Госэкзамен

Дмитрий Толстой
Июнь  нагрянул  неожиданно,  хотя  все  мы  давно  его  с  нетерпение  ждали. На  госэкзамены  к  нам  приехал  представитель  Министерства  образования  из  Минска.  Первые  несколько  предметов  меня  не  волновали.  Самым  важным  и  ответственным  я   считал  письменную   работу  по  белорусскому  языку. 
Мы  прослышали,  что  будет  четыре  темы.  Конкретно  какие,  не  знал  никто.  Они  находились  в  конверте  у   минского  представителя.  Но  то,  что  тема   «О  Комсомоле»  будет,  я  не  сомневался.  За  оставшиеся  дни  пришлось  поднапрячься.  Проработать  на  всякий  случай   темы  белорусской  и  русской   классики.  Собрать  воедино  все  фрагменты  своей  будущей  поэмы, составить  детальный  план  и  доработать  заключительную  её  часть.         
Наши  ожидания  оправдались.  Две  темы  были  из  классиков  Белоруссии: Якуба  Коласа   и  Янки   Купалы,  одна -  Максим  Горький,  роман  «Мать»  и  «Героические  будни  Комсомола».  Я  воспрянул  духом  и  сосредоточенно  начал  черновой  набросок   поэмы.
Наш  педагог,  Белла  Самуиловна, что–то очень  тихо сказала  присутствующему  представителю  Министерства   и  он  подошел   ко  мне.   Посмотрел  чистые  листки  бумаги,
приготовленные  мною  для  черновика,  почитал  из-за  моего  плеча,  то  что  я  успел  по  памяти  написать  и  до  окончания  срока  больше  ко  мне  не  подходил. Но  по  классу  всё  время  прохаживался,  внимательно  наблюдая  за  студентами.
Я  немного   не  рассчитал  время  для  переписки  поэмы  начисто.  И  сдавал  работу  в  числе  оставшихся  нескольких  человек.  Представитель  попросил  меня  принести  ему  и  черновики,  где  всё  было  испещрено  поправками, переделками,  дополнениями.
Девочки  из  группы, собравшись  за  дверью,  волновались  и  недоумевали,  почему  я  замешкался  и  что  у  меня  не  заладилось  с  сочинением.  И  когда  я  появился  набросились  с  вопросами,  почему  так  засиделся,  какую тему   взял.  Оказалось,  что  о  комсомоле   никто  из них   сочинения  не  писал.
Когда  вышли  остальные  студентки,  все  заинтересовались,  что  там   делают  наша  Белла  и  мичанин. Оказалось,  что  они  читают  моё  сочинение  и  о  чём-то  говорят.  Когда  они   вышли   из  класса, улыбающаяся  Белла  Самуиловна  сказала, что  все  мы  молодцы  и она  довольна  нами.
Назавтра  Федор  Львович  позвал  меня  к  себе  и  похвалил: «  Ну  ты  и    размахнулся !  Целую  поэму   выдал!  Министерский  чиновник   даже  черновики  твои  забрал.  Вот  твоё  направление  в  Минский  пединститут.  Вручу  завтра  на  выпускном  вечере.  Поздравляю !» -  и  крепко  пожал  мне  руку.
Сумотошый   остаток  и   часть  следующего  дня  ушли  на  подготовку  выпускного  вечера.  На  мне  лежало  художественно - творческое  его  оформление: торжественная  часть,  самодеятельность  и,  естественно,  застолье  с  выступлениями,  поздравлениями, тостами,  выражениями  благодарности  и  пожеланиями   педагогам .
Перед  самым  началом  вечера  мне  стало  известно, что  к  нам  прибыл  гость-  Петро  Приходько.  Увидел  его  только  за  столом  рядом  с  Фёдором  Львовичем.  Он,  улыбаясь,  помахал  мне  рукой  и  многозначительно  подморгнул.  Подумалось, не  привёз  ли  он  мне  радостную  весть,  а  может  быть,  и  небольшую  книжицу  из  той  тетрадки  стихов,  что  выслал  ему  ранее.  Но  «радость»  оказалась  ложной.
Торжественная   часть  состояла  из  напутственной  речи   директора,  выступлений  двух,  трёх  преподавателей  и  вручения  нам  дипломов  об  окончании.  Мне  директор  вручил  вместе  с  дипломом  направление  в  Пединститут  им.  Горького.  Валентина  Котова  получила  диплом  с  отличием,  такие  же  дипломы  вручили  ещё  двум  девушкам  из  других  групп.  Двое  парней  немного  не  дотянули  до  этого  уровня.
Вечер  прошёл  хорошо,  организованно  и  весело.  После  того, как  я  прочёл  стихи  посвящённые  училищу  и  педагогам,  директор  усадил  меня  между  собой  и  Приходько. За разговором  не  забывали  и  о  рюмках.  Но  после  двух,  выпитых  за  здоровье  Фёдора  Львовича  и  гостя   я  пить  отказался, сославшись  на то,  что  рано  утром  мне  надо  отправляться  в  пионерлагерь.  Но  основная  причина  была  в  том,  что  я  водки  не  терпел,  а  на  вечере  уже  выпил  несколько  рюмок  вина.   
С  Петром  Приходько  поговорить  так  и  не  довелось.  После  нескольких  танцев  я  потерял  его  их  вида.  Не  видно  было  и  директора,  вероятно, они  тихо  удалились  в  кабинет,  на  второй  этаж.  Вскоре  и  я  незаметно  ушёл  к  себе  в  общежитие.  Поспать  удалось  часа  три,  не  больше.  За  мной  пришёл  посыльный  от  Елены  Викторовны,  директора  лагеря.  Она  с  хозяйственником  уже  ждали  меня  в  легковой   машине.
Как  трудна  для  меня  была  дорога, с  содроганием  вспоминаю   до  сих  пор.  То  ли  выпитое  за  вечер  вино  с  водкой,  то  ли  напряжение  последних  дней  так  вымотали  меня,  что  лишь  огромным  усилием  воли  сдерживался, чтобы  меня  не  вывернуло  наизнанку  в  присутствии  старших  товарищей.
Может  быть  и  заметили  они  моё  состояние,  но  ничем  не  показали  этого.  Только  после  небольшой  остановки  в  живописной  рощице  рядом  с  необъятными  садами  мне  стало  легче.  И  я  радовался,  что  не  оконфузился,  выдержал  и  этот,  самый  трудный   из  «экзаменов».
Ранним  утром  прибыли  на  место. В большом  парке,  белоснежный   палац  с  колоннами,  какого-то  бывшего  ясновельможного  пана,  встретил  нас  полнейшей  тишиной.  Оказывается,  лагерь  уже  функционировал  пару  дней.  И  сейчас  все  детвора  ещё  спала.  Я сразу узнал   этот  парк  и  палац.  Располагался  он  на  территории  садоводческого  совхоза «Жиличи»  в  тридцати  пяти  километрах  от  Бобруйска.  Здесь  мы  были  однажды  со  студенческим  концертом. 
В  главном,  трёхэтажном  корпусе  его, находился  сельскохозяйственный  техникум.  В  правом  флигеле  размещалось  общежитие  студентов,  а  в  левом -  учебные  классы. В  левом  двухэтажном  корпусе  и  разместился  наш  лагерь.  Поскольку  учебный  год  закончился,  все   остальные  помещения  и  территория  были  в  полном  нашем  распоряжении.
В  дальнем  конце  нашего  флигеля  находилась  кухня  и  столовая.  Туда  мы  все  и  направились.  Обустроенный  умывальник  перед  столовой  с  зеркалами,  кафельный  пол  и  чистота, производили  хорошее  впечатление. В  столовой  кроме  общего  зала  со  столиками  для  четырех  человек,  были  и  две  комнаты  для  руководства.  Здесь  уже  ждали  нас  накрытые столы.
Но  от одного  только  запаха  пищи  меня  снова  замутило.  Хозяйственник,  Николай  Петрович,  понимающе  хлопнул  меня  по  плечу  и  привёл  к  столику  у  окна.  К  нам  тут  же  присоединилась  и  Елена  Викторовна:  « Не  подобает  мужчинам  оставлять  без  внимания  единственную  женщину.  Я  за  то,  чтобы  у  нас  всегда  было  взаимопонимание.  Коля  доставай,  что  ты  там  припас ?»
Николай  Петрович  вынул  из  портфеля  бутылку  хорошего  вина  и  бутылку  водки.  Оба  посмотрели  на  меня.  Я  отрицательно  покачал  головой.  Но  он  сам  определил, что больше  подойдёт,  и  открыл  вино,  посоветовав: «Только  так   можно  прогнать  хмель  и  почувствовать  себя  нормально».   
Оба  они  выпили  и  подбодрили  меня.  После  рюмки  вина  одурь  прошла, появился  аппетит.  Но  больше  я  пить  не  стал.  Немного  перекусив,  вышел  на  улицу.  Вскоре  появился  Николай  и  отвел  меня  в  комнату  с  двумя  кроватями,  приготовленными  для  отдыха.
-Ты  что,  совсем  не  пьёшь,  или  перебрал  вчера  малость? -  поинтересовался  он. - Лена  утверждает,  что  ты  не  терпишь  водки,  а  вина  пьёшь  только  пару  рюмашек.  -   И  я  подтвердил   эту  догадку  директроисы.  Она,  оказывается,  хорошо  изучила  мои  привычки  и  наклонности  за  два  прошедших  сезона  совместной  работы.
Проспал  я  до  обеда.  Когда  проснулся,  увидел,  что  все  ребята  в  столовой.  Прихватив  полотенце,  быстро  помчался  к  речке.  Небольшая,  с  чистой  водой  речушка, протекала  в  ста  метрах  от  лагеря,  отделяя  парк  от  садов. В  этом  месте  она  значительно  расширялась,  метров  до  двадцати,  с  полутораметровой  глубиной,  и,  хотя  не  было  пляжного  песочка,  зато  чистая  зелёная  лужайка  была  очень  кстати.  Это  местечко  и  стало   любимым  для  нашей  детворы.
Выйдя  их  воды,  с  удивлением  заметил  десяток  знакомых  ребячьих  мордашек.  Оказывается,  засекли – таки  моё   бегство  к  речке.  Посыпались  вопросы:  когда  я  прибыл,  почему  не  пришёл  в столовую  и,  главное -  где  я  научился  так  нырять  и  плавать?  Они  видели,  спрятавшись  за  кустами,  как  я,  поплавав  немного,  нырнул  с  одного  берега  и  появился  из  воды  у  другого.
Пришлось  рассказать,  что  с  пяти  лет, живя  вблизи  рек,  я  уже  хорошо плавал.  А  нырять  научился  благодаря  играм  на  воде.  У  нас   была  традиция:  во   время  купаний  мы  затевали  игру  в  салочки.  Но  уходить  от  ведущего  нужно  было  не  вплавь,  а  нырнув, и  под  водой,  изменив  направление.
Ребята  тут  же  пожелали  научиться  нырять  подобным  образом.  Позже  оказалось,  что  некоторые  мальчишки  и  девчонки  вообще  не умели  плавать.  И  эта  речка  служила  нам  верой  и  правдой  до  конца  августа.
Стремглав  пронеслись  лагерные  будни  первого  срока.  Зелёные  рощи,  обширные  сады,  дальний  сосновый  бор  были  постоянными  местами  наших  игр, военных  «сражений».  А  по  вечерам  самодеятельные  «концерты»  с  пением,  декламацией  своих  стихов  и  произведений  классиков.  Даже  Елена  Викторовна  часто  подсаживалась  к  нам  и  принимала  участие  в  общем  торжестве.
Как-то  раз  за  обедом  она  призналась,  что  в  такие  моменты  молодеет  душой  и  чувствует  себя  восемнадцатилетней. И  благодарно  смотрела  на  меня,  а  я  смущался  и  краснел  под  её   взглядом.  Она  часто  вызывала  меня  на  откровения.  Интересовалась  моими  планами  на  будущее.  Часто  просила  дать  ей  почитать  стихи,  которые  не  прекращал  я  писать  даже  и  в  самые  напряжённые     дни  и  сложные  моменты. И  я  не  отказывал  ей  в  этом,  хотя  никому  и  ни  под  каким  предлогом  тетрадок  своих  не  давал.
Чувствовалось,  что она  очень  чуткий  и  добрый  человек.  Не  однажды  доводилось  видеть,  как  к  ней  идут  девочки  со  своими  вопросами,  жалобами,  проблемами.  Хотя   вожатая  всегда  находилась  рядом,  но  шли  именно  к  Елене  Викторовне.  И  она  для  каждой  находила  какие-то  слова  утешения,  поддержки,  наставления. Никогда  я  не  слышал,  чтобы  она  повышала  на  кого-то  голос.
В  конце  июля  отправили  первую  смену.  Уже  стало  правилом, что  несколько  ребят  оставались  в  лагере  и  на  вторую, августовскую  очередь. Так  было  и  в  этот  раз.  Мы  всегда  приветствовали  такие  инициативы.  Правда, не  многим  родителям  это  удавалось.  Но  детям  высоких  чиновников  было  под  силу.
Приезжая  к  своим  чадам  по  воскресным  дням,  они  видели  всю  нашу  жизнь,  радость  своих  питомцев,  восторженные  их  отзывы  о  походах, играх,  плавании, и они  с  удовольствием  шли  навстречу  просьбам  своих  детей. Кроме  того, помогали  в  решении  разных  мелких  проблем,  возникавших  в  нашей  лагерной  жизни,  так  что  нужд  мы  никаких  не  ощущали.
Август  выдался  очень  жарким  и  сухим.  К  тому  же  во  втором  заезде  оказалось  много  неумеющих  плавать.  С  вожатыми   мы  взялись  за  их  обучение.  И  каждый  день  перед  обедом  около  часа  возились  с  детворой.  Ребята  больше  интересовались  нырянием.  Показывал  им,  как, нырнув, удержаться  у  дна,  как  плыть  под  водой  обязательно  с  открытыми  глазами.
Движение  головы -  вверх  или  вниз  достигается  движение  туловища  в  глубину,  либо  всплытие. Плавание  осуществляются  выбросом  рук вперед  с  интенсивным  гребком  вдоль  туловища.  На  мелководье  для   ускорения  можно  одновременно  с  гребком  оттолкнуться  ногой  ото  дна.  И  ребята  очень  быстро  перенимали  все  премудрости  подводного  плавания.
В  один  из  жарких  дней  я  не  проследил  за  собой,  когда  нырял  и  за  это  поплатился.  Дело  в  том,  что  у  меня  совсем  отсутствуют  барабанные  перепонки  в  ушах:  последствия   контузии  в  1944  году.  Как  бы  ни  берёгся  во  время  плавания,  но  в  уши  всегда  попадёт  вода.  Зная  это,  я  всегда  закладывал  в уши  ватные  бирюши,  а  лучше  всего  пробочки  из  воска.  В  этот  раз  я  умудрился  потерять  такую  пробочку.
Увлёкшись   нырянием  с  ребятами,  я  долго  не  проверял  себя.  Когда  же закончили  занятия,  почувствовал,  что  правое  ухо  у  меня  заложено.  Как  ни  прыгал  на  одной  ноге  с  наклонённой  головой -  так  ведь  поступают  все,  вытряхивая  попавшую  в  ухо  воду -  у  меня  ничего  не  получилось.
А  к  вечеру  разболелась  голова.  Но  я  не  придал  этому  значения.  Утром  уже  не  смог  подняться.  Температура,   озноб,  тошнота  и  жуткие  мышечные  боли.
Елена  Викторовна,  врач  по  образованию,  хотя  и  была  политработником,  квалификации  своей  не  потеряла,  Тщательно  обследовав  меня,  заподозрила  сероз-  ный  менингит.  Тут  же  позвонила  в  горком.  После  обеда  приехали  двое -  ведущий  врач  городской  больницы  и  молодой  специалист  из  Минска.
Я  лежал  уже  в  отдельном  боксе,  едва  ли  не  теряя  сознание.  Обследовав  меня  тщательнейшим  образом,  удивляясь  моим ушам, они  удалили  немного   жидкости  из  уха,  взяли  пробу  крови  на  анализ,  сделали  несколько  инъекций  за  ухом  и  в руку. А потом  все  трое  пришли  к  выводу,  что  с  менингитом  надо  повременить:  покажут  анализы    крови  и   жидкости  из  уха.
Трое  суток  я  пролежал  без  сознания  с  температурой  под  сорок. Три  ночи  Елена  Викторовна  провела  в  боксе,  поставив  для  себя  вторую  кровать.  Инъекции  и  капли  в  ухо,  растёртые  горькие  таблетки  с  водой  вливала  в  мой  воспалённый  рот.  И  утром  на  четвертый  день  я  открыл  глаза,  когда  она  поднимала  мою  голову, чтобы  влить  лекарство.
-Ну,  молодец!  Всё  же  одолел  инфекцию!  А  я  так  за  тебя  боялась,  хотя  и  позвонили  врачи,  что  подозрение  на  серозный  менингит  снимается.  Но воспаление  то  ли  внутреннего  уха,  то  ли  оболочки  в  этой  области  было. Какая-то  инфекция  попала  внутрь  вместе  с  водой  или  откуда.  Я  сразу  же  послала  воду  на  анализ,  но  ответ пришёл  отрицательный.  Вода  вне  подозрений».
А  днём  я  уже  почувствовал  голод.  Довольная  директриса  прислала  разных  деликатесов,  но – глаза  бы  ели,  а  желудок  довольствовался  малым.  Вдруг  слышу  шум,  топот,  шушуканье.  И  входят  ко  мне  несколько  человек  с  большой  миской  отборнейшей  малины.  Она  только  несколько  дней  как  поспела  и  ребята,  не  сговариваясь, вместо  игр  сбегали  за  малиной. Потом, с  разрешения  директрисы,
всем  отрядом  сходили  за  ягодами  для  себя.  В  лагере  несколько  дней  стоял  малиновый,  дразнящий  запах.
Малина  ли  поддержала  меня  или  внимание  и  забота  ребят,  но  вечером  я  уже  был  вместе  с  ними.  Как  врач,  Елена  Викторовна  хотела  запретить  мне  пока  заниматься  делами,  но  посмотрев  на  нас,  увлечённых  обсуждением  каких-то  новых  задумок,  улыбнулась  и  ушла,  ничего  не  сказав.  А через  два,  три  дня  я  уже  забыл  о  своей  хвори.
Ребята -  беспокойный  народец - и  мёртвого  расшевелят.  Снова  начались  наши  занятия,  но  я  пока  сам  не  нырял,  наблюдал  с  бережка,  как  быстро  они  овладевали  всеми  премудростями.  Военные  игры,  спортивные  состязания  в  вечерние  часы,  когда  не  так  донимала  жара  и  вечера  у  костра – были  самыми  любимыми  мероприятиями.
Когда  же    узнали  ребята,  что  я  окончил  учёбу  и  получил  направление  в  Минский  Пединститут  и    радость,  и  огорчение  их  тронули  меня  до  глубины  души.  Как-то  вечером  они  осторожно  затронули  эту  тему  и  начали  спрашивать,  а  смогу  ли   я  летом   приехать  в  город,  чтобы   снова  работать  с  ними.  Я  обещал 
им,  если  меня  пригласят  наши  руководители.  Но  ведь  вы  уже  будете  почти  взрослыми:  кто  в  седьмом,  кто  в  восьмом  классе.  Наверно,  придётся  организо-вывать  что-то  иное -  комсомольские  отряды, спортивные  или  трудовые.  Жизнь  покажет.  А  ваши  папы  и  мамы  пусть подумают  об  этом.
                Апрель   2008  г.