступит сентябрь, который надо сказать не за горами, ты бросишься во все тяжкие!..
- Ну, знаешь! – обижаться на Осень было не за что, но для проформы было положено возмутиться.
- Ладно! Надоела ты мне! Работать пора! – Осень встала со своей скамейки и вернулась к прерванному занятию.

   Она ответственно сбивала листву каплями дождя с деревьев и методично бросала под ноги спешащим прохожим. Я спокойно наблюдала за ней, жалея. Что не прихватила с собой фотоаппарат.

- Вот скажи, куда они торопятся? – Спросила вдруг Осень с сокрушенным видом, опять возвращаясь к разговору.
- От тебя! – с деланным безразличием ответила я.
- Я что, такая страшная? – обеспокоено спросила Осень и мельком глянула на свое отражение в лужах.
- Интересно, что ты видишь в этой ряби? – решила ответить вопросом на вопрос я.
- В ряби меньше отражается морщин… - буркнула Осень.
- «Ты хочешь поговорить об этом»?
- Нет, - огрызнулась моя подруга, - Хотя… Я знаю, почему ты перестала меня ждать! Тебе самой скоро в пору будет петь «Снегопад, снегопад!», а я просто напоминаю тебе об этом!
- Балда! – воскликнула я, смеясь. – Я тебе столько стихов посвятила, а ты! Я же люблю тебя, как всякий уважающий свое безумие поэт!
- Тебе приходится меня любить! Я – красивая!
- И скромная! – добавила язвительно я.
- Да! Прихожу незаметно, ухожу не прощаясь!
- Англичанка, одним словом!
- Да!... – в запале выпалила Осень, потом смутилась, - Почему англичанка! Ничего не англичанка!..
- Ну, уходишь же, не прощаясь!
- Я просто никому не надоедаю!.. Во всяком случае, в отличие от Зимы мне не приходится слушать «Когда же эта осень закончится!».

- Слушай, а что если… - я не успела закончить, поскольку опять вмешался Ветер.
- И что вы тут устроили? – спросил он, улыбаясь.
- Ничего особенного….. – Осень с виноватым видом соскользнула со скамейки и, взяв палитру, отправилась разукрашивать листву, бросая на последок, - Теперь не поговорить! Давай завтра?!..
- Давай!.. – Согласилась я, вспомнив что и мне пора бы поработать хоть чуть-чуть.
- Этот бардак они называют «ничего особенного»? – не обращая внимание на наши последние слова, пробурчал Ветер. Он сокрушенно покачал верхушками близстоящих деревьев, подхватил, брошенную дворником метлу и, притворно вздыхая, приступил к привычной для себя работе…

                *   *   *

   ...За окном осень рассеивала облака, пропуская на землю робкие лучи вечернего солнца, ветра не было слышно, а на мониторе моего компьютера мерцало:

*   *   *

Прохладная осень, ступая босыми ногами,
Зелёные ветки, стремится одеть в желтизну,
Прощаемся с летом, а лето прощается с нами,
Природа затихла, готовится к долгому сну.

Кружат, опускаясь на землю дрожащие листья,
Серебряным бисером утром ложится роса,
Всё словно раскрашено чьей-то причудливой кистью,
И в лёгкой, седеющей дымке плывут небеса.

Вдогонку за летом летят журавлиные клинья,
Пытаясь догнать уходящие тёплые дни,
И небо не светится яркой торжественной синью,
И травы поникли, надолго уснули они.

Тихонько на сердце звенят колокольчики грусти,
От этой щемящей, предзимней, глухой красоты,
Туманы осенней печали мы в душу не пустим,
Любовью согреем, замерзшие в поле цветы.

Прохладная осень, ступая босыми ногами,
Сплела в покрывало хрустальные слёзы дождя,
По миру прошлась бередящими душу шагами,
И скрылась вдали, в царство чистого снега войдя.

Ринка (Екатерина Орловская)

Параной Вильгельм: литературный дневник –
http://www.proza.ru/diary/d777555/2009-09-25