Препятствия и зрелость

Яков Шафран
     Всё в жизни, в мире должно быть духовным и светоносным, таков замысел Божий, всё должно способствовать возрастанию человека в духе, приближению его к добру, к любви, к истине. И чем больше это присутствует, тем вернее идёт духовное развитие общества и отдельных людей, его составляющих.    
     Однако какое же может быть развитие без препятствий? Это будет не развитие, а лёгкая прогулка. Препятствия должны быть, но доля их в жизненных событиях и ситуациях не должна превышать некий уровень, конкретный в каждом конкретном случае, и уровень, не убивающий, а побуждающий к преодолению. Если бить человека всё время палкой по голове, что же от этой головы останется?
      Чем больше насмешки,  ругательства, глумления, издевательства и другой бесовщины рядом с чистотой, светом, искренностью, любовью, желанием добра, состраданием, сочувствием, тем, больше это свидетельствует, что среда более бесовская, чем Божеская.
       И, если сравнить жизнь человека, семьи, народа с деревом, то они тоже произрастают из своих корней, из традиций. История, науки о человеке и обществе говорят о том, что традиции ближе к Богу, чем современное состояние. Это так и есть. Даже наш личный опыт говорит об этом. Тогда кто же виноват в том, что «дерево» больно, традиции? Нет, мы с вами.
       Человек является  единством трёх составляющих: наследственности (то есть заложенного в нём всеми предыдущими поколениями), воспитания (всего сформированного в нём в процессе его развития) и социума (как суммы всех воздействующих на него факторов окружающей человеческой среды). Человек может считаться таковым, если он постигнет все три составляющие, из которых складывается его сущность. В этом случае следует говорить о полном человеческом самосознании, которое состоит из трёх компонентов, каждый из которых соответствует своей составляющей. Первый компонент самосознания – национальное или народное самосознание (наследственность, традиция). Второй – общественное самосознание (воспитание). И, наконец, третий – индивидуальное самосознание (как сумма влияний конкретного социума). Здесь следует сказать, что принадлежность человека к народу определяется не цветом пятой точки, а состоянием его духа, сердца и сознания.
       Если самосознание человека лишено какого-то или каких-то компонентов, то можно смело говорить об ущербности, незрелости  человека, как личности. К сожалению большинство людей обладают одним индивидуальным, в лучшем случае полутора компонентами (немного общественного воспитания) самосознания. А от таких «личностей» можно ожидать чего угодно, что мы часто и видим. В лучшем случае это мирно «чавкающие» потребители.
        Зрелая личность, личность с комплексно развитым самосознанием, полна высокого содержания и глубокого смысла. Такую личность не собъёшь с толку никакими теориями, никакими ловушками в красивой упаковке, не «уронишь» в пропасть, не сделаешь частью несвойственной ему среды. Такой человек твёрдо знает, что у него есть Бог и Его Слово и Родина с преемственной традицией.
        А, если такой человек и попадёт в очень тёмную полосу своей жизни, в «смутное время» или жизнь его подвергнется, что называется «разгрому», то он легко и естественно восстановится,  регенерирует свою жизнь, восстановит ткань своей души, так как к у него правильное и сильное внутреннее содержание.