Был-жил Марко богатый, значит. Он на свете всех богатей, и все купцы к ему переездили в гости, и он всех богатей. И потом бытто во снях ему сон приснился. Бытто хоцет к ему Христос притти в гости. Ну вот, значит, там все переездили, к ему пришёл старичок и просится к ему ночевать. Он говорит:
Куда тебя старого пущу? Ко мне Христос придёт в гости.
Он выгнал старичка. Старичок обошёл да снова просится ночевать к ему другой раз. Он опять старичка выгнал. Он опять обошёл да и третий раз просится.
Да какой-такой сиротина просится опять! У меня Христос придёт в гости, куда я старого сиротину пущу ночевать?
Там какие-то кухарки были.
Сведите-ка в байну, пусть ночует там.
Они свели его в байну. Он расположился, спит с убогой, с безрукой-то, с безногой. Вот он с ей тамотки ночевал. И спит старичок. И прилетели ангелА в байне-та.
Здесь истинный Христос ночует?
Этот старичок отвецяет:
Здесь.
Вот у такого-то, у такого-то кузнеца родился девятой сын. И как его имя дать и каким его счастьем наделить?
Дать ему имя Иван бессчастной, наделить его Марка Богатого счастьем.
Ну ладно, хорошо. Старичок с байны и ушёл.
И потом принесли кухарки йись сестрЫ-то. Она и стала рассказывать:
У меня сегодня Христос ночевал, говорит. И прилетели ночью ангелА и спрашивают: у какого-то кузнеца родился девятой сын, и спрашивают ангелА, каким его счастьем наделить, этого мальчика. „Дать ему имя Иван бессчастной и наделить его Марка богатого счастьем“.
И Марк Богатый спрашиват. Подал розыск, где родился у кузнеца сын в эту ночь. Вот там разыскал и поехал. Приехал, его крестить сряжаются, этого мальчика. Этот Марк Богатый стал кумом напрашиваться, держать этого мальчика. Вот они его скрестили, дали имя Иваном. Вот этот кузнец принёс бутылку вина, с Марком эту бутылку и рОспили. И вот этот Марк Богатый стал торговать этого мальчика:
Вместо сына дай мне этого мальчика-крестника.
Вот кузнец и согласился, значит, отдал его вместо сына ему. Вот Марк Богатый поехал домой тоже, значит. Этого мальчика повёз. Вот вёз, вёз, да его в сторону и выкинул. Он там в стороны и лежит.
А мимо этого места ехали два купца. И уцюли – там в стороны робёнок ревёт, значит.
Стой, говорят, ямщик.
Ямщик остановился, и слышат – там в стороны робёнок ревёт. Этот ямщик взял его в повозку и понёс к этым купцам. Принёс в повозку. И стали эти купцы его рОстить. И стал он не по цясам, а по минутам растёт. Вырос, дивен стал, стал, чай греть уж, самовар. А его звать не знают как, а дали имя Найда. И вот он стал самовары греть да всё, и потом купцам тому надо и другому надо.
И там весь произошла к Марку Богатому, что такой-то и такой-то мальчик найден. И Марк Богатый поехал зА море торговать мимо этого места-то. И к этим купцам приворотил и говорит:
Вы продайте мне, у меня дочь есь, так мне за дочь в принятЫе,
Они его за сколько-то и продали. Вот он ему гумАжку, письмо написал, что вот:
ПодИ там ко мне в дом и на доцери в приняты. Передай хозяйки, и она теба повенцят с доцерью, говорит. И сам это письмо не показывай никому. И сам не смотри эту гумАжку тоже.
Ну вот он отправился к Марку Богатому в принятые. Идёт по дороге. Из стороны старичок выходит и:
Куда, мол, отправился, молодец?
Да вот отправился к Марку богатому в принятые.
Да какие у тебя гумажки есь?
Да, гумажка есь, да нельза показывать.
Ну, да мне-то покажи! - этот старичок говорит.
Он взял старичку показал. Старичок посмотрел. У него написано как хозяйке:
Придёт, шобы так хозяйка и уходила его.
Этот старичок взял эту гумажку, дунул, она и сделалась бела. И взял своима рукама и повенцял с дочкой. И передал молодцу.
Вот теперь поди, и повенцят тебя.
Он пришёл, хозяйке передал это письмо. Оне так и повенцялись. Вот и живут, значит.
И Марк Богатый уехал на три года, и они живут без него. Сделал тоже парня дочери этот мальчик. Вот церез три года Марк Богатый приезжят домой, там торговал. И вот стретить вышли – зетьи дочь, и внук ещё есь даже, зделан.
Марк Богатый пуще старого осердился.
Хозяйка письмо показала, шо „как придёт - повенцят“, рука еговая. Всё написано по-еговому.
Ну вот этот Марк богатый и говорит:
А шо, сходи-ко к девятиглавому змею по дань!
Ну вот он отправился к девятиглавому змею, Иван бессчастный. Шёл дорогой, значит, и стоит дуб, дуб о дуб трётся, заплетается, значит. И он этому Ивану велел спросить:
Куда пошёл?
А тот:
К девятиглавому змею по дань.
А ты спроси у его, долго ли я буду дуб о дуб траться и дуб о дуб заплетаться?
Ну ладно, хорошо, спрошу, говорит.
Потом шёл, шёл, и есть рецька. Церез рецьку перевозчик перевозил.
Куда , говорит, пошёл? - опять спросил.
А я к девятиглавому змею по дань.
А спроси, говорит, у него, долго ли я народ православный церез реку стану перевозить?
Ну ладно, хорошо. Опять вперёд пошёл. И стоит кит-рыба церез реку, и по ей в колено дорога прорыта. Она спрашивает:
- Куда пошёл?
- А я, говорит, к девятиглавому змею по дань, - отвечает.
- А спроси у него, долго ли народ православный будет меня ходить топтать будет?
- Ну ладно хорошо, говорит, спрошу.
Вот и пошёл к девятиглавому змею. Девятиглавого змея дома не было. Вот хозяйка его накормила, напоила и стала вестей спрашивать.
- Марк Богатый, говорит, меня послал по дань к девятиглавому змею. Я пошёл, дорогой дуб о дуб заплетается, говорит, и он мне велел спросить, долго ли я буду дуб о дуб траться и дуб о дуб заплетаться. И потом , говорит, я шёл, и перевозчик перевозит церез реку и велел спросить, долго ли я буду церез реку народ православный перевозить? Это он хозяйке рассказыват. Потом шёл я, кит-рыба церез реку стоит:“ Долго ли меня станут топтать по мне ходить будут, спроси девятиглавого змея?
Вот она его припрятала его, в ящик, например, замкнула. Так сказывается. Вот змей прилетел, значит, домой и говорит:
- Фу-фу, русский дух не бывал, теперя стал, говорит.
А она говорит:
- По Русе-то летал да русского духа нахватался да мне-то принёс, говорит.
Ну вот она его накормила,и он заставил её в головах вшей искать, хозяйки-то. Она вот и стала его спрашивать:
- Что же ,змей, мне как во снях снилось, будто как я шла дорогой, и стоит дуб, и дуб о дуб трётся и заплетается. И он велел мне спросить: „Долго ли я буду дуб о дуб траться и дуб о дуб заплетаться.“
Он говорит:
Дотуль будет заплетаться, дотуль, кто до него дойдёт и правой ногой топнет, он всё россыплется золотом и серебром россыплется весь.
Потом говорит:
Я ишла, и мне снилось, будто церез рекУ перевозчик перевозит. И он мне велел спросить: „Долго ли я церез рекУ перевозить буду?“
А это, говорит, хто придёт к ему за перевоз да своими руками весло возьмёт да поедет церез реку, а старой-то перевозчик выскочит. А первому-то и век свой перевозить.
- Ну ланно, хорошо.
Я шла быдто, и церез реку кит-рыба стоит. И она велела спросить:“Долго ли народ православный будет меня топтать?“
Он говорит:
Дотуль её топтать будут, докуль Марка Богатого 12 кораблей она не выглотит, все станут по ей топтать, ходить.
Ну ланно, хорошо. Змей даже заспал. У ей на коленях заснул.Она ящик отворила да говорит:
Поди да рассказывай, как слышал, как змей сказывал, а докуль не перейдёшь, не сказывай, никака тебе дань не будёт.
Ну вот он шёл, шёл – стоит кит-рыба.
- Ну спрашивал ли?
- Спрашивал.
- Сказывай, говорит.
- Перейду, тогда скажу, говорит.
Вот он перешёл и сказал:
Докуль Марка богатого 12 кораблей не выглотишь назад, всё тебя топтать будут , ходить.
Ну потом шёл, шёл, до перевозчика дошёл. Перевозчик говорит:
- Спрашивал ли про меня?
- Спрашивал. Перевези, так скажу.
Он его перевёз, значит, перевозчик.
Вот, говорит, хто придёт, ты его не перевози, он у тебя весло возьмёт, а ты как выскочишь наперёд, а новому и век перевозить.
Ну вот он и пошёл и там, где дуб и дуб заплетается, дошёл.
Спрашивал? - говорит.
- Спрашивал.
- Ну сказывай, говорит.
- Ужо дойду, тогда скажу.
Дошёл до дубу да правой ногой топнул, он всё на золото да серебро рассыпался. Ну вот он давай собирать золото и серебро. Собирал, собирал. И потом Марка богатого корабли рыба-кит выглотила и они идут с народом со всем. Он стал реветь. Они приворотили это к берегу. Он золото и серебро собрал да на эти корабли и зашёл. И пошёл к Марку Богатому домой на этих 12 кораблях. И Марк богатый пуще старого осерцял, почему он его не съел.
Я, говорит, пойду, так его самого змея убью.
Вот он отправился змея ловить. Вот дошёл до этого перевозчика, и перевозчик не перевозит его за реку. Он взял руками своими это весло и поехал за реку. Старый перевозчик выскочил на берег, новому перевозчику и век свой перевозить.
А зеть жить да быть, и теперя живёт. А Марк богатый и теперь перевозчиком.
Сказки конец.
Вожгоры. Пересказано Василием Петровичем Грязновым в 51 год.