Счастливая Любовь

Дмитрий Толстой
Ещё  на  первом  курсе  у меня  появились  связи  с  районной  газетой,  в  которой  были  напечатаны  мои  два  стихотворения:  «Студентам»  и  «Поле».  В  дальнейшем  я  постоянно  поддерживал  эти  связи,  то  небольшими  заметками  об  учёбе  или  стихами: «Возрождение»,  «Косовица»,  «Салют  Минску»  и  другими.
Однажды  вызвал  меня  к  себе  Фёдор  Львович.  Захожу,  у  него сидит  незнакомый  мне  молодой  мужчина  среднего  роста,  немного  полноватый,  с  приятной  улыбкой  на  лице  и  хитроватыми,  но  добрыми, слегка  прищуренными,  глазами.
-Знакомься!  Это  молодой  белорусский  поэт  Петро  Приходько,  из  Минска.
По  делам  приехал  в  наш  город  и  за  одно  решил  познакомиться  с  тобой.  Ему  тебя  кто-то  рекомендовал.  Так  я  познакомился  с  уже  тогда  известным  поэтом.  И  мы  с  ним  несколько  часов  вели  заинтересованную  и  памятную  для  меня  беседу.
Я  наизусть  читал  ему  свои  стихи.  Он  внимательно  слушал,  в  некоторых  местах  рекомендовал  свои  поправки, затем, прощаясь, попросил  выбрать для  него на  моё  усмотрение,  десятка  два  стихотворений  и  переписать  их  в  отдельную  тетрадку.  А  он  сегодня  зайдёт  еще  раз  и  заберёт  её  для  «Альманаха» -  сборника  молодых  авторов.    
Если  же  не  получится  со  встречей, то  выслать  тетрадку  по  адресу. И  написал мне свой  адрес. К  сожалению,  встреча  наша  состоялась  только  через полгода  на  выпускном  вечере.  Тетрадку  со  стихами я  выслал  по  оставленному  мне  адресу  дня  два  спустя. Что  с  ними  стало, были  они  напечатаны  где - либо  или  нет,  мне  не  известно.
В  ноябрьские  дни  произошло  ещё  одно  событие,  пройти  мимо  которого, мне  было  не  суждено.  Ещё  после  комсомольского  собрания  обратил  я  своё  внимание  на  девушку  из  первого  курса,  избранную  комсоргом  группы  вместо  Вани  Горбеля.  Рослая  и очень  симпатичная,  выделялась  она  своей  мягкостью,  даже  нежностью  в  манерах,  разговоре,  во  взгляде.  Спокойные  карие  глаза  её  лучились какой-то  добротой,  вниманием.  Ещё  я  заметил,  что  она  очень  стеснительна  и смущалась  всякий  раз  при  разговоре  со  мной.
В  один  из  дней  в  конце  октября  кто-то  из  ребят  сказал  мимоходом,  что  меня  в  спортзале  ждёт  сестра.  Я  удивился  такому  явлению  и  пошёл  в  зал.  Там  было  почти  пусто.  Лишь  возле  брусьев  в  спортивной  форме  стояла  одна  девушка. В  ней    тотчас  узнал  Марию.  Когда    спросил,  была  ли  здесь  ещё  одна  девушка,  она  отрицательно  ответила  мне,  густо  покраснев.
Только   теперь  я  заметил,  что  мы  с  ней  очень  похожи,  как бывают  схожими  брат  с  сестрой.  Даже  манерой,  краснеть  при  смущении.  Выяснив,  что  у  неё  не  совсем  ладилось  с  выполнением  одного  упражнения  на  брусьях,    пообещал  ей  в  помощь  прислать  девушку Лену,  гимнастку  из  старшей  группы. Мария  поблагодарила  меня   и  я  ушел  из  спортзала.
Потом ещё несколько раз мне  намекали,  что с первокурсницей  Марией,  мы  похожи,  словно   брат  с  сестрой.  Это  как-то  заставило  меня  ещё  пристальнее  присмотреться  к  ней.  И  невнятное,  тёплое,   волнующее  чувство  шевельнулось  в  глубине моего  сердца.  Я  почувствовал   необходимость  общения  с ней,  необходимость  прикоснуться    к  её  спокойствию,  доброте,  нежности,  которой  мне    так  не  хватало  прежде,  которой  так   долго  жаждал.
Она  сразу  же  заметила  это  моё  внимание. И  когда  в средине ноября  началась  городская   комсомольская  конференция,  все  наши  вожаки  комсомольцы  присутствовали  там.  Три  дня  сидел  я  рядом  с  Марией, ощущая  наяву  теплоту  её
тела,  трепет  руки  при  нечаянном  прикасании,  разговаривал  на  перерывах, водил  в  буфет,  рассказывал  о  работе  в  пионерском  лагере.  А  вечером  передавал  на  руки  девочкам,  живущим  на  одной  улице  с  ней, чтобы  проводили   её  до  дома.
Ваня  Горбель  заметил  моё  пристрастие  к  Марии   и  по – простецки,  прямо
спросил,  нравится  ли  она  мне.  Я  ответил  ему  утвердительно. Тогда и он  в  свою  очередь  признался  о  своих  чувствах  к  ней.  По  окончании  работы  конференции  мы  решили  проводить  Марию  до  дома  сами.  При  этом условились:  пусть  Мария  сделает  выбор  самостоятельно  в  присутствии  нас обоих. Кому  она  отдаст  предпоч    тение -  тот,  счастливец,  остаётся  с  ней.  Другой   уходит  беспрекословно.
Идём, разговариваем,  шутим.  Недалеко  от  дома  остановились  и  объявили  ей: «Мария,  тебе  решать,  кому   из  нас  остаться  с  тобой,  а  кому  уйти  без  обиды, 
без  нареканий.  Ты  обоим  нам  сильно  нравишься».
Немедля  ни  секунды,  она  молча  взяла  меня  за  руку. Ваня, пожелав  нам  счастья,  ушёл.  Я  прижал  её  к  своей  груди  и  она  тотчас  опустила  головку  мне  на  плечо.  Наши  уста  сами  нашли  друг  друга.  Такого  всеобъемлющего,  горячего  счастья  не  ощущал  я  никогда.  Растворяясь  в  нём  без  остатка,  сливаясь  с  её  ответным  поцелуем,  шептал  я  слова  любви  и  целовал  её  глаза, губы.  Она  отвечала  нежными  торопливыми  поцелуями  и  призналась,  что  любит меня  с  тех  пор,  как  увидела  в  училище.  И  сегодня,  когда  я  пишу  эти  строки,    пролетело  уже  шестьдесят  лет  с  той  счастливой  поры; и  пятьдесят  пять  лет,  как  мы  соединили  свои  две  судьбы  в  одну. Значит,  Ваня  от  всего  сердца,  без  обиды,  щедро  пожелал  нам  с  Марией  счастья.  Пусть  это  воспоминание  будет  ему  нашей  благодарностью  за  благородный  поступок.
Для  меня   началась  совсем  другая,  счастливая  и  торопливая  жизнь.  Свидания  наши  были  частыми  и  горячими.  Только  перед  контрольными  по  важ-ным  предметам  мы  не  встречались,  готовились  весь  вечер.  Мария  и  в  школе  и  здесь,  в  училище  была  отличницей.
Фёдор  Львович,  узнав  о  наших  отношениях,  по - отцовски  заговорил  со  мной;  улыбаясь,  провёл  в  кабинет:  «Теперь  выбор  твой  одобряю.  Девочка  она  хорошая,  скромная.  Только  смотри,  не  обижай   её,  береги.  Хорошая  жена  будет. Ещё  один  разговор  есть. Пришла  разнарядка   на  одну  кандидатуру  от  училища.  Из  числа  отличников  нынешнего  выпуска  одному  предоставляется  возможность  попасть  в  число  пятипроцентников  с  правом  поступления  в  ВУЗ  без  экзаменов.
Смотри,  чтобы  твои  любовные  свидания  не  отразились теперь  на  учёбе  и    подготовке  к  государственным  экзаменам.  Педсовет  единогласно  одобрил  твою кандидатуру  на  получение  этого  права.  Старайся,  не  разочаруй  педагогов!»
При  встрече  вечером  я  рассказал   Марии  об  этом  разговоре.  Но  не  встречаться  подолгу  было  сверх  наших  сил.  Видимо,  сила  нашей  любви    была  выше  и  мощнее,  притягательнее,  дороже  и  слаще  всего  остального. Без  неё  теперь  мы  не  могли  жить.  Мы  сроднились  с  Марией  духовно,  своими  чаяниями,  надеждами,  мечтами. Часто замечали, как за одним  только  словом  она  или  я  могли
продолжить  назревшую, но  не  высказанную  ещё  мысль.  А  потом  оба  смеялись,  что  думаем  одинаково.
Посторонним  тоже   мы   казались  родными  братом  и  сестрой.  Однажды  на  танцах  в Доме  офицеров  подошел  к  нам  красивый  парень  и  вежливо  спросил:  «Разрешите   пригласить  вашу  сестру  на  танец?» И  потом  весь  вечер,  сменяя   меня,  он  танцевал  с  Марией,  стараясь  привлечь  её  внимание  к  своей  персоне.
Даже  её  сёстры   Лида  и  Ольга,  впервые  увидев  нас  вместе,  сказали,  что  мы  созданы  друг  для  друга. Помнится  Новогодняя  ночь 1949  года.  После  вечера  в  училище  мы  проводили   её  подругу  Нину.  Домой  идти  не  хотелось.  Остановились  возле  палисадника   под  заснеженными  ветками  вишни,  как  под  шатром.  Лёгкий,  пушистый  снежок,  кружась, ложился  на  землю, на  рукава  нашей    одежды. Слабый  морозец. Тишина.  Мы  прижались  друг  к  другу.  Нам  тепло  и  так
уютно,  умиротворённо,  что  подумалось:  наверно  это  и  есть  настоящее  счастье.
Всю  зиму  с  небольшими  перерывами  в  два,  три   дня   мы  встречались  после  занятии  или  же  вечером.  Ходили  в  кино,  в  театр,  потом  обсуждали  с ней  увиденное.  И  чаще  всего  наши  взгляды,  наши  суждения  совпадали.  Это  ещё  больше  способствовало   нашему  сближению.
Весна  пришла  рано, быстро  растаял  снег.  Напряжённая  сессия  осталась  позади. У  нас  с  Марией   были  хорошие  результаты.  Она  сдала  сессию  без  троек,   
и  только  две  четвёрки  по  химии  и  музыке  огорчали  её  немного.  У  меня  тоже  всё  было  на  высоте.  По  педагогической  практике  меня  ставили  в  пример   всему курсу.  Особенно  после  отзывов  педсовета  из  базовой  школы.
В  свободные  вечера,  а  чаще  всего  ночью,  я  засиживался  над  материа  лами  о  комсомоле.  Задумал  я  тогда   подготовиться   к  написанию  поэмы  о  комсо  мольских  трудовых  буднях.  Были  уже  готовы  фрагменты  нескольких  частей,  но материала  о  послевоенных   новостройках   не  хватало.  Потом  я  догадался  связаться  с  горкомом   и  там   позволили   мне  поработать  над  подшивкой   газет  «Комсомольская   правда».  Материала  набралось  больше , чем  достаточно.
Помнится  торжественный  Первомай.  Наше  педучилище  общей  колонной
шло  за  рабочими   ведущих  предприятий  города.  На  стадионе  был  торжественный  митинг.  Погода  стояла  тёплая,  солнечная  и  несколько  человек  из  младшей группы  с  Марией  решили  выехать  за  город  в  лес  на  природу.    
Автобусом  уехали  за  реку  Березину. Берёзовая  роща   только  выпустила  молодые   пахучие  листочки.  Птицы  на  все  голоса  распевали  свои  песни.  Берёзки  шелестели,  радуясь  теплу  и  солнцу.  Мы, как  очарованные,  бродили,  пели  песни,  радовались  молодости,  весне.
Оторвать  Марию  от  подружек  мне  не удалось  и  я  решил  подшутить над  девочками.  Когда  мы  углубились   в  рощу  довольно  далеко,  я  спрятался   за  кустами  и  стал  наблюдать,  что  же  предпримут  они  без  меня ?
После  недолгих  ауканий, убедившись,  что  мы  потерялись,  а  перед  этим  я  предлагал  всем  подняться  на  небольшой  холм,  видневшийся  впереди,  они  повернули  в  обратную  сторону.  Не  выпуская  их  из  виду,  шёл  за  ними,  но,  когда  понял,  что  они   не
ориентируются  в  чаще   и  идут  в  сторону,  обратную  дороге,  начал  тихим  голосом  откли  каться.  Таким  образом  доведя  их  до  дороги,  вышел  им   навстречу.  Девчонки  рассердились  и  готовы  были  меня  поколотить. 
Оправдался  я  лишь  тем,  что  показал  им  тёмную  грозовую  тучу,  медленно  наползающую  с  запада.  Торопливо   двинулись  к  автобусной  остановке.  Но  туча  нас  опередила.  До  укрытия  оставалось  метров  пятьсот, а  первые  капли  с  холодным   ветром  уже  догнали  нашу  компанию.      
Бегом   достигли  укрытия  и  тут  начался  настоящий  ливень  с  грозой.   Под  холодным   ветром  пришлось  ждать  автобуса.  Хорошо,  что  Мария   догадалась  прихватить  в  сумочку  домашнего  печенья.  После  прогулки  все  проголодались  по- настоящему.  У  кого-то  оказались  забытые  конфеты.  Не  хватало  только  хорошего  вина,  чтобы  отметить  такой  праздник,  но  и  тому,  что  оказалось  под   рукой,   мы  были  рады.
Когда  добрались  к  центру  города,  девочки   предложили  зайти  в  кафе. Подсчитали  свои  ресурсы  и  пришли  к  выводу,  что  на   скромный  вечер  нам  хватит.  Здесь  оказалось  тепло  и  уютно.  Народу  было  много, в  основном  -  молодёжи.  Зазвучали  первые  песни.  Девушки  вспомнили  мои  выступления  на  студенческих  концертах   и дружно  начали  просить  меня  спеть  что-нибудь.
После  одной,  двух  песен  уже  весь  зал,  аплодируя, стал  требовать  продолжения.  Пришлось  просить  передышки.  И  до  сумерек,  чередуясь  с  хоровым  пением,  пришлось  мне  перепеть  почти  весь  свой  репертуар.  В  кафе  уже  яблоку  негде  было  упасть,  а  люди  всё  прибывали. Открыли  окна и  на  тротуаре  собрались  любители  послушать  пение.    
Когда  мы  намеревались  уходить,  к  нам  подошёл    немолодой   мужчина  и  спросил  у  меня,  где  я  обучался  пению.  После  краткого  знакомства, он  дал  мне  свой  адрес  и  просил  зайти  к  нему  в  ближайшие  дни  для  продолжения  нашей  беседы.  Потом  уже  девушки  сказали,  что  заинтересовался  мной  руководитель  военного  ансамбля   из  Дома  офицеров.  Они  его  хорошо  знали.
Дня  через  три   в  вечернее  время   я  был  у  него.  Послушав  меня  ещё  раз,  аккомпанируя  на   пианино,  он  сделал  предложение  поступить  к  нему  в  ансамбль.  И  сказал,  что  делается  это  очень  просто.  Достаточно  написать  в  горвоенкомат  заявление  о  желании    поступить  на  службу.  А там  он  сам  всё  уладит  и  я  окажусь  в  ансамбле.
Я  обещал  подумать  и  потом  сообщить  ему  своё  решение.  Посоветовавшись  с  Марией  и  друзьями,  подумав  хорошенько  сам,  от  предложения  отказался.  Ведь  через  пару  месяцев  предстоял  выпуск, получение  диплома  и  главное – ведь  мне  предназначалась  путёвка  в  Вуз.  Не  мог  я  отказаться  от  всего,  махнув  рукой  на  надежды,  возлагаемые  на  меня   педагогами  училища.
Кроме  того,  меня   снова    пригласили  в  горком  партии  и  серьёзно  просили  отнестись  к  предстоящей    работе  в  летнем  пионерском  лагере.  Получалось  так, что  прямо  после  выпускного  вечера,  я  должен  буду  явиться   туда.  Назвали  точную  дату  прибытия -  28  июня.  После  беседы  со  вторым  секретарём  я  понял,  что  не  зря  забеспокоились  в  горкоме.  До  них  дошли  сведения  о  беседе  с  руководителем  ансамбля  и  они  прозондировали  таким  образом,   как  я  отнёсся  к  его  предложению.
                Март     2008  г.