Сон о бабочке

Юрий Аракчеев
Школа. Солнечная аудитория, старший класс. Я учитель. Я принес живую красивую бабочку Павлиний глаз. Ее все видели, когда она летает в лесу, в поле, в парке. Я выпускаю бабочку из коробки, и она летает по аудитории…

- Видите, - говорю я, - это великолепная живая бабочка. Если ее внимательно разглядеть, видно, какие удивительно красивые у нее крылья. Но не только крылья. У нее живое мягкое тельце, покрытое шелковистыми волосками. У нее шесть ножек, головка с большими глазами, усики-антенны, закрученный в спиральку длинный тонкий хоботок-трубочка, который раскручивается и погружается в самую глубину цветка, чтобы высасывать из него нектар. Одновременно пыльца с тычинок других цветов, прилипшая к волоскам бабочки, попадает на пестик этого цветка, оплодотворяя его, - таким образом вершится плодотворная взаимная связь между бабочками и цветками растений. Все это очень сложно устроено, а в тельце каждой бабочки - мышечная, нервная, кровеносная, пищеварительная, половая системы. Как у нас с вами. Глаза бабочки видят, усики улавливают звуковые колебания и запахи, при помощи своих роскошных крыльев бабочка великолепно летает… Сложнейшее, красивое, легкокрылое существо! И она не только живет сама, она может производить себе подобных и во множестве! Как любое живое существо на земле… А теперь смотрите…

Бабочка оказывается в моих пальцах, она пытается вырваться, но я крепко и осторожно держу ее, показываю еще раз всем, а потом… Потом я сажаю ее на свою ладонь и… сжимаю кисть руки в кулак. О, ужас! Даже хруста не слышно… Я разжимаю кулак… На моей ладони - бесформенный комок слизи и каких-то ошметок. Нет прекрасного легкокрылого создания - есть немного слизистой грязи и шелуха…

Дружный негодующий вздох слышен в классе.

Я говорю:

- Только что у нас в аудитории летала живая прекрасная бабочка. И вот что от нее осталось. Я понимаю, что то, что я сделал, жестоко, но я хочу, чтобы вы это запомнили. Бабочки нет, есть бесформенный мокрый и мертвый комок. То, что у меня на ладони - буквально весь материал, из которого состояла живая бабочка. Абсолютно весь, до пылинки! И головка с глазами и усиками, и тельце, и ножки, и крылья… Все атомы и молекулы! А бабочки нет. Есть вся материя, из которой состояло легкокрылое существо, но нет в этом комке только одного - ИДЕИ бабочки, ее ДУХА, то есть Божьего Замысла. Того ПРОЕКТА, по которому были выстроены все эти ошметки. Той сложнейшей системы, по которой соединялись атомы и молекулы этого комка грязи. Вот что такое жизнь, и вот что такое смерть!

Они слушают внимательно. Они впитывают. Надеюсь, запомнят.

- Не материальное есть истинная основа нашего мира, - продолжаю я. - Материальное - лишь строительный материал. Основа нашего мира - идея, проект, дух. Именно это - главное и основное.

Они внимательно смотрят. Молчат. Я бы очень хотел, чтобы они запомнили. Мне жаль эту конкретную бабочку. Но именно такой наглядный пример может пробить их ленивое равнодушие, их привычную слепоту. Лучше один раз увидеть…

- Идея бабочки, ее дух, разумеется бессмертен, - говорю я еще. - Просто теперь мы с вами не видим, не ощущаем его. Но он в нашей памяти. И во Вселенной…

Зашевелились. Надеюсь, начали понимать.

- То, что я продемонстрировал вам, жестоко, - продолжаю. - Но я надеюсь, вы запомните и поймете, что такое жизнь и что такое смерть. Жизнь - это воплощенная идея, дух, это величайшее, что есть в окружающем нас мире. Это сложнейшая гармония материальных частиц. Это изначальное, главное, основное. Невидимое до тех пор, пока не становится материальным, то есть воспринимаемым нашими органами чувств. Это и есть на самом деле то, что мы называем красотой. То есть совершенством, То есть гармонией. Красота - это наиболее совершенное материальное воплощение духовной гармонии мира. Это и есть проявление того, что мы называем Богом.

Общий вздох разносится по аудитории.

- Растения и животные - живые существа, но они не осознают себя в связи с окружающим миром, - продолжаю я. - Они просто существуют - каждое согласно божественной идее, по которой построено. В отличие от них, мы, люди, в состоянии осознать ИДЕЮ. Этим мы и отличаемся от животных и растений. Потому и говорят, что человек создан по образу и подобию Божьему. Каждый. Хотя далеко не каждый это осознает. Идея - это и есть Божий Замысел. Он в каждом из нас. Осознать его и развить, защищая от карликов-паразитов, - это и есть смысл нашей жизни здесь, на Земле.

Я сказал это все, глядя в два-три десятка пар глаз учеников, но вот картина перед моими глазами как-то размазалась, расплылась, и в сером мареве я услышал голос:

- Поэтому вас так много. Останутся те, кто осознает. Другие - всего лишь строительный материал.

Сон… Вещий сон!

А еще я много лет не могу забыть один случай.

…Алтай. Мы с моей любимой девушкой возвращаемся на автобусе из селения Шаболино, в окрестностях которого я фотографировал редчайшую бабочку из рода Парнассиусов, а также и ее, свою девушку. Автобус в Горно-Алтайск тащится шесть часов - лето, душно, солнце в окна, пассажиры маются от жары… И вдруг справа доносится вскрик и хрип. Я оборачиваюсь. Метрах в трех от нас, на сиденье, которое расположено через проход - двое: молодой мужчина и молодая женщина. Мужчина запрокинул голову, хрипит, а женщина пытается ему помочь с криками, чтобы автобус остановили.

Автобус останавливается, изо рта у мужчины пошла пена, лицо пожелтело, глаза закрыты. И вот запрокинутая голова затихла. Жуткое ощущение смерти. Человека нет. На сиденье - неподвижный труп с зеленовато-желтым мертвым лицом. Особенно поразило меня тогда то, как быстро лицо изменилось. Я совсем недавно, помнится, видел эту пару - мужчина улыбался, живо говорил что-то своей спутнице. И вот - мертвец.
После сна с бабочкой я тотчас вспомнил тот случай. Ситуация по сути такая же. Все материальные составляющие человека никуда не делись. Исчезла жизнь. Только что был человек - теперь труп.

Женщина продолжала что-то делать, растирала ему грудь, пыталась что-то влить в мертвый рот с синевато-серыми губами… Пассажиры притихли, шофер автобуса метался в панике. И вдруг… Мертвое лицо дрогнуло, опять послышался хрип… А буквально через две-три минуты лицо вдруг ожило, порозовело, мужчина зашевелился и… улыбнулся. Ничего общего с трупом!

- Это припадок был. У него бывает, - оправдывалась женщина. - Все в порядке, ничего страшного. Можно ехать.

Меня, повторяю, поразило тогда не столько само происшествие - мало ли что бывает! Меня поразили фантастические, мгновенные перемены в лице мужчины. Только что он был трупом с желтовато-серым лицом и сине-фиолетовыми губами - ничего общего с жизнью, мертвая материя, труп. А вот уже розовенький и улыбается, как ни в чем не бывало! Где он был только что?

Похожее происходит с электрической лампочкой: нет тока - она холодна и мертва. Включен ток - она теплая и сияет. Как живая… Сравнение человека с электрической лампочкой я встретил в сочинении известного православного священника Александра Меня. Оно меня весьма заинтриговало.

Но если это сравнение правомерно, то, значит, есть некий "оживляющий ток", который находится вне материального тела и который, собственно, и есть суть жизни, так? А, следовательно, есть и некая "электростанция", некий Центр, который ток посылает.

Но отсюда следует, во-первых, что жизнь - это нечто невидимое, однако же существующее, становящееся видимым лишь через материальное. И - НЕ ИСЧЕЗАЮЩЕЕ при "ломке" материального! А во-вторых, как бы ни старались отдельные индивидуумы напялить на себя шикарные одежды и окружить себя материальными аксессуарами, без "тока" это все - чушь и тлен. А, в-третьих, мы все, выходит, зависим от единого Центра и связаны с ним - то есть одного океана рыбы, одного дерева листья и ветви, братья и сестры. Причем не только с другими людьми, но и со всем живым и неживым на Земле. "Все - во всем", как утверждал древнегреческий философ Анаксагор.

И так я понял, что та великая многообразная ИДЕЯ, тот ПЛАН, по которому создано и продолжает создаваться все в этом мире, и что мы воспринимаем с помощью своих органов чувств и разума (тоже созданного ЕЮ) - это и есть то, что мы называем коротким, но чрезвычайно емким словом - БОГ.

И что по сравнению с одной только бабочкой все жалкие человеческие измышления, все религии вместе взятые, все убогие человеческие потуги найти какую-то особенную истину, помимо этой - такой простой, наглядной и неоспоримой? И не разумнее ли стараться в первую очередь понять эту ИДЕЮ, этот божественный ПЛАН, по которому создан окружающий мир ЖИВОГО, чем "мудрствовать лукаво", пытаясь этот великий мир зачем-то переделать?

Мы - мелкие букашки, если глянуть хотя бы с высоты птичьего полета, подверженные болезням, старости, умирающие в свой срок, вынужденные постоянно поддерживать свое существование едой, питьем, дыханием, не могущие обойтись без ежедневного туалета, страдающие от холода и от жары, бессильные и беспомощные в сущности. А вот все хорохоримся, выпендриваемся друг перед другом, считаем себя хозяевами этого прекрасного мира, со смешной детской серьезностью рассуждаем на тему "Есть ли Бог, и где доказательства?" И - тупо и слепо уничтожаем и свою и окружающую природу, изобретая все новые средства для этого.

И все это вместо того, чтобы изучать и себя, и то, что вокруг, учиться прилежно и - РАДОВАТЬСЯ тому великому и неожиданному подарку, что дан каждому из нас - ЖИЗНИ.