Отцовский след 22

Борис Рябухин
Борис Рябухин

Начало см. Отцовский след 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21. 
Продолжение следует .



ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ













ДУХ ОТЦА



Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.

От Иоанна ,14, 24.


















ГЛАВА I

ВОЛОДЯ – БОРИС

Борис – Володе
12.01.87

Здравствуй, Володя! С Новым годом тебя и твое семейство! С новым счастьем!
Только сейчас собрался ответить на твои два письма. В связи с партийными делами меня хотели уволить по собственному желанию, и я боролся с превосходящими силами противника. В результате работаю старшим редактором отдела прозы журнала «Молодость», ищу работу в другом издательстве, потому что и аттестовали меня только на год. Жена за меня волнуется. А еще надо жить, платить алименты и репетитору Андрея. Записался в Архив, много вопросов по Антонову. Но, тем не менее, пишу тебе письмо.
Прическу я сменил на прежнюю, по настоянию жены, такую почти, какая была в юности.  Путаница в твоей голове скреплена крепким раствором уверенности. Только знающий человек говорил: я знаю, что ничего не знаю, – это был Сократ. Я не уверен, что друзья должны говорить друг другу правду в глаза, потому что потерял из-за этого многих друзей.
По Болгарии знаю меньше тебя, так как не был там, но слышал много от болгар такого, что твои уверенные доводы разлетаются вдребезги.
Заявление я был вынужден подать в силу многих обстоятельств, хотя – я идейнее множества краснокнижечников. И вопрос о моем приеме решался гораздо выше, чем я предполагал. И не потому, что много значу, а потому, что не должен много значить по вине низкого рождения.  Принцип, о котором ты пишешь – восточный, древний, и действует он не только на Востоке, но и на Западе, до сих пор.  И повторяю, два честных человека, поняв друг друга, могут стать врагами.  Так бывает, например, при разводах несовместимых супругов.
Ты не понял разницы между духовным и душевным, заменив эти понятия на духовное и физическое, имея в виду душу и тело, а не душу и дух. Для души ты делаешь мало, а для духа почти ничего.  Поэтому мы в основном прожигаем жизнь, а не живем ее. В довершение «вступления» сообщаю, что, в конце концов, меня приняли в Союз писателей СССР, уже дали билет, хотя, какой я писатель! Теперь надо оправдывать аванс.
Посылаю тебе письмо, которое хотел послать на XIX Всесоюзную партийную конференцию.
Теперь размышления по твоему предыдущему письму. Если документы Африкана  были, они где-то остались. Письма Рябов или кто-то другой не мог выбросить без разрешения твоей матери. Может быть, когда-нибудь она откроет тайну. Лист после обложки вырван потому, наверное, что на нем было написано, кому от кого подарена книга, что обычно делают на этом листе. Вот поэтому и сохранилась фамилия Сливкина на титуле. Все эти «пропажи» и вырезания листов сделаны для того, чтобы ты не наткнулся на тайну, которую впоследствии ты все же открыл. 
Думаю, с тетей Надей и ее сыном у тебя не налажены отношения потому, что ты имеешь очень трудный характер. И «хороший человек», как ты выражаешься, может быть с таким трудным характером, что не каждый (а тем более, тоже с трудным характером) с ним захочет общаться. Может быть, попробовать пересмотреть свое отношение к ним (это больше нужно для тебя, а не для них) и наладить утраченную связь.  Сблизиться можно на почве того, что рассказать, как  мы ищем концы о Сливкине, попросить прощения за обиду, которую ты, может быть, вызвал, не заметив, своим поведение, и т.д.
По ответу  на твой запрос завод  Красмаш, видно, прислал просто отписку равнодушную отписку. Может,  люди новенькие. А раньше, видимо,  отвечали старые кадровики. И сейчас могут опять отписаться.
Теперь вот какой вопрос. Кто в семье матери находится в оппозиции к твоей матери и В.Я., тот может тебе что-то рассказать о тайне на твой вопрос или вопрос твоих сестер.
Есть ли ответ из Президиума Верховного Совета СССР о награде Сливкина?
Не пыли. Осталось еще несколько важных этапов поиска твоего отца. Я его уже вижу. А ты?
Обнимаю, Борис.



ПИСЬМО БОРИСА НА ПАРТКОНФЕРЕНЦИЮ

XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

От Карина Бориса Константинович,
русский, 1941 г. рождения, образование высшее, работает в редакции журнала «Молодость», женат,
проживает по адресу:
125040, Москва, А-40, ул. Нижняя, 11


Суть моего дела заключается в следующем.
Закончился мой кандидатский стаж, за время которого я утвер¬жден в должности члена редколлегии – редактора  отдела культуры журнала «Молодость», участвовал во встречах с мо¬лодыми писателями на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, в редакционной работе на секции прозы VIII съезда писателей СССР, в подготовке экспозиции журнала на выставке «Молодежь страны Советов» на ВДНХ СССР, награжден медалью ВДНХ СССР, выпустил книгу своих стихов, принят в Союз писателей СССР.
1 сентября 1986 г. на собрании первичной партийной организа¬ции журнала  «Молодость» я  единогласно принят в члены КПСС.  Партийная  Комиссия Третьяковского райкома партии единодушно под¬держала решение партсобрания.
Однако на Бюро Третьяковского райкома КПСС, которое заседало 18 сентября 1986 г., отнеслись ко мне пре¬досудительно и формально,  и воздержались утвердить решение партий¬ного собрания, даже не проводив голосования. Главный редактор, Герой Социалистического Труда Петров А.С., от имени парторганизации журнала обратился в райком за разъяснением и с ходатайством ко второму секретарю Пентюхову В.М. После чего, в присутствии партактива, объявил мне о продлении кандидатского стажа. Но в тот же день стало известно, что райком партии отказал мне в приеме в КПСС. Меня освобождают от занимаемой должности, обосновывая тем, что номенклатурный работник должен быть коммунистом.
Все это вынудило меня 11 октября 1986 г. подать апелляцию в Московский городской комитет КПСС.
По существу изложенного дела могу дать следующие пояснения.
В редакции журнала «Молодость» я работаю с июня 1983 года. Сначала был старшим редактором журнала. 3а успешную работу меня решили повысить в должности. В  течение почти года, по просьбе главного редактора (без приказа, я исполнял обязанности руководителя отдела культуры.  По настоятельному ходатайству партийной орга¬низации журнала (парторгом был Семенкин В.П.) и главного редактора журнала Петрова А.С. в июле 1985 г. меня приняли в кандидаты в члены КПСС (к/к № 08042473), а в ноябре 1985 г. утвердили на должность члена редколлегии – редактора отдела культуры   журнала «Молодость».
У меня был серьезный участок работы. В отделе восемь редакто¬ров. Отдел за два года до меня не выполнял план по  количеству публикуемых материалов. Приходилось публиковать больше рассказов отделу прозы.  3а время кандидатского стажа мне удалось активизировать работу отдела, найти и устранить узкие места, повысить качество редактирования, отдавать предпочтение действительно молодым авторам, наладить контроль за выполнением производственного графика и трудовой дисциплины, улучшить оформление публицистики, вскрыть резервы экономии бумаги и получить большую сверхплановую прибыль (так, в III квар¬тале 1986 г. сверхплановая прибыль превысила 200 процентов). В результате отдел с 1985 г. план перевыполняет на 100,8 процента.
Производственные успехи достигнуты, не смотря на то, что была  искусственно создана конфликтная ситуация в отделе: на должность руководителя  отдела прочили принятого старшим редактором работника. Впо¬следствии он уволился по собственному желанию.
Почти год приходилось выполнять обязанности руководителя отдела без юридических прав (что вызывало недовольство, особенно тех сотрудников, которые не принимали новшеств в работе. Заместитель парторга, а потом парторг Ашпатов А.И. оказывал на меня давление, настояв сначала на включении в план отрывков из своей прозаической книги, потом заменил её (при утвержденном плане) на литературно–критическую статью, потом заменил редактора, наконец,  приняв в штыки мои редакционные замечания, восстановил в верстке текст, вычеркнутый заместителем главного редактора. Это испортило отно¬шение парторга ко мне. Как я потом понял, он специально «ослабил» внимание к выполнению мной партийного поручения.
Тем не менее, за время прохождения стажа кандидата в члены КПСС я дважды отчитывался о своей работе на открытых партийных собраниях. И оба раза эту работу коммунисты журнала одобряли. Хотя при втором отчете Ашпатов А.И. пытался настроить коллектив против меня, за что получил замечание на партийном собрании.
1 сентября 1986 г., в отсутствии парторга Ашпатова А.И. (он был в отпуске), собрание первичной партийной организации редакции журнала единогласно приняло меня в члены КПСС. Партийная комиссия Третьяковского  райкома  партии единодушно под¬держала это решение.
Перед заседанием Бюро райкома партии меня, как и других, при-гласили в сектор учета проверить правильность заполнения учетной карточки, и сообщили, когда приходить за билетом, имея  при себе 70 копеек. Однако мне для проверки дали снова серую учетную кар¬точку кандидата в члены КПСС, которую я проверял год назад перед заседанием Бюро райкома партии, принимавшего меня в кандидаты в члены КПСС. Хотя другим кандидатам давали для проверки красные карточки члена КПСС. В тот момент я не придал этому значения. Только  сказал, что не записаны в карточку мои перемещения по службе,  и расписался карандашом на обороте обложки.
Не свидетельствует ли это о том, что Бюро Третьяковского  райкома партии вынесло заранее отрицательное решение по во¬просу моего приема в члены КПСС, до того, как я стал отве¬чать на вопросы на заседании Бюро, и специально засыпало меня, поэтому и не заводили на меня учетную карточку члена КПСС? Прошу дать мне разъяснение по этому вопросу.
Предосудительное отношение ко мне первого секретаря Третьяковского райкома партии Соснина Е.Ф. я выявил для себя сразу, с первой же его фразы о том, что я недостоин звания коммуниста, так как третий раз женат. Этим был задан тон обсуждению моей кандидатуры. Это же и привело меня в стрессовое состояние,  и помешало мне четко отвечать на вопросы. Я и без того плохо себя чувствовал, перенося простуду с температурой на ногах, но не обращаясь к врачу из-за важности момента вступления в партию. Меня называли морально неустойчивым, хотя за мою моральную устой¬чивость ручались мои рекомендатели: заместитель главного редактора Высоцкий В.В., ответственный секретарь журнала, инвалид Великой Отечественной войны Нурмиев А.А., редактор отдела Семенкин В.B., который десять лет был парторгом журнала. Я пытался объяснить, что развод считаю  трагедией, сам воспитывался с рождения без отца, испытав это на собственной судьбе. Но мне не верили.
Первый раз я развелся 22 года назад. После года совместной жизни на Алтае, куда я был направлен как молодой специалист, жена с ребенком уехала к матери в Астрахань. Я получал 90 рублей. Жена не работала. 3а гороховым хлебом стояли в очереди с четырех часов утра. Это было в 1963–1964 гг. Можно понять, почему она не выдержала материальных трудностей. А я вынужден был продолжать работу на Алтае. Жена меня ждать не стала.
Второй раз развелся девять лет назад, прожив с женою десять лет. К этому времени жена защитила диссертацию кандидата наук, родился и подрос сын. Я перешел с инженерной должности на профессиональную журналистскую работу. Но  это не устроило жену, мои занятия поэзией ей не нравились, мое материальное положение не утвердилось. Но я активно несу ответственность за материальное обеспечение и воспитание своих детей. Дочь уже окончила институт, вышла замуж, работает преподавателем математики. С сыном встречаюсь регулярно, он считает мой дом вторым родным домом, у него свои ключи от моей квартиры. Готовится на подготовительных курсах в архитектурный институт. Бывшая жена не препятствует нашему общению, исполнительный лист на алименты она забрала через год после нашего развода. При приеме меня в кандидаты в члены партии Партийная Комиссия Третьяковского райкома КПСС, рассматривая этот вопрос, отнеслась ко мне неформально. При приеме в члены партии комиссия уже этот вопрос не поднимала. За время прохождения кандидатского стажа у меня изменилось только то, что я, после девяти лет со дня развода, женился. Разве это криминал? А может быть, это даже лучше?
Мою общественную работу на Бюро райкома первый секретарь Соснин Е.Ф. свел на нет. Член редсовета по работе с молодыми ав¬торами – это  поручение я понимал как поиск молодых способных авторов в командировках, на собраниях в секциях Союза писателей  СССР, на региональных и Всесоюзных совещаниях  молодых писателей. Пред-ставляющий меня на Бюро райкома  заместитель парторга Егоров Л.А. пытался настоять на том, что парторганизация считает это партийным поручением, но ему не дали слово, пока не вынесли реше¬ние. Поручение быть агитатором, после неоднократных моих просьб, Ашпатов А.И. дал мне позже, но не объяснял задачу, видимо, ожидая выборную компанию. Я пытался рассказать, что за время прохожде¬ния кандидатского стажа я выполнял несколько отдельных важных  партийных поручений, но меня до конца не выслушали. А между тем, мной организована экспозиция журнала «Молодость» на выставке «Молодежь страны Советов» на ВДНХ CCCP. В результате пять сотрудников журнала получили серебряные и бронзовые медали ВДНХ СССР, трое стали участниками выставки. По просьбе Московской писательской организации я принял участие в работе Международной творческой мастерской литературы на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В своей партийной организации я выступил с инициативой оперативно подготовить и выпус-тить книгу переведенных сотрудниками и активом редакции журнала стихотворений поэтов фестиваля. Эта книга уже вышла в литературном издательстве. Далее, я составил в нерабочее время важную книгу очерков молодых авторов журналов «Молодость» и «Сельская нива» о проблемах молодежи на селе и выполнении Продовольственной программы. Выпущенная книга  получила высо¬кую оценку в газете «Сельская жизнь». Поручения мои имеют конкретное, вещественное исполнение. Кроме того, по поруче¬нию главного редактора, данному на партийном собрании, в составе других редакторов, я принял участие в работе по подготовке стенограммы выступлений писателей на секции прозы VIII съезда писателей СССР. Как член редсовета по работе с молодыми авторами активно сотрудничал с жюри Всесоюзного литературного конкурса имени Максима Горького в Союзе писателей СССР.
Мое общественное лицо характеризуют и другие факты из моей биографии. Коллективы, где я учился и работал, избирали меня в комитет комсомола (с комсомольского учета снят в 30 лет), в местком, журналистскую организацию (член Союза журналистов с 1973 г.). В 1974 г. выступил инициатором выпуска серии книг «Герои девятой пятилетки» – серия стала межиздательской. В 1976 г., вместе с журналистом Ашиховым С.Р., подготовил и по¬слал на имя Маршала Советского Союза тов. Устинова Д.Ф. предложе¬ния по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, получив из Министерства обороны СССР положительный ответ.
В 1978 г. участвовал в оргработе XVIII съезда ВЛКСМ – получил «Бла¬годарность ЦК ВЛКСМ». Возглавлял «поэтический десант» по стройкам Тюменского края – за проведение праздника Молодежной книги, посвященного 60-летию ВЛКСМ, награжден Почетной грамотой Тюменского обкома ВЛКСМ. В 1982 г. на агитпоезде «Молодость» с высту¬плениями проехал по стройкам 3aпадной Сибири – получил «Благодарственное письмо» штаба агитпоезда.
При обсуждении моей кандидатуры на Бюро райкома партии сложи-лась нервозная обстановка, что мешало мне отвечать на вопросы по Программе и Уставу КПСС. А вопросы были объемные. Например, что нового внесено в Устав КПСС на XXVII съезде партии? Я пытался ответить на них своими словами, по существу. Но меня постоянно перебивали, вместо дружелюбного ободрения. А когда я убеждал, что сильно вол¬нуюсь, слышались в мой адрес оскорбительные слова: «Два института закончил, а двух слов связать не может».
Должен ли кандидат в члены партии знать весь Устав КПСС наизусть, или только «глубже ознакомиться с Программой и Уставом КПСС?»
Что же касается моих способностей, могу сообщить, что мной написано и издано в московских издательствах восемь очерковых и три поэтических книги. Так, книга «На стройке Магнитки» (1974 г.) написана по поручению Стройиздату Секретаря ЦК КПСС тов. Долгих В.И., о бригаде монтажников Б.Н. Григорьева, с которой он встретился при посещении строительства одного из объектов металлургического завода. Книга одобрена в газете «Правда». Книги  о про¬славленной ткачихе Масячкиной, о Дедовском производственном объединении технических тканей и другие. За изданную книгой драматическую поэму «Иван Болотников» меня приняли в Союз писателей СССР.
Первый секретарь Третьяковского райкома партии тов. Соснин Е.Ф. предложил воздержаться от приема меня в члены партии, но голосования не проводил.
Если председательствующий на Бюро райкома Соснин Е.Ф. не ставил вопрос на голосование, ограничившись риторическим вопросом: «Голосовать не будем?», не является ли в этом случае решение Бюро райкома недействительным? Тем более, у одного из членов Бюро райкома после решения было особое мнение о том, что моя партийная организация неправильно отнеслась к данному мне поручению.
Что мне делать дальше – известно  в Уставе КПСС, сказал Соснин Е.Ф.  Но так как кандидатскую карточку у меня на Бюро райкома не забрали, можно было предположить, что мне продлен кандидатский стаж. И я, и руководство журнала были в недоумении, как все это могло произойти, и что означает формулировка «Воздержаться».
Главный редактор журнала Петров А.С. позвонил второму секре-тарю Третьяковского райкома партии тов. Пентюхову В.М. и попросил разъяснить позицию райкома, и ходатайствовал за меня от имени партийной организации.  После чего пригласил партактив: Ашпатова А.И., Егорова А.А., Яковлева В.П., Высоцкого В.В., и объявил мне в их при¬сутствии, что райком продлевает мне кандидатский стаж, нужно соста-вить план выполнения партийного поручения, посещать занятия школы молодого коммуниста. И через несколько месяцев райком снова вызовет меня на Бюро.
Однако после нескольких часов в тот же день, якобы тов. Пентюхов В.М. сам позвонил Петрову А.С. и сообщил, что обстоятельства изменились – райком  отказал мне в приеме в партию, но просил оставить меня на прежней должности и предоставить мне возможность вступать на следующий год снова в кандидаты в члены КПСС. На другой день Ашпатов А.И. стал требовать, чтобы я сдал кандидатскую карточку ему или в сектор учета райкома партии. Об этом же сказал и Петров А.С.
Встает вопрос: кто принимал решение о моем приеме в партию – коллегиальный орган,  Бюро райкома, или отдельные люди в кулуарах, и сколько раз и по каким причинам это решение менялось? И чего стоят слова второго секретаря райкома?
Я решил выяснить ситуацию, записавшись на прием к секретарю райкома партии, как советовал Нурмиев А.А., и обратиться в орготдел горкома партии, как советовали Высоцкий В.В., Яковлев В.Н., Петров А.С. Для начала я обратился к помощнику секретаря райкома Левко А.С. Но он записывать меня на прием к секретарю не стал, обещав выяснить обстоятельства моего дела. Но в назначенный день сообщил, что помочь ничем не может,  и даже первый секретарь отменить решение Бюро райкома об отказе мне в приеме в партию не имеет права. Остальные объяснения мне даст в секторе партучета Беднякова 3.А.
Беднякова 3.А. встретила меня недоброжелательно, объяснив, что у меня забыли забрать на Бюро райкома кандидатскую карточку и собирались рассматривать этот вопрос на следующем заседании Бюро. Основной причиной отрицательного решения Бюро райкома, сказала она, является моя моральная неустойчивость. Решение мне не показала, сообщив, что формулируется оно так: «Во изменение решения партийного собрания, на основании пункта I6 Устава КПСС,  Третьяковский райком партии отказал в приеме в члены КПСС». Но этот пункт не предусматривает права райкому изменять положительное решение собрания первичной партийной организации. Белякова 3. А. сообщила мне, что я имею пра¬во в течение двух месяцев обратиться с апелляцией в вышестоящую партийную инстанцию, но вряд ли у меня что получится. Попытка¬ – не пытка.
После этого у меня начался второй этап трагедии.
Курирующий наш журнал инструктор сектора печати тов. Богданов А.Г. предложил «по-дружески» мне подать в два дня за¬явление с такой формулировкой: «Прошу уволить меня по собственному желанию в связи с переходом на другую работу». Иначе, объяснил он, у меня будут крупные неприятности,  я буду снят с занимаемой должности, как не принятый в партию, ибо номенклатурный работник обязательно должен быть коммунистом.
Встает вопрос, на основании какого документа не принятый в партию номенклатурный работник должен быть немедленно снят с занимаемой должности?
В отчаянии я написал такое заявление. Но наутро понял, что остаюсь просто «на улице». И подал заявление о том, что прошу моё заявление от 10 октября 1986 г. о моем увольнении по собственному желанию считать недействительным и вернуть его мне. В секторе печати на меня стали оказывать давление, вынуждая уво¬литься по собственному желанию, намекая на комиссию по проверке моей профессиональной пригодности. Но замечаний по работе у меня не было, поощрениями исписана вся трудовая книжка. Я просил меня трудоустроить и пригласить на заседание сектора печати, который будет освобождать меня от занимаемой должности.
Так как меня решили уволить и не предоставляли возможности на прежней должности через год снова вступать в кандидаты в члены КПСС, я подал апелляцию на решение Третьяковского райкома партии в Московский горком КПСС 11 октября 1986 г. на имя первого секрета¬ря  МГК тов. Ельцина Б.Н.
Моя бывшая супруга Щетинина Л.Г., узнав о случившейся со мной беде, тоже послала письмо на имя Ельцина Б.Н.  Ее вызвали в Третьяковский  райком партии, где инструктор объяснил ей, что в моральной неустойчивости меня не обвиняют.
Я по-прежнему справлялся с работой, не смотря на неприятности, однако меня спешили освободить от занимаемой должности. Спрашивали, куда и когда я подал апелляцию, что собираюсь делать в случае от-рицательного ответа из горкома партии, утверждали, что ответ будет отрицательным. И когда узнали, что я на¬мерен обращаться в вышестоящие партийные органы, решили пойти мне «навстречу» – предложили рядовую должность в журнале «Молодость». Я написал заявление о переводе меня на должность старшего редактора отдела прозы журнала «Молодость». Сектор печати тут же освободил меня от должности члена редколлегии – редактора отдела культуры журнала «Молодость», и назначил на эту должность тов. В. Жеглова, который был моим помощником в отделе культуры. I4 ноября I987 г. был подписан приказ о моем переводе.
17 ноября 1986 г. инструктор горкома партии тов. Стрельцова 3.С. вызвала меня по моему письму в горком партии. Именно она на Бюро Третьяковского  райкома КПСС больше всех выступала против меня, зада¬вала вопросы, перебивала мои ответы указанными ранее репликами типа: «Два института кончил, а двух слов связать не может». При беседе со мной она продолжала настаивать, что у меня «полная сумятица в голове». Отве¬тов по существу моих вопросов не дала. Например, она высказала мне замечание, будто я напрасно жалуюсь на увольнение с работы, так как 11 ноября 1986 г. подписан приказ о моем переводе на долж¬ность старшего редактора, а до этого я был просто редактором. Но апелляцию я подал не 11 ноября, а 11 октября 1986 г. Приказ о моем переводе подписывали 14 ноября, а не 11 ноября 1986 г. И самое существенное: должность члена редколлегии – редактора отдела (руководителя) выше должности старшего редактора. Подобные ответы Стрельцовой 3.С.меня не убедили, многие вопросы моего всту¬пления в партию и понижения в должности остались не разъясненными, дать письменный ответ на мою апелляцию инструктор горкома отка¬залась. Я понял, что ничего не добьюсь.
Но беды мои на этом не кончились. Обо мне распустили невероятные слухи. Например, что однажды я уже утаил вступление в пар¬тию. Меня включили в список на аттестацию, хотя я не проработал в новой должности старшего редактора и года, и аттестовали только на год с несправедливой формулировкой. Перейти на работу с таким «хвостом» сложно, не смотря на мой большой опыт. Писателям, которые хотели написать письмо в вышестоящие организации и заступиться за меня, посове¬товали не делать этого. У меня тяжело заболела жена – сейчас она инвалид второй группы, не работает.
Сменили руководство в райкоме, в горкоме. Но парторг в нашем журнале – тот же,  А.И. Ашпатов. Я остался с пятном не заслуженного позора. Более того – мое желание приносить больше пользы обществу в рядах КПСС перечеркнуто. Хотя после этого я снова три месяца, по поручению главного редактора, и снова без приказа, выполнял работу уволенного заведующего редакцией прозы до прихода нового сотрудника. Два издательства забраковали мои поэтические рукописи, третье намерено (при заключенном ранее договоре и выплате 25 процентов гонорара) «зарубить» на редсовете полный вариант моей драматической поэмы «Иван Болотников» (после двух положительных рецензий, 10-ти  лет обе-щаний, рукопись дважды выброшена из плана редподготовки)...

Внимательно слежу за процессом перестройки в нашей стране. Верю, что и в моем случае справедливость может восторжествовать. Поэтому обращаюсь с прось6ой к XIX Всесоюзной партийной конфе¬ренции решить мою судьбу коммуниста.

Прилагаю ответ на мое письмо  в Министерство обороны СССР.

Б.К. Карин



ГЛАВНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Советской Армии и Военно-Морского  Флота

№ 172/28164 22 октября 1976 г.
103160, Москва, К-160

111402, Москва, Вишняковская, д. 3,  Ашихову С.Р.

Уважаемый Сергей Ростиславович и Борис Константинович!

Ваше письмо рассмотрено в Главном политуправлении Советской Армии и Военно-Морского Флота. Предложения и пожелания по дальнейшему улучшению военно-патриотического воспитания подрастающего поколения нами доведены до соответствующих организаций и отделов и по возможности будут ими учтены при разработке и составлении текущих и перспективных планов совершенствования военно-патриотического  воспитания молодежи.
Одновременно сообщаем, что некоторые Ваши предложения уже осуществлены. Так, в Воениздате периодически выходят сборники о легендарной военной технике, о различных военных профессиях, существует и звание «Заслуженный военный летчик СССР». Учрежден ряд премий за лучшие военно-патриотические книги, кинофильмы и т.д. Имеется ряд памятных знаков, которые вручаются активистам военно-шефской работы.
С уважением

Начальник отдела печати  (В. Лаврентьев)


(Жалоба  на партконференцию не послана.)



ДОКУМЕНТЫ СУДЬБЫ

Борис – Володе
Без даты

Здравствуй, Володя!

Володя, я не послал  на партийную конференцию эту жалобу потому, что понял – все бесполезно.
Не знаю, просто ли я выделяюсь из своей среды, или меня держат под контролем вездесущие органы с измальства. Ведь я из семьи осужденного по политической  58 статье деда Белова Алексея Тимофеевича.
Аргументы – пожалуйста.
Еще в шестом классе, когда объединили мужскую и женскую школы, меня  обсуждали на собрании класса как нарушителя дисциплины. Да, я обозвал каких-то одноклассниц засранками за то, что они не хотели с нами,  мальчишками водиться. Но на собрании мне приписали, что я хвастун, эгоист, и черт знает что.  И классный руководитель подло спросила моего друга по парте, правильно меня осуждают или нет. А Славка Поздняков   сказал, что я хороший друг, обнял меня при всем  собрании и поцеловал. И разбор персонального дела провалился.
Люська, о которой был твой упрек  в нашей переписке, возбудила обсуждение моего персонального дела на моей работе. Все коллеги были за меня. Ведь они хотели присудить мне звание  ударника коммунистического труда. А я, видите ли, не захотел на ней жениться. А то мало у нее было других ухажеров, тот же твой друг Толик Недомерков.
Меня хотел уволить с работы из издательства «Молодость»  наш заведующий Завидюк. Он бросил меня на поле боя, кричал он на собрании. И все ждали, что я уволюсь. И только потому, что я, отредактировав книгу, сдал ее ему и законно взял отпуск для сдачи очередных экзаменов  во ВГИКе. А выгнали из издательства его.
Так из журнала «Молодость» хотели убрать – а придраться не к чему, работа делается отлично. И вот нашли такой подлый ход – морально неустойчив, потому что третий раз женился…
Ну ладно, пес с ними. Перейдем к нашему делу.
На твой вопрос о том, учился ли Африкан Васильевич в институте, у нас есть документы (прилагаю).
Володя,  у твоего отца энергия бурлила непрестанно и с одной целью, повышение роста и благосостояния (почти по-советски заговорил). Но ему мешали.  Он  работал, и учился. Вот документ.

Удостоверение
(на листке бумаги)

(Штамп)
В.С.Н.Х.   С.С.С.Р. Сливкину А.В.
Государственное управление (неразбочиво)  курсы
Директора паспортизации… организованные
по строительству, подготовке отделом кадров управления 
к пуску завода Сибкомбайнсельмаша в 1931 г.
КОМБАЙНОВ Тов. Сливкин на курсах
и других сложных сельско- прослушал и провел  практические
хозяйственных машин работы:
в г. Новосибирске 1. Математические основы
«СИБКОМБАЙНСЕЛЬМАШ» (алг. и триг.) – 126 ч.
ноябрь 1931 г. 2. Механические основы
№ 408 с (механики и  сопр. матер.) – 242  ч.
Новосибирск, Зап-Сиб. Край 3. Основы паспортизации – 176 ч.
Коммунистическая, 42 4. Практические работы в
Телеграфный адрес мастерских по паспортизации
Новосибирск Сибкомбайн станков–  360 ч.
5. Обществоведение – 40 ч.


Печать
Зав. Отделом кадров (Подпись)
Зав. курсами – инженер    (Подпись)

Для чего он проходил эти курсы? Не только для того, чтобы иметь более оплачиваемую работу в Сибкомбайнсельмаше. Но и чтобы поступить в рабфак. Другого пути у него не было. Ты потом поймешь, почему. И он добился  направления на учебу в рабфак.  Сливкину А.В.  16.07.1932 г. был выдан отзыв отдела технического нормирования Сибкомбайнсельмаша о том, что он «работает в качестве бригадира группы паспортизации» и «для командирования на 4-й курс вечернего рабфака вполне подходящий».

Отзыв

(Штамп)
В.С.Н.Х.   С.С.С.Р. Дан настоящий отзыв тов.
Государственное управление Сливкину А.В., работающему
Директора в качестве паспортизатора в
по строительству, подготовке группе по исследованию
к пуску завода оборудования п/отдела
КОМБАЙНОВ Технического нормирования
и других сложных сельско- Сибкомбайнсельмаша.
хозяйственных машин За время работы в группе
в г. Новосибирске т. Сливкин проявил себя
«СИБКОМБАЙНСЕЛЬМАШ» как один из наиболее
16. 7. 1932 г. теоретически развитых и
№ 505ор серьезных товарищей. В
Новосибирск, Зап-Сиб. Край настоящее время работает
Коммунистическая, 42 в качестве бригадира группы
Телеграфный адрес паспортизации. Администрация
Новосибирск Сибкомбайн отдела считает кандидатуру

т. Сливкина, для командирования на 4-й курс вечернего рабфака,   вполне подходящей.

Зав. п/отделом Т.Н.Б. (Подпись)
Руководитель группы паспортизации (Подпись)

Через два года, видимо, после окончания рабфака, Африкан решил поступить в институт. Он уже работал в другом месте, на Кузнецком металлургическом заводе. И следующие документы  рассказывают, как он поступал в Санкт-Петербургский  механико-машиностроительный институт.
Я нашел служебную записку от 3 июля 1934 года отдела главного механика Кузнецкого металлургического комбината для предъявления в Санкт-Петербургский механо-машиностроительный институт, выданную характеристику А.В. Сливкину, справку из отдела кадров этого комбината от 29.08.34 г. о том, что он «уволен ввиду ухода на учебу» (проработал на Кузнецком металлургическом комбинате с 28.11.32 по 28.08.34 г.), врачебную справку для приема в институт (выдана 5 сентября 1934 года).


Справка

(Штамп)
СССР
НАРКОМТЯЖПРОМ
УПРАВЛЕНИЕ
Кузнецкого Металлургического
Комбината имени И.В. Сталина
2 июля 1934 г.
№ 342–2 Выдана тов. Сливкину А.В.
гор. Сталинск, Запсибкрая

в том, что он действительно работает в  Отделе главного механика Кузнецкого Металлургического комбината в качестве техн. паспортизации стан. оборудования с окладом триста двадцать пять руб. в месяц с 28/XI-32 г.
Выдана для предъявления в Спб. Механико-машиностроительный институт.

Нач. отд. кадров КМК (Подпись)
Ответ. исполнитель (Подпись)

(Печать)

Действительна по 25 августа 1934 г.

Африкан прошел отборочную медицинскую комиссию.


Справка

(Штамп)

СССР
НАРКОМТЯЖПРОМ
УПРАВЛЕНИЕ
Кузнецкого Металлургического
Комбината имени И.В. Сталина
29  VIII - 1934 г.
№ 342-2 Выдана тов. Сливкину А.В.
гор. Сталинск, Запсибкрая

в том, что он действительно работал в  Кузнецком Металлургическом комбинате в Отд. главн. механ. в качестве техника-паспортизатора с окладом триста двадцать пять руб. в месяц
с 28 ноября 1932 г. по 28 августа 1934 г.
Уволен в виду ухода на учебу.

Нач. отд. кадров КМК (Подпись)
Исполнитель (Подпись)

(Печать)



Справка


ЕДИНЫЙ ДИСПАНСЕР ТОМСКОГО ГОРЗДРАВА
Тимирязевский пр. № 20, тел. 5–35

ВРАЧЕБНАЯ СПРАВКА

Дана гр. Сливкину Африкану Васильевичу в том, что при медицинском освидетельствовании найдено: здоров, вследствие чего по состоянию своего здоровья он может быть принят в число студентов Т.И.И. по Ф.К. группа первая.
5 октября 1934 г.

(Печать)

Медотборочная комиссия (Подпись)
Врачи:  (Подпись)
21-VIII - 34 г.

И когда  Африкан поступил в институт, то уволился с завода. Значит, поступил на дневное отделение?
Из следующих документов видно, что твой отец был какое-то время  студентом другого, Томского индустриального института (ТИИ).

Членская книжка

Автономная секция
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
при ТОМСКОМ ЦРК
ЧЛЕНСКАЯ КНИЖКА
№ 1836
Пред. Правления (подпись)

(Две печати – Томского Студенческого Кооператива ТИИ
и штамп «Перерегистрирован …ТИИ 1935 г.»

Фамилия Сливкин
Имя Африкан
Отчество Васильевич
Соц. положение студент
Время вступления 7/XII- 1934 г.



Полный дифпай

Зарплата в месяц 81 р.

(Это после-то 325 рублей  в отделе главного механика!)

Должен иметь пай 49 р. 35 к.
Внесено  Сто двенадцать руб.
Дата 7/XII- 1934 г.

Подпись

(Печать)

(На обороте карандашные отметки «Ял», «При зод».)



Но учиться не дали обстоятельства?  Какие? Потому что Африкан закончил только 5-месячные курсы при этом заводе. Я нашел курсовой билет и зачетную книжку слушателя курсов «Технических конструкторов Сталинского учебного комбината «Кузнецкстроя», г. Сталинск, 1934 г., курсовой билет № 255, зачетную книжка  № 161.


Курсовой билет

Н.К.Т.П.
С.С.С.Р.
Сталинский Учебно-курсовой комбинат
«КУЗНЕЦКСТРОЯ»

КУРСОВОЙ БИЛЕТ
№ 255

г. Сталинск
Действителен по 15/III-1934 г.
Директор курсов (подпись)
Действителен по 15/VIII-1934
Директор курсов

Предъявитель сего тов. СЛИВКИН Африкан Васильевич состоит слушателем курсов Техников-конструкторов б/о Сталинского Учебного Комбината.

Директор курсов (подпись)

Секретарь

Печать



Зачетная книжка

НКТП
Инженерно-технические курсы
Кузнецкого металлургического комбината

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА


№ 161
Сливкин А.В.
Гр. Т2 - Конструкторов
(Печать)

1. Математика
2. Химия оч. хор. 20/III (Подпись)
3. Политэк. хор 19/VI (Подпись) (карандаш)
4. Черчение
5. Русский хор.
6. Физика отлично 10/VI (Подпись)
7. 17-й партсъезд хор. 19/VI (Подпись) (карандаш)

Зав. учебной частью Ф.З.Т.К. –  (Подпись)    (Н. Горбачевский)


В 1936 году Африкан снова пытается поступить в институт. Он уже работает в другом месте.

Документ

(Штамп) Дана  тов. СЛИВКИНУ А.В. в том, что он
Отдела с 15-го ноября 1935 г. по 1-е августа 1936 г.
Землеустройства работал в Отделе Землеустройства НКЗ.ККАССР НКЗ.ККАССР в качестве техника-чертежника
№ 693 с месячным окладом 240 руб.
1/VIII-1936 г. и уволен ввиду отъезда на учебу.

Нач. Отдела Землеустройства  (подпись)    Гельба
Секретарь (подпись)                Михайлова
Печать


Отзыв


Дан настоящий отзыв тов. СЛИВКИНУ А.В., работавшему с 15 ноября 1935 года по 1-е августа 1936 года в Отделе Землеустройства НКЗ.ККАССР в качестве техника-чертежника. За время работы в Отделе Землеустройства (камеральная обработка фотопланшетов – дублировка  и вычисление площадей) проявил себя хорошим работником-стахановцем со средним показателем выполнения норм 390 % и с хорошим качеством работы.
А так же тов. СЛИВКИН принимал участие в общественной жизни Отдела.

Нач. Отдела землеустройства      (подпись)                Гельба
Профорг: инженер-картограф      (подпись)             Карякин

Печать

Володя, обрати внимание, что профессия, указанная в этом отзыве, помогла ему потом на фронте работать с планшетом.
Куда поступал Африкан на учебу? Но уволился с работы.


Выписка


Из  приказа № 137 по Отделу землеустройства от 27/VII-36 года
г. Турткуль
8 – 8
Тех. чертежника СЛИВКИНА А.В. уволить с 1-го августа, как уходящего на учебу.
Бухгалтерии произвести полный расчет.

П/п Нач. Отдела землеустройства
Секретарь (подпись)  Михайлова

Печать


Вот такие  эти пожелтевшие бумаги – вехи жизни замечательного человека.
Видимо, Африкан поступил в Томский индустриальный институт, но по каким-то причинам (нужда?) ушел из него. Потом  пытался восстановиться, но неудачно. О чем свидетельствуют две справки. Ответ из ТИИ в Главное управление учебными заведениями НКТП (копия Сливкину А.В.).  «На ваш запрос за № 268-77 от 15/IX-с.г. сообщаю, что мною в приеме в институт гр-ну Сливкину было отказано в виду того, что прием в Институт был закончен и согласно существующим правилам приема, после окончания срока приема, запрещен. И.о. директора ТИИ (Нестеров). В штампе дата 26.09.1936 г. № УД-О-12, адрес: Томск, Тимирязевский пр., 9 (Справку высылаю).
Письмо из Народного комиссариата тяжелой промышленности (вот как он бился за себя!) в Томск, Самуський Затон, Сливкину, копия Директору Томского Индустриального института № 268-77 8/Х - 36 г.
«Сообщаем, что ГУУЗ не считает возможным  оказать содействие  в восстановлении в институт, в связи с тем, что прием в учебное заведение уже закончен и занятия начались с 1-го сентября 1936 г. Зам. Нач. ГУУЗ НКТП  В. Швейцер». (Письмо высылаю). Володя, обрати внимание, что институт писал о приеме, а комиссариат пишет о восстановлении, но причина отказа – прекращен прием.  Обе фамилии ответчиков говорят сами за себя, и оба чиновника – заместители. Итак, он поступил, может быть, в 1934 году в Томский индустриальный институт, проучился год и ушел, а потом в 1936 г.  хотел восстановиться, но опоздал. Но допускаю, что два года хлопотал, но безуспешно.
Обнимаю, Борис.




ВОЛОДЯ – БОРИС


Борис – Володе
Без даты

Здравствуй дорогой Володя!
Спасибо за разъяснение о компьютере. Но им смогут воспользоваться, наверное, только внуки наших детей. Видимо, текст объяснения ты позаимствовал из популярной книги.

(Как я был не прав, даже сам пишу на компьютере, и давно!)

Я думаю, что имена можно в книге оставить настоящие, заменив только фамилии, и пр.
Жаль, что нет у дяди Саши дневника, и что никто тебе не напишет об отце.  Это можно объяснить тем, что многие не любят писать письма, а здесь нужно еще и вспоминать. Я многое не помню из своей жизни. У дяди Саши просто дар, и память, и литературные способности, хотя и неопытность в повествовании.
На вопрос о том, что свернули ваши работы  по «удачной перспективной модели», можно говорить долго. Может быть,  только вам она кажется такой перспективной?  Может, другой завод сделал еще лучше, а ваша – не  нужна.  Все это можно назвать и головотяпством, и некомпетентностью, и даже вредительством.  Главное, не обобщать. Сидит лягушка в болоте и говорит, кругом сыро, на всем белом свете. А ведь не так!
Что касается политики, то я не спорю с тобой о ней, потому что знаю очень мало, хотя в десятки раз имею большую  информацию, чем ты.  О некоторых вещах, творящихся у нас на глазах, может быть, смогут правильно рассуждать только наши далекие потомки, лет через 100–200.  А повторять досужие сплетни или газетные «сенсации» просто глупо.

Ответ на твое письмо от 31.10.86. Все напутал ты и они. Какие сведения и документы можно искать на заводе, если почти все они прошли через  меня (ты мне их переслал). Например, я писал тебе о трудовой книжке Сливкина. Повторюсь. После 6 лет трудового стажа Сливкин 3.Х.37 г. зачислен н-ком Техотдела на должность конструктора 4 р. 15.3.37 переведен в 3-й разряд конструктора (повышен в должности). VI.38 опять повышен – переведен во 2-й разряд. 4.V.39 –  переведен в 1-й разряд конструктора и 24.VI.41 г.  уволен по уходу в РККА. Много и других документов. Тебе выслали в 1978 году оставшиеся документы по зарплате и приказ.  Больше их и не будет. Мелкие, текущие документы вообще уничтожаются через несколько лет.  Так что не потерялся человек. На Красноярском заводе смотрели только 1940–1946 годы. Только Вивдич мог что-то вспомнить, но, увы, не вспомнил. И лишь к ветеранам, работавшим когда-то с твоим отцом, и могли бы мы обратиться за помощью – вспомнить подробности.  Может быть, он кому-то и писал, как другу, и подробно. 
Всего тебе наилучшего.
Обнимаю, Борис