В защиту жертв холокоста. Письмо Марийке

Галина Кузнецова
       Милая Марийка! Меня в твоем блоге взволновало высказывание, что евреи во время войны пассивно позволяли себя уничтожать.

       Я в детстве жила в Белоруссии и лично видела евреев - ветеранов подполья и партизанского движения, например, тесть папиного друга постоянно рисковал жизнью, будучи подпольщиком. Его внук  сожалеет, что дедушка мало рассказывал о войне. Не мог вспоминать этот ужас.

       Но не каждый был молод, силен и свободен. У большинства детишки, больные старики-родители, хозяйство, кормившее семью.

       Многие взрослые еще помнили нестрашных немцев времен Первой мировой и не верили рассказам беглецов с запада, да и не все слышали эти рассказы.

       Перед войной семья моего папы жила в Симферополе. Они дружили с семьей дедушкиного сослуживца, который вместе с женой , в качестве военного специалиста, бывал в Германии. В начале войны бабушка, покидая Крым, уговаривала его супругу немедленно уехать вместе, а та смеялась:"Что Вы?! Немцы такие высококультурные, образованные люди." Эту женщину "высококультурные" немцы расстреляли, а её детей, друзей моего папы, раздавили танком. Так разделывались с семьями военных.

       Западные районы Белоруссии были заняты молниеносно. Еще надеялись, что немцев отобьют. Мне рассказывали, как неожиданно фашисты появились в Минске, и каким шоком было, отдернув утром занавески, увидеть за окном мертвые ноги повешенных соседей и близких друзей.Эвакуацию практически не успели организовать. Родственница моей подруги, белорусская оперная дива Лариса Помпеевна Александровская вспоминала, как, добравшись до Москвы пешком и на перекладных, босая, в изодранном платье, вдруг столкнулась с полным непониманием московской родни:"Какая война? У нас тут свадьба". И это после того, как у нее при бомбежке Минска погиб близкий человек.

       Что в такой ситуации могли знать о войне в белорусской глуши?! Многие акции уничтожения евреев маскировались, например, под организованное переселение, когда люди даже представить не могли, куда их ведут. Так бывало и с белорусами - жителей деревни собирали в клубе, большом амбаре, или церкви, якобы для проведения сельского схода, затем быстро накидывали засов и поджигали.

       До глухих деревень и местечек не доходили слухи о зверствах фашистов. Радиоприемники подлежали конфискации, мобильников не было. А на краю расстрельного рва люди делали последнее, что было в их силах - сохраняли присутствие духа, чтобы маленькие дети не успели испугаться. Для такого требуется  настоящее мужество.

       Зная, что его ждет и имея возможность сражаться, любой человек пошел бы в бой. просто не всем это удалось.

       Люблю в Одноклассниках твою фотографию - красавица в форме израильской армии с автоматом в руках. Тебе, конечно, хватило бы решимости защищаться. Но дай Бог, чтобы необходимость этого никогда не пришла в твою жизнь.

       Целую тебя, дорогая девочка.

       Мира и счастья тебе, твоей Алиске и всем, кого ты любишь.

        С уважением. Галя.


Послесловие.

     Из рецензии от 07.12.2009 на мой рассказ (пишет автор Прозы.ру Яна Голдовская, добавлено сюда с её разрешения):

    "Всё верно...так и было. И наша пропаганда не пропускала. Мой отец, прошедший до Берлина с Белорусским фронтом воен. врачом, не смог спасти свою маму и тёщу, приехав в Киев с пропусками на эвакуацию (она не была запланирована, эвакуация). Киев был занят тоже стремительно, и обе старые больные образованные дамы тоже не могли поверить, что немцы способны на такое, и куда им сниматься на старости лет?...В эвакуацию по папиным четырём пропускам уехали его сын со своей матерью, племянник и друг сына...
     А в Харькове папе удалось спасти большинство евреев, - он приехал с фронта к родственникам на одну ночь и кричал так, что они в ту же ночь смогли сообщить, передать другим, и уехали на последнем поезде ранним утром, когда к городу подходили немцы...
    А о сопротивлении - Л. Улицкая "Даниэль Штайн"..."

На странице Яны Голдовской можно найти подробности в разделе "Воспоминания" (во второй главе повести "Мой старший брат"). Вот ссылки на обе главы:

http://www.proza.ru/2008/03/14/446

http://www.proza.ru/2008/03/31/502


     Другой автор Прозы Наталья Стрелкина из Белоруссии написала мне в рецензии (цитата приводится с согласия автора):

     "Нам рассказывали, как в Беларусь привезли целый эшелон богатых чешских евреев, семьи, дети, старики, женщины, со скарбом, с самым ценным. Приехали сюда, чтобы начать новую жизнь на выселках. Наобещали им с три короба. Те поехали, почти добровольно. А их тут в душегубки... Всех. Страшно.
Сопротивлялись евреи. Партизанские отряды - это в основном евреи бежавшие из гетто, и прятавшиеся в лесах. Именно они составляли костяк..."

     Бесценные свидетельства очевидцев можно найти в рассказе Яна Кауфмана "Крокодиловы слезы", а его же публицистический очерк "Яша-музыкант" невозможно читать без слез. С разрешения автора привожу здесь ссылки на эти произведения:

http://www.proza.ru/2005/11/03-42

http://www.proza.ru/2009/09/15/1093

    У Натальи Стрелкиной в одном из отзывов я прочитала о том, как её дедушка, вернувшийся с фронта в родную деревню, узнал, что сожгли её фашисты вместе с жителями. Не думаю, что этих людей заранее предупреждали о грядущем уничтожении.

    Наверняка всё происходило неожиданно и быстро. Мало кто мог выжить.
     Хотя бывали и чудесные спасения.
     У меня на эту тему есть рассказ "Колыбельная для Сарочки". История произошла с коллегой моего папы. Я была школьницей, когда услышала её. До сих пор не могу прийти в себя. Ссылка на этот рассказ:

http://www.proza.ru/2009/11/05/1239