Пособие для дилетантов или Как написать шедевр

Татьяна Кезина
               
                И в шутку, и всерьез.

Вы хотите написать шедевр? Правда, хотите? Давайте подумаем, как это сделать. Сколько ж можно читать и писать всякую ерундистику? Как сказал Марк Твен, «что пишут болваны, пусть болваны и читают». Пусть. А мы хотим создать добротное произведение.

На помощь придут те, кто понимает в этом толк.
-И кто ж это? - с подчеркнутой иронией хотите спросить вы.
-Секрета нет. Это люди, которых очень любим, чьи книги с радостью читаем и с большой охотой перечитываем.

Итак…

«Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно», - считает Флобер.
Согласна. Не стоит говорить о том, что плохо ведаешь. Не следует изображать предмет, явление, человека, если имеешь о них не совсем ясное представление.
«Сначала надо изучить то, о чем пишешь, потом надо научиться писать», - дает совет Э.Хемингуэй, добавляя, что «на то и другое уходит вся жизнь».

-Ничего себе! - так и хочется воскликнуть. – А сочинять-то когда?
Я прямо-таки увидела лимонную улыбку и вмиг погрустневшие глаза.
Стоп! Не впадать в уныние! Кое в чем мы уже понимаем толк. Какой-никакой, а жизненный опыт имеем. Перестройка, дефолт, кризис - испытания не для слабонервных. Значит, в зачет пойдет!  Пристальное внимание за страстями-мордастями в жизни буйных соседей, проныр сослуживцев и просто всех, кто попадет в наш объектив, тоже поможет в накоплении нужного капитала. Тьфу, материала, конечно!

В.Г.Белинский отмечал, что Тургенев великолепно умел «наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию, но не опираться только на фантазию». На память приходит и высказывание М.Горького о А.П.Чехове: «Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того «чего нет на свете».  Александра Маринина характеризует творческий процесс шутливо: «Пишу как чукча: что вижу, то пишу, что чувствую, то моментально выплескиваю».

Есть в литературоведении и такое понятие, как художественный вымысел, который связан со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.
Так что дерзайте!
 
Каждый писатель индивидуален. Вспомним слова Свифта об определении стиля: «Нужные слова в нужном месте». Согласны? Трудно спорить. Прекрасное высказывание! Хотя каких только характеристик нет! Честерфильд считал, что «стиль – одежда мыслей», а Бернард Шоу иронизировал, что «стиль что нос: двух одинаковых не бывает».

Что же значит «нужные слова»?
Вспомним главного героя Бунина из рассказа «Господин из Сан-Франциско». У него нет имени, и это всего лишь потому, что автор находит более «нужное» слово «господин». Портретная характеристика будет отражать его социальный статус: «золотые пломбы», «серебряные усы», голова сравнивается со «старой слоновой костью». Описание одежды, манеры поведения – все служит этому. Цель такого описания – показать бездуховность человека, считающего деньги  главным мерилом счастья. «Нужные слова» помогают увидеть это.

Но не следует увлекаться!
Очень многие авторы считают, что, для того чтобы произведение получилось удачным, необходимо как можно больше использовать метафор, сравнений, эпитетов. А если еще в качестве «десерта» угостить читателя таким «деликатесом», как оксюморон, то вообще круто получится.
Нет! Несколько изюминок достаточно, чтобы улучшить вкус. Все должно быть в меру. «Красивые фразы скорее губят, чем спасают произведение». (М.Шаплан) 

Поговорим о жанрах. Какому из них отдать предпочтение? Афоризм Вольтера гласит: «Все жанры хороши, кроме скучного». Поэтому, как говорится, выбирайте на вкус! Увлекаетесь драматургией – пишите комедию, трагедию, драму, водевиль. Но пишите интересно. Вызывайте эмоции. Смех до колик в животе – комедия удалась, слезы или тяжкий вздох – трагедия получилась. Главное, читатель не должен остаться равнодушным.  Расшевелить его, заставить сопереживать чужому горю или радоваться чужому счастью – наша задача. Правда, очень трудно решаемая.

Нравятся эпические жанры, лирические – пожалуйста! Но на первых порах, конечно, не стоит браться за написание объемных произведений. Малая форма должна быть предпочтительней средней и большой. Анатоль Франс высказал мнение, что «писание толстых книг нужно предоставить ученым… Ведь многое можно сказать и на немногих страницах».

«Роман классический, старинный
Отменно длинный, длинный, длинный,
Нравоучительный и чинный» (А.С.Пушкин)  у современного читателя навряд ли вызовет интерес. Написать его так, чтобы получился увлекательным, даже не каждому профессионалу под силу.

А мы кто? Забыли??? Ди-ле-тан-ты. Поэтому по Сеньке должна быть и шапка. Пока не по рангу. Зачем писать опус, вызывающий зевоту? Кроме того, «если роман так же скучен, как научная книга… значит, искусство в нем отсутствует». (Флобер) 
Поэтому боремся со своим желанием создать объемное произведение и с любовью трудимся, например, над рассказом. При этом помним о главном: пишем НЕ СКУЧНО.

А о чем будем повествовать? Придумали?
Флобер считал: «Тему не выбирают. Вот чего не понимает ни публика, ни критика. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя».
Следовательно, сразу напрашивается вопрос: хорошо ли вы знаете себя? В качестве домашнего задания рекомендую определиться со своим темпераментом. Договорились?

Бывает, что замысел книги вынашивается очень долго. Не один год может пройти до его воплощения. Первоначальный набросок будущего произведения есть, а дальше работа не катится. Ну, вроде, забеременеть забеременели, а разродиться не можете. Помните, как складывался замысел «Мастер и Маргарита» М.Булгакова?
В архиве автора после смерти писатели было обнаружено восемь редакций романа.

У замысла есть сюжетная сторона и идейная.

Поговорим о сюжете. А как же без него, любимого? Хорошо было Н.В.Гоголю, попросил  А.С.Пушкина: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной…» - и вот «Ревизор» готов. Не так скоро, конечно. Но для бессмертной комедии около восьми лет - пустячный срок. Пушкин был так щедр, что и сюжет «Мертвых душ» подсказал.

Нам надеяться можно только на самих себя. Гениев-литераторов у нас в друзьях нет. Время долларовое – никто ничего бесплатно дарить не будет. Главное - не отчаиваться. Сами придумаем!
Агата Кристи, например, не раз повторяла: «Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве».
Английская писательница Айви Комптон-Барнетт отмечала: «Сюжет для меня не очень-то важен, но в романе без него не обойтись. Это просто веревка, на которой развешивается белье».
«Стоишь где-нибудь в очереди за картошкой и вдруг неожиданно понимаешь, какой поворот сюжета придумать», - делится с нами Александра Маринина.

Интересно-интересно! Может, и нам домашним заботам большее внимание уделять, а не сидеть день и ночь за компьютером? Предвижу (прямо-таки вижу!) вашу ироничную улыбочку, сопровождаемую словами:
-Глупости какие! И посуду моем, и носки стираем, и в магазин ежедневно ходим, а что-то сюжет не вытанцовывается.

Тогда можно  в ролевые игры поиграть: женщины выполняют мужскую работу, а мужчины - женскую. Слабому полу посоветую поэкспериментировать с отбойным молотком, а сильному, например, разгладить после стирки рюши на покрывале. А что? Откуда мы знаем, где найдем, где потеряем?  Попробуем!

И вдруг…
Сработало!
Сюжет, да еще какой! Дух прямо захватывает!
-Ой, ой, ой!!! – палец, кажется прибила.
-Ах, черт побери, ткань, прожег!

Прошу прощения. Виновата. Забыла дать инструктаж по технике безопасности.  И вы хороши! Нельзя так сильно увлекаться цепью событий, которые начал плести мозг, вырисовывая их в интересный сюжет.   

Теперь немного уделим внимания главным действующим лицам литературного произведения.
Н.А.Добролюбов говорил о повести «Ася»: «Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…».

Название романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» говорит о типаже героев. И в «лишнем человеке», и «маленьком человеке», и «тургеневской девушке» воплощены характерные устойчивые особенности личности. Но прежде чем создать литературный тип, надо, на первых порах, хотя бы знать, чем отличается герой произведения от персонажа.

Можно, конечно, много о чем вести речь: и о композиции поговорить следует, и о портрете и пейзаже поразмышлять, и о художественных средствах упомянуть, и…
Стоит ли? Думаю, нет. Лучше вы поделились со мной. Как дилетант дилетанту поведайте о своем опыте работы над произведениями. Может,  что путное уже написать успели и посоветовать можете. Хотелось бы поучиться!

А вообще хочу пожелать всем вдохновения. Хотя зачем? Осень в вас, наверное, его уже вдохнула. Ежели нет, то могу напомнить, к какому допингу для стимуляции творческих сил прибегал гениальный Шиллер. В ящике письменного стола он постоянно держал яблоки. Их гнилой запах действовал в качестве возбуждающего средства. Чего, оказывается, только не придумывают, чтобы быть в том состоянии, о котором упоминал М.Шаплан, когда «сердце диктует, воображение пишет, а разум делает поправки».

Приятных вам творческих мук!

P.S.  И всегда помните слова Сервантеса: «Совершенно невозможно написать произведение, которое удовлетворило бы всех читателей».