монолог Театр

Дмитрий Меньков
Монолог «ТЕАТР»                Меньков Дмитрий
Наверное, каждый из вас знает по себе, что такое выход на сцену. Когда зажигаются прожекторы, когда многозначительная публика аплодирует тебе, не жалея рук. Сегодня я вышел на эту сцену с таким же чувством, как и тогда, в первый раз… По-прежнему обрывисто звучит моя речь; всё так же я чувствую  сотни, нет, тысячи пчёл на своих руках; чувствую, как миллионы змей жалят мои ноги. И я молчу. Я боюсь каждого своего вздоха, боюсь каждого своего движения, наконец, боюсь самого себя. Мне всегда хотелось научиться чувствовать себя на сцене легко и свободно – парить птицей среди рядов удивлённых зрителей…
Сегодня знаменитая шекспировская фраза, говорящая о том, что мир это театр, и что каждому в этой жизни дана своя особая роль, которую с честью нужно представить публике, кажется мне неоднозначной. Каждый раз я убеждаюсь, что многие люди не умеют играть – они безнадёжно лгут и льстят. Кривляются… А в театре, как и в жизни, не нужно играть чужую роль. Нужно играть самого себя…
Я часто брожу по пустынным вечерним улицам и вижу ту самую картину мира, тот многосерийный спектакль, окончания которого ждёшь с нетерпением. Я, своим невооружённым глазом, как наяву вижу всю эту ложь и лесть. По сути, все мы лжём и льстим. Но ведь даже лгать можно на благо какой-либо цели. А мы лжём просто так, от нечего делать…
И каждый раз, вспоминая этот жизненный театр, безрассудно думаешь о том, что кто-то всё-таки стоит за спинами этих актёров. Какой-то неведомый режиссёр. Он переменчив и недоступен для нас. Одного он стеганет по спине своей плетью за ложь и лесть. Другого приласкает у себя на груди. Он – капитан судна, держащий колесо в своих крепких, натёртых ладонях. Куда он повернёт его, туда нам и идти. Мы не хозяева этого представления. Мы актёры. Мы подчинённые. Но, что если соблюдать напутствия режиссёра, если играть так как скажут, а в конце показать зрителю всё, на что способен…
Вчера мне снова пришлось вспомнить ту шекспировскую фразу. Только уже в совсем ином контексте. Я прогуливался по старому парку при закате весеннего солнца, и вдруг мой взгляд упал куда-то вдаль, заметив что-то необычное. Там, в самом конце парка, в глубине дорожек и прудов, на лавке сидела влюблённая пара. Я долго смотрел на них, и меня осенила мысль, что человек может быть настоящим актёром только в одном состоянии. Эта пара не произнесла ни слова. Она сидели молча, неподвижно. Их руки лежали на коленях. И только их нежные взгляды были направлены друг на друга. За них говорили глаза. Они медленно дрожали от той любви, от того незабываемого чувства, которое они испытывали. И в этот момент я ошеломлённо понял, что тоже хочу научиться так смотреть, играть глазами…!
Я шёл и думал – как же часто ошибаются люди, чтобы добыть истину. Я впервые осознавал то, что я сильно изменился за одно мгновение, которое мне подарила эта пара. Я понял, что выходить на сцену нужно с чувством. Дарите друг другу радость, дарите друг другу любовь! И вам обязательно ответят тем же.
Сегодня, выходя на сцену, я впервые ничего не боюсь. Не боюсь, наверное, потому что вышел говорить правду вместо лжи и лести, вышел, чтобы поделиться со зрителем тем чувством, которое впервые испытал. И, может быть, тогда прослезится мой старый добрый зритель. И, может быть, тогда загадочно улыбнётся тот режиссёр, правитель нашей жизни.
И я впервые полечу над зрительным залом лёгкой и свободной птицей, как когда-то мечтал. Я уже ничего не боюсь. Я стал другим. И, может быть, долетая до последних рядов, замечу ту прекрасную пару, подарившую мне чувство светлой и вечной любви…