Шутка и талмуд

Рефат Шакир-Алиев
Работал в нашей психиатрической больнице молодой врач, который запомнился тем, что не расставался с толстенными справочниками, руководствами и монографиями. Был он очень начитанным, сыпал книжными определениями симптомов и синдромов, но когда дело доходило до анализа больных на клинических обходах и конференциях, нёс такую галиматью, что уши вяли. Ну, не понимал он больного, и всё тут.

Психиатрия такой гибрид науки и искусства, в котором между теорией и практикой дистанция огромного размера. Одно дело прочитать в книге о симптомах аппендицита и распознать их на больном, - это не так уж и трудно, если попрактиковаться, - и другое дело начитаться, например, о синдроме деперсонализации-дереализации и затем определить его проявления в клинической картине заболевания конкретного пациента. Пожалуй ещё сложнее, анализируя речь больного, уловить такой симптом, как соскальзывание мысли. Далеко не у всех это получается.

Наш профессор всегда внимательно выслушивал мнение молодого врача и даже наводящими вопросами пытался внести ясность в беспорядочный ход мыслей оппонента. Но тщетно...

Однажды профессор проронил в разговоре об этом враче: «Из него получится хороший врач... эдак лет через двадцать».

Я вспомнил этот эпизод и придумал афоризм:
«Лёгкая шутка может перевесить тяжёлый талмуд».