Волшебное слово хаш

Роберт Тальсон
Волшебное слово хаш… Это, как грубый детский прикол  про «между ног болтается, на хэ называется…» Хаш – тоже на букву хэ, и из трех букв, и ассоциируется с совершенно другим понятием… Полагаю, часть населения прозы ру не только знает, о чем я собираюсь рассказать, но даже пробовало хаш на вкус.
Мы сами еще пару лет назад не знали, что хаш – это традиционное армянское блюдо. Но однажды наши друзья, носители данной кулинарной культуры, обмолвились в разговоре… И мы немедленно рванули за котлом для хаша к армянскому дядюшке. Санкт-Петербург, проспект Ветеранов – где еще он может жить?
Скинулись на телячьи ноги, водку, лаваш… Потом сушили лаваш и промывали ноги (телячьи, не свои, понятное дело) под проточной водой, и варили сутки.
В хаше нет овощей – только густой бульон.
Есть такая байка. Теща приехала в Ереван из Москвы, посмотреть, как живется дочери замужем за армянином. Ночью просыпается, идет зачем-то на кухню, а там суп… Суп без картошечки, без морковочки! Без лучка, без чесночка! Теща думает – вот дикари! И хочет сделать, как лучше. Крошит в бульон овощи и приправы, варит до готовности и преспокойно ложиться спать.
Утром – Вах! Вах! – катастрофа! Все просыпаются, скоро гости придут в честь приезда тещи. И ведь придут они НА ХАШ… А теща хаш испортила! Зять суп вылил и поехал в ресторан хаш покупать, чтобы гости не обиделись.
После хаша хочется спать. Говорят в Ереване, если поел хаша, можно отгул взять и на работу не ходить – начальство поймет. По легенде, от хаша срастаются поломанные кости.
Через год после хаш-вечеринки, я отправился вглубь Сибири на поезде – трое суток по снежной степи, красота никогда не давалась легко! Мне говорили – будет полный вагон пьяных нефтянников, а вот и нет. Был полный вагон молдаван, дагестанцев и вышеупомянутых армян, которые всю жизнь живут в Сибири и любят ее по-настоящему. В поселок Приобье ходит только плацкартный вагон. Армянские дети вели себя, как армянские дети. Я не жалуюсь, но очень хотелось хотя бы просто сесть, не говоря о том, что бы попить чаю. Армянские дети заняли собой всю внутренность вагона, и пытались взять на абордаж соседние, и мамы их ловили, но не ругали. Воспитывать их начнут позже. Мне очень хотелось занять свое законное место, но там скакали несносные карапузы… И тут меня осенило:
- Я ел ХАШ! – совершенно невпопад (как может cначала показаться) сказал я родительнице самых непослушных детей.
И моя поездка кардинально изменилась. Я ведь ел хаш! Место сесть нашлось, и дети стали тише, и лаваша мне скормили столько, как я никогда не ел. Волшебное слово ХАШ! У нас сразу нашлись общие темы, а ведь о Сибири можно говорить бесконечно. Только Африка может с ней сравниться по многогранности.
Когда я вернулся в Питер, оказалось, что за это время Наташа Адженян сломала ногу.
- Дядя пытался меня лечить с помощью хаша! Какая гадость, - сказала она.
- Вот ведь, нет ничего святого, - подумал я.