Вразумление

Вадим Кулик
 
 - Дед совсем с ума выжил, - произнёс невысокий, крепко сложенный мужчина.

 Чёрные волосы, спадающие спутанными космами, и густая борода надёжно скрывали его возраст. На плечи у него была небрежно наброшена шкура крупного зверя.
 
 - Раньше мне даже не приходило в голову не доверять ему, - продолжил он, - но теперь старость высушила его мозги. То, что он говорит, не может быть.

 - Ты хочешь сказать что Нак лжёт? - резко спросил второй мужчина, внешний вид которого мало чем отличался от первого, если не считать более высокого роста и светлых волос.

 - Нет. Я не хочу сказать этого. Я лишь говорю, что старость меняет человека, - несколько смутившись, поспешно пояснил черноволосый. - Я просто не могу представить  то, о чём говорил Нак.

 Светловолосый не стал продолжать разговор, и они молча начали спускаться с горы, зорко оглядываясь по сторонам. В их руках были длинные, заострённые на конце деревянные копья. Мужчины были чрезвычайно ловки , быстро передвигаясь по склону. Достигнув его основания, они скрылись в лесных зарослях.

 Через некоторое время они опять появились у подножия горы. На плечах у них лежал шест, посередине которого висел большой кабан. Охотники, словно не замечая тяжёлой ноши, стали проворно взбираться по склону. Иногда они останавливались и , присев, начинали пристально всматриваться в опускающиеся сумерки.

 Достигнув места , откуда был начат спуск, они положили добычу на землю и не выпуская из рук копья начали отодвигать большой камень, который прикрывал вход в пещеру. Едва они сдвинули его, навстречу им вышло несколько мужчин, которые помогли внести шест с кабаном. После этого камень, уже изнутри, был задвинут на своё прежнее место.

 В пещере находилось десятка два обитателей. Среди них были женщины и дети. Всю их одежду составляли разнообразные звериные шкуры. Ноги, до колен, также были обёрнуты шкурами и перетянуты жилами животных. Когда охотники затащили добычу, женщины сразу занялись приготовлением пищи. В глубине пещеры горел костёр. В его углях они быстро запекли мясо.

 Насытившись, люди расположились вокруг огня. Дети, сморенные обильной пищей, заснули на подстилках из мха и веток.

 - Нак, расскажи нам ещё что-нибудь из своих воспоминаний, - попросил сидевшего неподалёку старика, светловолосый.

 Старик, к которому он обратился, был стар и слеп. Из его бесцветных, широко открытых глаз постоянно текли слёзы. Жестом подозвав к себе светловолосого, он опёрся на его руку и прошёл  к камню, покрытому шкурами. Присев на него, он положил руку на голову светловолосого, который опустился у его ног. Остальные последовали за ними. Отблески огня таинственно освещали стены пещеры.

 - Все вы знаете, почему я ослеп. Язык книг забрал моё зрение. Когда-то отец научил меня ему и предупредил, что беды постигают того, кто знает язык книг. Моего отца учил этому его отец, мой дед. Откуда ему был ведом язык книг, мне неизвестно. Также я не знаю откуда эти книги появились у моего деда, - старик показал на большую стопку книг недалеко от камня на котором сидел, - мне это неизвестно. Отца ужалила змея, и он умер в страшных мучениях. Дед лишился обеих рук на охоте. Предсказания сбываются. Я долго думал, стоит ли мне передавать умение понимать книги, и решил, что делать этого не буду. Так решил я, когда ты, Раку, ещё питался молоком матери, - промолвил он и погладил иссохшей рукой голову светловолосого. - Мой голос слабеет с каждым днём. Скоро я покину вас. Вместе со мной умрут книги, ибо я единственный владею их языком. И это хорошо. Так решил я. Книги знают много тайн. Они поведали их мне, и я понял, почему беды постигают того, кто узнаёт эти тайны. Всевышний подаёт нам знак. Он не хочет, чтобы мы шли дорогой древних людей, которые живут в этих книгах. Она губительна для человека, ибо всех тех людей постигла страшная участь. Пламя большого костра превратило их и всё, что они создали, в пепел.

 Сидевшие вокруг старика при упоминании Всевышнего опустились на колени и покорно склонили головы.

 - Прошлый раз я вам рассказывал о железных машинах, которые создали древние люди. Знаю, многим в это трудно поверить. Но это было. Так говорят книги. Эти машины могли бегать по земле и летать в небе. Древние люди пользовались ими, чтоб быстро передвигаться и перевозить с места на место различные предметы.

 - А зачем им было перевозить с места на место различные предметы? - поинтерисовался светловолосый.

 - Это они делали для того, чтобы не сидеть без дела, - явно скрывая что-то, торопливо произнёс старик.

 - Они не хотели покоя? - удивлённо спросила женщина с грудным ребёнком на руках.

 - Я долго думал над тем, что заставляло древних людей лишаться покоя. Желание раньше положенного заглянуть в будущий день - вот что двигало ими. Они не хотели полагаться на волю Всевышнего. Они хотели сами стать как Он!

 Подобное отношение предков к Всевышнему вызвало у сидевших отчаянные возгласы. Женщины запричитали, заламывая руки и посыпая волосы пеплом. Мужчины негодующе качали головой. Нак поднял руку, призывая огорчённых людей успокоиться.

 - Древние люди были глупы. Пытаясь заглянуть в будущий день, они получали гнев Всевышнего в настоящем. Они становились как духи тьмы, которые никогда не могут успокоиться.

 Старик сделал небольшую паузу. Люди выжидающе смотрели на него.

 - Конечный удел каждого человека - смерть. Такова воля Всевышнего. Не для того Он посылает наши души в мир человеческий, чтоб мы жили против Его наставлений, а для того, чтобы исполняли их. Жизнью человеческой испытывает Он наши души. Древним людям была известна воля Всевышнего. Об этом мне поведали книги. Они знали Законы Всевышнего, но не исполняли их. Они делали книги с Законами Всевышнего, но не разговаривали языком этих книг.

 Старик опять сделал паузу. Люди в пещере тяжело переживали услышанное. Воспользовавшись затишьем, светловолосый задал вопрос:

 - А зачем тогда они делали книги с Законами Всевышнего, если не хотели разговаривать их языком?

 - В действиях древних людей есть много такого, на что я не могу найти ответа. Книги мне открыли их жизнь, но я не могу понять её. Одно знаю точно. Они не выполняли волю Всевышнего, и Он наказал их большим огнём.

 Люди опустили головы. На глазах женщин появились слёзы. Старик после некоторого молчания продолжил:

 - Мои силы на исходе. Скоро я покину вас. Со мной уйдут и книги древних людей. Нам не нужны знания мёртвого мира. А для того чтобы чтить Законы Всевышнего не книги требуются, а наша память. Ею измеряется исполнение воли Всевышнего. Памятью и страхом нарушить Его Законы.

 Старик встал и опираясь на руку светловолосого, прошёл опять к костру. Люди проследовали за ними.

 - Я стар, и скоро моя душа возвратится к Всевышнему. И я рад, что Он наказал меня, лишив зрения. Так Всевышний вразумил меня!

 Люди вокруг костра молча думали об услышанном. Их лица выражали глубокую скорбь о большой глупости предков, которая привела их к гибели.