Рунические сказы

Федор Головин
               

    В России нет ни одного человека, кто не открывал бы «Малахитовую шкатулку» великого мастера слова – Бажова Павла  Петровича. В  копилку попали сказы мастеров горного дела, что хранила народная молва, но о других источниках он не упоминает, а они есть!
    Многие побывальщинки память не сохранила и они канули в Лету. Те, что были записаны узелковым письмом – давно сгнили, как и резы по дереву. Что о дереве говорить, если на камнях руны повыветрились.

    Руны – мудрые знаки, они хранят великие тайны!               
             
    Молодежь не понимает их значения и портит их своими надписями типа: «ЗДЕСЬ БЫЛ МИША», который оказал нам с вами «медвежью» услугу – испортив, древние, еле видимые знаки на камнях.               
               
     О рунах я слышал от верных людей, что поведали мне удивительные истории. Часть информации о письменах нашел в древних книгах и задумал рассказать об этом вам.               
               
      Где, правда, а где вымысел – судите сами.               
               
      Не все знаки прочитаны. Есть пробелы в истории, а порой не хватает нашего умишка, вот и приходится догадываться.               
               
      Об одной древней надписи рассказывал мне такой же древний старик – Яков Данилович, которого на селе все кличут Яшкой за его добрый и легкий нрав.
               
      Откуда он появился в этих местах – люди запамятовали, а кто были его деды, и прадеды напрочь забыли, так как не знали, вот и привыкли – Яшка, да Яшка.               
               
      Об отчестве – я его выпытал, а что привело его в эти места – можно лишь догадываться.               
               
       Из родословной он помнит лишь о том, что его отца по по деду назвали,  а  взять  глубже – об этом родные не сказывали,  да  и  кто  бы  поверил?  В те времена нельзя было
говорить о  родословной,  чтоб  сохранить  свою  голову,  а нынешняя  молодежь  совсем  забудут  о  родословной  так как  от  отца  с  матерью  шарахаются, словно они на белый
свет  сами  по  себе  объявились,  где им что-то помнить…
            
       Когда-то в детстве, еще на Урале, прослышал Яшка, что у Белого моря, там, где земля языком в море выдалась – зарыт клад.
          
       Кругом камни да болота, а меж болот – диво дивное – река течет, да в кои-то веки водопад образовался.
          
       По гривам – урман непроходимый.
      
       Отправился Яшка на поиски своего Беломорья и набрел на эти места, похожие на слышанное.
       
       Местные  рыбаки  баяли,  что  в  эти  места даже варяги захаживали  в  стародавние  времена,  рыбным  да  пушным промыслом  занимались.  С  тех  самых  времен  и  могила
викинга  сохранилась,  хоть  курган  ветрами  да  непогодой пригладило, а еще знатко.
      
       Поговаривали  и  о  кладе,  который в руки ни кому не дается.  Начнут  люди  копать  и  видятся  им  звери,  те   о которых только в сказках сказывают: единороги, мамонты…

       Бывает,  что  инструмент  теряется  из-под  рук, камни сами по  себе передвигаются.  Бывали  случаи что руки или ноги искатели  себе  сломают.  Многое  бывает.  Нахрапом  тут не возьмешь, а с каким словом подступиться,  этого никто не знает. Вот и уходят кладоискатели, не солоно хлебавши.
      
        Все  тут  копано – перекопано, хожено – перехожено.
         
        Был  тут  и  лагерь для пленников, а опосля попадали и  по  другой  причине - когда слово к делу пришивали.
          
        Постепенно жизнь наладилась, и земли эти забывать стали.

        Кому-то на ум  пришло – выстроить базу отдыха на  этом  изгаженном  месте, да и она не прижилась, так как шибко в  стороне  от большой дороги, а по валунам, да болотам много ли наездишь?
               
        Одним словом: природа верх одолела над бестолковыми творениями человека и все быльем поросло.               
               
        Лишь  услышанное Яшкой в детстве – занозой в голове засело.
               
        Начал он ходить по лесам да болотам: то с удочкой, то с ружьишком  дедовым за спиной. Только вот что дивно было: снасти брал, а не рыбы, ни трофеев охотничьих  домой не приносил.
               
        Старики подшучивать стали, а один из них возьми  да и скажи:
               
        - Не клад ли ищешь, про который деды сказывали, так не ты первый и не ты последний, мы еще смолоду все перевернули, каждый камушек  трогали, сказки все это.               
               
        После разговора Яшка еще чаще начал из дому пропадать, видно задел его старик за живое. Вдруг и правда что выследит, а если и нет, то не в обиде на природу, к которой душой прирос, словно здесь и родился.
               
        Со стороны глянуть – вроде смешно – человек в годах, а все: то с белкой в прятки играет, то с ежиком балует, аль за малыми птахами наблюдает, их пение слушает.
               
        Утомится, задремлет от усталости, а домой уходить не хочется.               
               
        В один распрекрасный день присел наш Яша на теплый валун, чтоб на солнышке понежиться, глядь, а валун тот непонятными знаками помечен, которые рунами прозываются. Когда руку к ним приложил – они ярче обозначились.
               
        Что за чудо? Начал разглядывать непонятное, а тут на соседнем камне ящерка объявилась, прижалась к  камню, а  сама на  Яшу  уставилась,  тоже дивуется, а  у  самой  на  головке  корона  светится.
       
        Смотрят  они  эдак  в  глаза  друг – друга,  сколь времени  прошло, он  и не помнит. Вдруг, подмигнула она ему, да чудно так, озорно, и опять на него смотрит, да рот раскрывает.
         
         Послышался ему голос:
         
         - Здравствуй родственник. Притомился, по лесу шастая? Все клад ищешь?  Клады дураков  не любят и просто  так в руки не даются,  зря  только люди ноги мучают.

         За  тобой  не  первый  год  приглядываю. Ты с каждой зверушкой  ласковый, зла  никому не делаешь, никого не  обидишь  и  впрямь  как  Данила – мастер,  весь  в него пошел, вот я и признала тебя, решила объявиться, да кое-что показать, как никак, а моя бабушка любила Данилу – мастера, показывала  ему наши сокровища.
         
         Так и быть, покажу тебе древний клад, но когда расстанемся,  ты  не  озоруй и  зря  камни  не  ворочай, не  время еще клады открывать. Жадный теперь народ, распутный,  да  озорства  много,  не  ровен  час, и прихлопнуть  могут.  Когда  переведутся  транжиры   да пьяницы,  вот  тогда  и приходи или сына пришлешь, а что покажу – забудь, да и ходить в эти места не следует.
          
         Сделай так: зайди к камню, на котором сидишь, с  северной  стороны,  возьми  за  выемку  левой рукой и  приподними  камень,  но  другой  рукой  не  касайся, иначе не справишься.
            
         Встал  Яша  как  во  сне,  подошел,  как сказано, повернул, как велено и глазам  своим не верит – под ногами большая зала, а в зале целая гора из жемчуга окатного северного, каменьев заморских, янтаря местного, бисера дивного – все так и переливается, сверкает золотыми оправами, светит ярче солнышка летнего полуденного.               
               
          Зажмурился Яша и опустил камень, а та выемка на камне сразу мохом подернулась.               
               
          - Ну, как, родственник, не ослеп, не проснулась ли жадность в сердце твоем?               

          - Нет, матушка, не ослеп и жадности в сердце моем  не сыщется. Верно, ты молвила: Не время ныне клады  открывать, коль наши богатства за море уходят на  усладу чужеплеменникам. Главное наше богатство – люди, они дороже злата-серебра, да ценить их некому.               

         Потерпим без побрякушек.               
 
         Ходить сюда и впрямь, нет надобности. Снасти  ребятишкам отдам, пусть ума-разума набираются, да родителей радуют.               
               
         - Молодец, родственник, правильно мыслишь. – Подмигнула  ему ящерка, махнула хвостиком и была такова.               

         - Никак вздремнул на солнышке, что только не  привидится, а удочки и дедову пукалку и впрямь ребятне отдать надобно. – Повторил он про себя.               
               
          Яша встал, отошел от камня, обернулся напоследок, а камней словно и не было, лишь, травка на том месте колыхнулась, где они лежали, будто ящерка пробежала.               
               
          - На Урале много лет не живу, а все ящерки блазнят. - Подумал Яша,- и почему  я ее матушкой назвал?
               
          Перестал он ходить по лесам да болотам, так как нашел себе другое дело. О том мы в другой раз расскажем, а знаки, что увидел на камне, до сих пор в голове держатся, значит, есть в них какая-то сила, но как прочитать их – ума не приложит.
      
          - Теперь молодежь ушлая стала, может кто-то и прочитает, да нам скажет. Если им дано будет.


 

                Древляне
 

      Мы в прошлый раз выяснили, что Яшка родом с Урала оказался, с того  самого,  что  в  стародавние  времена  Камнем прозывался,  а  реку,  что  в  тех  краях  начало берет и до
сих пор Камой зовут.
      Древние новгородцы  торг  вели с Югрой, то есть с северным народом, а в нынешнем переводе – «верхние  люди».  Верхние  люди  даже  летать  умели.

      Север  и  поныне  хранит  множество  тайн. 
    
      Северный путь для торговли был  более  безопасен,  чем  путь  по Каме, где ушкуйники промышляли, хоть и свои – новгородцы, но спуску никому не давали. Древние шелковые пути всегда манили любителей легкой наживы.
      
       Потом уж Строгановы да Демидовы в верховьях обосновались, да мастеровых нагнали со всей Руси.
            
       Сгонщины собралось великое множество.

        Каким-то образом попали в их число и Яшкины предки.

        Кто-то сказывал, что в прежних местах, то есть, там где они жили – их древлянами называли.
       
         Древляне – народ особый, таинственный, скрытный,ни  кто  не  знает,  куда  он делся. Некоторые думают что  он  с  другими  перемешался, а на самом деле все не  так. Об  этом  Яшке  в детстве сказывали, а опосля и сам убедился.
               
         Бродил он как-то в былых древлянских краях и приближается, однажды, к красивой еланке – поляне по-вашему, и слышит из-за кустов едва знакомую речь.                               
               
         Глянул осторожненько через кусты и диву дался, словно в Африку попал. Вся поляна занята древним племенем. Воины с луками да копьями стоят по краю, а  в  середке – женщины  кормят грудью малых деток, да  одежонку  из  шкур  мастырят,  кто  по хозяйству что-то  делает. 

         Звери  ходят  непривычные,  которых Яшка только на картинках и видывал, а тут ребятишки  с ними забавляются. Чудно!               

         День - то ясный был, солнышко крепко припекало, вот люди и расслабились, не сразу пришельца приметили.

         Увидел его наблюдатель, что сидел на дереве. Отломил он сухой сучек и бросил в сторону Якова, а у того словно пуля мимо уха просвистела.

         В тот же миг  другой  свист  раздался,  более  тонкий  с  подвыванием.               

         Все всполошились, подхватили свой скромный скарб,  и  словно  растворились  в  воздухе,  или как говорят – на глазах растаяли.
               
         Яков опешил, удивление не сразу прошло, а когда  очухался, переступил с  ноги  на  ногу и треск валеж – ника под собой услышал – понял, что сам спугнул этих дивных, полуголых, русоволосых и светлокожих людей древнего племени.               
               
         Вместе с исчезновением людей и необычных зверей свист прекратился, но ни топота ног, ни колебания веток он не заметил.
       
         В голубом небе все также весело сияло солнышко, под  его  лучами  ярко-зеленая  травка  распрямилась, словно и не ступала на елань нога человека.

         Тут Яша понял, что есть мир видимый и невидимый.
         
         Как он оказался на грани миров и почему, до сих пор понять не может...
    
         Рассказал о необычном ученым людям, а те словам его не поверили, да еще фантазером обозвали.

         Значит  не  всем  дано  видеть  невидимое  и  слышать неслышимое. Может, и увидел их по той причине, что его родовые корни где-то  в этих краях находились.
         
         Если  вам  доведется  увидеть что-то странное – не  удивляйтесь,  наш  мир  более  разнообразен,  чем мы его представляем.
      
         Яша еше много раз ходил по тем местам, но людей не  встречал,  а  древних  зверей  видел,  да  огромного змея,  что  хранит  подземные  сокровища  по  приказу
самого царя Ридаря.
         
         Видел и ящерок, которые смотрели как  в  прошлый  раз,  когда  он  на  руническом  камне сидел.
      
         У людей племени он тоже руны разглядел, писаные
углем да охрой по телу белому…
       
         На древках копии тоже знаки были…
         
         Яше один старый дед посох подарил с древними знаками и сказал:
         
         - Храни сей посох мудрости, в нем великая сила!
         
         С той поры новый владелец не расстается с подарком, в тот раз на него опирался.
Может, древляне его первоначально за своего приняли?
          
         Как вы думаете?
               
         О древлянском крае много сказывали, да о многом забыли.Земля  та  богатая. На  богатство испокон века зарятся. Начали на наших древлян иноплеменники набеги  делать.
               
         Древляне наперво подарками задабривали, опосля – золотом откупались, а порой всем скопом отбивались, да  видно  невмоготу  стало,  и  научились  уходить в  другое  измерение,  чтоб  богатства  земли сохранить, да редких животных сберечь.               
               
         Края эти до сих пор богатые, но ни кто не знает где  эти  богатства  лежат,  видно  не дается оно тем, кто не умеет его разумно тратить.

         Скрылось оно за семью печатями, то бишь рунами, а слово «руна» означает – тайна.               
               
         Есть еще одно значение – березовый лист, которым  чирьи   лечат.               
               
         Чем бы народ вылечить от распри да зависти?               
               
         Древляне стали невидимы, как и жители известного вам града Китежа.
               
         Не их ли видел наш Яков, как вы думаете?

                Фото Мошина А. А.