Рождение богов и чудовищ

Наталья Листикова
       Великая богиня Гея, что значит «Земля»,  родилась во мраке Хаоса. Она долго спала, окутанная первозданной тьмой, и видела сны.  Грезилось ей  что-то яркое и мерцающее, дразнящее и манящее...

       Она и не ведала, что сон ее материализовался  и породил бесконечное звездное небо, Урана. Он раскинулся над богиней-Землею, освещенную теперь светом его звезд,  и от переполняющей его нежности и страсти пролил на спящую Гею-землю оплодотворяющий дождь. Теплая и животворная влага заполнила все изгибы, все ложбины   ее необъятного тела, и  Гея ощутила в себе тяжесть рвущейся наружу жизни.

      Застонала Гея  от сладкой боли и породила  деревья и травы, животных и птиц. И пробудилась. Взглянула она на своего сына-небо, рожденного во сне, и возлюбила его. Призвала богиня его к себе и взяла в мужья.
 
       Сбросил с себя Уран звездный свой плащ, ставший небосводом,  и сияющим великаном ринулся на землю. Припал к ней, обнял  своими могучими руками и закружил ее в страстном любовном танце. Мягкой и податливой была Земля-Гея в его объятиях. И стал Уран-Небо отцом ее многочисленного потомства.
 
         Странными были дети Земли и Неба. Первыми родились у Геи каменные великаны, слепые и  нелепые, ростом до небес. Они были так тяжелы, что сразу же  провалились глубоко в землю, и двигаться  были не в силах. Так и застыли великаны, и превратились в горы. Стояли они бесформенными грудами и только иногда шевелились и встряхивали своими вершинами, вызывая обвалы.

      Потом родились у Геи  дети-великаны, похожие на уродливые деревья, из ствола которых рвались в небо   чудовищные торсы с косматыми головами и мощными руками. У них было по сто рук и по пятьдесят голов, и походили они на ходячие горы, поросшие исполинским лесом.  Нахмурился Уран, увидев таких страшилищ.  Не понравились ему сыновья и содрогнулся он от их мощи.. А Гея в восхищенье воскликнула: «О, как они могучи, как прекрасны!»  И назвала их Бриарей, Гнес и Котт.

     Сторукие великаны  тут же принялись резвиться, как дети. Они и были огромными и неповоротливыми,  наивными детьми. Все восхищало их, и они, не задумываясь, давали волю сотням своих рук. Вырывали с корнем деревья,  крушили и громоздили скалы, перекидывая их друг другу, словно мячики. При этом они смеялись, и смех их был подобен горным обвалам. Поразился Уран ужасающей мощи своих детей, содрогнулся  от недоброго предчувствия и задумался.

      Но вот вслед за сторукими великанами  появились на свет три одноглазых циклопа Бронт, Стероп и Арг. Тоже гиганты, грозные и свирепые. Обрадовались сторукие великаны младшим братьям. Но пожалели тех, что одноглазы, хоть и были их глаза словно звезды, яркие и лучистые. И решили они добыть для братьев новые звезды-глаза. Стали они отрывать от гор огромные скалы и метать их ночное небо,  сбивать с него звезды… И сыпались с неба вперемешку звезды и камни.

      Ужаснулся Уран таким забавам и  не на шутку испугался. Неизвестно, что можно ждать от таких созданий.  И, недолго думая, на всякий случай низверг он всех шестерых нежеланных сыновей в бездонную темную пропасть Тартар.

    Опечалилась Гея. Она любила своих нелепых и неразумных детей и не хотела, что бы они томились в ее недрах. Великанам было душно и тесно в темной бездне, они бились в ее утробе, доставляя ей безмерные страдания своей тяжестью. А их стоны раздирали ее материнское сердце. И тогда Гея  родила новых детей - шесть титанов и шесть титанид.
    Прекрасные и могучие получились   на этот раз  дети, гордость Геи и Урана. Это они вступят  друг с другом в брак, и племя титанов станет расти и набирать силу. Звали их уранидами – детьми Урана. Их назовут потом  старшим поколением богов.  Уран благосклонно отдал им во владения Океан и моря, леса и горы. Титаны стали повелевать ветрами и бурями, им подчинялось все живое. Но правил миром, по-прежнему, их отец, жестокий и безжалостный.   Он не терпел прекословий и грозил ослушникам Тартаром, и могучее племя уранидов на время  подчинилось тирану.
 
    Первой взбунтовалась богиня-мать.  Гея  устала от тирании Урана, тяготилась  бременем, тяжестью  заключенных в ее чреве пленников. И  возникла   у нее тайная  мысль, чтобы свергли титаны своего отца и сами стали управлять миром. И эту мысль стала внушать она своим детям. Она хотела, чтобы, свергнув Урана, освободили они из бездны Тартара своих братьев - сторуких великанов и циклопов. Поначалу испугались титаны материнского желания и затаились, претила их вольнолюбивым сердцам мысль о насилии.  Но Гея все  продолжала взывать к ним. Они слышали этот призыв в шепоте трав, в шуме дождя,  в вое ветра, в грохоте горных обвалов. И семена, посеянные Геей дали плоды.

     Самым решительным и самым хитрым из титанов был младший из них, Кронос. Так уж бывает, что не самый достойный становится вершителем судеб. Крон был не так могуч, как титан Океан, не   так светозарен, как его брат Гесперион,  не так кроток, как Иопет. Запала ему в сердце  мысль о власти   и стала расти  и наполнять его злобой и яростью. Недаром имя  его значило «Пожиратель». Вот уж верно, какое имя – такова и сущность.    Именно Крону  вручила Гея волшебный алмазный серп. Только этим волшебным серпом можно было рассечь бессмертное тело Урана. Этот первый на свете серп  выковали в ее недрах циклопы, устроившие кузницу в жерле вулкана.
 
     Не рискнули титаны вызвать отца на честный бой. Дождались, когда погрузился он в   глубокий сон. Постаралась Гея, усыпив мужа волшебным напитком, из выращенных ею ночных трав. Окружили братья-титаны спящего Урана, раскинувшегося на теле измученной  матери-земли, и замерли в нерешительности. Тихо подкрался Крон и поразил отца смертоносным оружием. Надругался над его телом, лишил его оплодотворяющей силы, а детородные органы отца бросил в море. Знал, что лишь так можно было победить бессмертного тирана. Взвыл от боли Уран, но бессильным и нестрашным стал он теперь.   Только и способен он был   на стон-проклятие. Но проклятие это испугало Крона, ибо предсказал поверженный Уран, что и Крона ждет та же участь – свергнет злодея  его же сын, когда придет время.

    Истекает кровью оскопленный Уран, стонет и скребет руками Землю, предавшую его. Отныне он обречен  на забвение. Не оплодотворять ему больше Землю, не править миром, куда отправят его победители, неужели в Тартар? Но еще не совсем иссякли плодородные силы Урана. Капли его крови, упавшие на землю и в морские волны не пропали втуне. Из  урановой крови  родилась его самая прекрасная дочь, богиня любви и красоты – пенорожденная  Афродита. Воссияла она из морских глубин, прекрасная и торжествующая Урания. Восстала из   волн и поплыла   в огромной раковине в окружении наяд и тритонов, и  все живое приветствовало ее. Словно вся животворящая сила Урана перешла с каплями его крови к Афродите, и не родилось с тех пор  ей равной. Одна из самых древних богинь, она оставалась вечно юной и прекрасной. Кто бы ни правил в мире, каждый был ей подвластен. Могучей силе любви не могли противостоять даже боги.

     Итак, свершилось.  Отцеубийца Крон ликовал - он  стал первым среди титанов, о чем тут же возвестил мир, потрясая алмазным серпом. Ни с кем не хотел он делить свою власть, Крон собирался править единолично. Обещания свои он не вспоминал. Освобождать сторуких великанов и циклопов, как обещал матери, Крон даже и не думал. Опасался   их безмерной силы. Да и видеть рядом могучих  титанов тоже не желал, и сразу же дал им это  понять. Провозгласив себя правителем, Крон заставил титанов, своих братьев и   сестер служить себе. И чтобы весь мир видел, кто главный, поселился на горе Олимп.

    Тяжело вздохнула титанида Мнемозина, ибо ей суждено хранить во времени память  о происходящем,  обо всех  жестокостях безжалостного правителя. Крон будет первым, что потребует себе человеческих жертвоприношений, и это будут немощные старики и малые дети.  Покачала головой и закрыла свои пронзительные глаза титанида Фемида, предвидя   грядущее. Отправился в свои безбрежные владения Океан.

     Смирились титаны  с новым  тираном, зная безмерную жестокость своего брата, и  послушно удалились в свои пределы. Но не смирилась великая богиня Гея. Возмутилась богиня коварством младшего сына и вырастила из крови Урана, упавшей на землю, змееногих гигантов и трех ужасных эриний   - богинь мщения – Алекто, Тисифону и Мегеру. А богиня Ночь родила в наказание Крону бога смерти Таната, бога сна Гипноса и богиню возмездия Немезиду. Чтобы лишился клятвопреступник покоя, и знал, что всему бывает предел.
 
   Могучи и жестоки были эринии, неустанно, веками готовы были они преследовать свою жертву. Но не по силам  им был Крон, и лишь  сновидениях доступен он был Эвменидам, и бог Гипнос открывал им дорогу в сны тирана.  Были эти сны безрадостны для Крона. Он видел, как восстают из земли сторукие великаны, как сверкают молнии в полнеба, как рушатся горы и выходят из берегов моря. Конец свой видел тиран во сне. И скрежетал зубами в бессильной злобе. И лютовал еще больше.

   Не дремала и богиня Немезида, готовя ему  неизбежное возмездие, которое, в конце концов,  настигло отцеубийцу и клятвопреступника, потому что за дело принялись женщины.  Женой Крона была его сестра, титанида Рея. Но   помня  проклятие отца, Крон  решил  не допустить появления потомков, чтобы не повторить участи  свергнутого отца. Не рассчитал он, что ни одна мать не смириться  с потерей тех, кого носила в своем чреве. И стал Крон детоубийцей.  Всех детей, рожденных Реей,  безжалостный отец проглатывал  сразу же после  рождения, не обращая никакого внимания  на горькие стенания жены. Мысль о будущих  заговорах не давала ему покоя. Правда, бессмертные   дети Крона не могли просто  умереть. Они томились в его чреве, росли и мужали, доставляя ему определенные неудобства. Это были его дочери Гестия и Деметра, и старший сын Аид.

   Рея тяготилась своим браком с Кроном, который  к тому же  изменял ей с нимфами и титанидами. После потери троих детей она решилась на хитрость. Рожать отправлялась теперь  подальше от глаз мужа. Посейдона  она родила в пещере на морском берегу и отдала  на воспитание морским демонам. Погрузила младенца в волны, и те унесли его подальше от жестокого отца. А вместо сына подсунула Рея своему прожорливому мужу стреноженного жеребенка.  Другого сына  спрятала от отца в пещере на Крите, Крону же пришлось проглотить вместо младенца продолговатый камень, завернутый в пеленки. Этим младенцем был Зевс. Рожая его, облокотилась Рея о землю, сдавив ее руками, и   из-под ее пальцев тут же появились демоны. Этих демонов назвали  дактилями, что означает  «пальцы». Некоторые из них стали охранниками младенца – куретами. Когда Зевс плакал, они ударами копий о щиты заглушали его крики, чтобы не донеслись они до ушей соглядатаев Крона. Воспитателями Зевса стали нимфа Адрастея и ее сестра Ино, а вскормила  младенца своим молоком божественная коза Амалтея.

    Именно Зевс, возмужав, сверг Крона, исполнив проклятие Урана. Он долго готовился к этому с помощью матери и бабушки.  Рея сделала все возможное, чтобы сын попал на Олимп. Она привела его на пир под видом виночерпия,  чтобы он опоил отца волшебным зельем, приготовленным Геей. И заставил Крона изрыгнуть  своих проглоченных брата и сестер, томившихся  в его утробе. Они присоединились к Зевсу, и вместе они начали долгую и жестокую борьбу с Кроном.
 
    Зевс, как когда-то и его отец,  также  вступил в союз со сторукими  великанами и циклопами, пообещав им свою дружбу и свободу. Те с радостью согласились и поклялись служить Зевсу.  Циклопы выковали для него в своих подземных кузницах огненные молнии. С этими молниями Зевс стал непобедим и надолго завоевал себе трон на горе небожителей Олимпе.

   Зевс оказался мудрым и хитрым правителем. Он не повторил ошибку отца, насильно заточившего в Тартар сторуких и циклопов. Понимал он, что на земле они представляют немалую опасность, поэтому  схитрил. Зевс  склонил их к мысли, что только им, могучим и верным, по силам сторожить в  Тартаре врагов верховной власти. Убедил их, что сами они выбрали свою службу.  Доверчивы были сторукие и циклопы, поверили они хитрому Зевсу и добровольно отправились  в недра земли, не считая их больше тюрьмою. Да и привычны  уже стали  им эти мрачные места.

    Победив Крона, сыновья Реи разделили власть над миром. Зевс по жребию, брошенному братьями,  стал верховным правителем,  подземный мир достался Аиду,  а Океан  был отдан  Посейдону.
 
     Но  в океане уже были свои владыки – древние морские титаны. Могучий Океан породил вместе со своей женой Тефидой прекрасных океанид, усладу глаз титанов и богов. Морской провидец, титан Нерей был отцом сереброногих нереид. А в самой глубине, куда не проникали лучи солнца,  правили  морской волшебник Форкис  и его жена Кето, что значит «Пучина». Кето была дочерью Геи и титана Понта. Как  Гея на земле, она была прародительницей  морских созданий. Как и у Геи, у нее не было никакого понятия о прекрасном и безобразном. Все для нее было чудесно и самоценно. В ней самой сочетались черты женщины и змеи. Кето была доброй матерью и супругой и одновременно огромной  женщиной-драконшей. С мужем своим Форкисом она населила океан диковинными созданиями со змеевидными телами и рыбьими хвостами. Несмотря на свою причудливость, многие были прекрасны и доброжелательны. Были среди ее потомков и сладкоголосые геспериды, девы-птицы Геспера, Эгла и Эрифия, и красавицы Сфено Эвриала и Медуза, которые больше известны, как злобные и ужасные горгоны.  Превращением в чудовищ они были обязаны богам.

    Титаны по праву считали себя старшими богами. Они и их  потомки не захотели мириться с властью гордых богов-олимпийцев и постоянно выступали против них. Веками длилось противостояние, могучи были и те, и другие. Но в этой борьбе боги оказались более изобретательными и коварными. Они дразнили титанов, заставляя их совершать неразумные поступки, и пользовались этим. Постепенно они вытесняли титанов не только с небес, но и с земли, выдворяя их в подземные пропасти Тартара.
   Но титаны не хотели мириться с поражением и постоянно бунтовали. Их сердца пропитывались ненавистью, но ненависть только ослабляла титанов, сила их растрачивалась впустую. Боги не могли уничтожить бессмертных, но бесконечные стычки калечили их, уродовали их тела, превращая титанов в ненавистных всем чудовищ. И те  сами становились чудовищами и мстили богам.