Тайна пещеры Воя

Юлианна Перова
                Синопсис детского  игрового фильма
                «Тайна пещеры Воя»
                жанр: приключения

                часть первая
                «Девочка и орёл»

Агиля,  девочка лет девяти с большими карими глазами и светло-русыми вьющимися волосами, живёт в маленьком горном племени, в котором у всех  других людей, включая  её мать, чёрные курчавые волосы. Однажды, она спасает, выпавшего из гнезда,  орлёнка.   Орлёнок  вырастает, но не улетает от девочки, а она, каждое утро, пока мать спит,  всё  пытается приучить его к воле: лезет, с ним на плече, на пики гор и учит его летать…
Агиля, живёт в семье без отца. О нём она знает только то, что он был пастухом и погиб под камнепадом, возвращаясь, домой с небольшим стадом коз. Случилось это незадолго до её рождения…
 С матерью, Ноной, женщиной жадной и властной Агиля не ладит, братьев и сестёр у нёё нет, а  вот со старой бабушкой, у неё тёплые, доверительные отношения, за что мать Агили недолюбливает старушку. К тому же, бабушка  винит свою дочь в исчезновении зятя, которого она  любила как сына, та знает это и очень злится…

   Орёл днём летает на охоту и приносит добычу девочке,  что очень нравится её  жадной матери, а ночью возвращается и спит на веранде её дома, всегда увитой плющом. Птица радует девочку – это её единственный настоящий друг во всей деревне, в которой царят жёсткие законы, установленные молодым шаманом. Отчасти поэтому Агиля любит уходить с орлом в горы, и залезать как можно выше…
Однажды на такой прогулке, налазившись вдоволь, она прилегла отдохнуть под слабую тень маленького горного деревца. Её друг-орёл сел рядом на его ветви и Агиля не заметила, как уснула.  Во  сне, она видела живого отца: он был красивым, молодым, и у него были светлые русые волосы – как у неё самой,  а глаза были ярко зелёные, как изумруды, таких глаз она ещё не у кого не видела – в её племени у всех были тёмные карие глаза… Отец что-то говорил ей, но она  всё забыла, проснувшись от резкого крика орла у себя над головой – орёл завидел дичь…
Когда девочке исполнилось двенадцать лет, мать объявляет дочери, что она должна выйти замуж за Абдула - сына шамана Икима, правящего деревней…  Агиля, выросшая  ловкой, диковатой и очень красивой девушкой,  совершенно не хочет замуж за Абдула. Она знает его с детства и, не с лучшей стороны: он живодёр и всегда  грозился    убить её орла,  к тому же Агиля не любит шамана – он кажется ей злым и эгоистичным… Мать Агили мечтает о власти и очень рассчитывает на этот брак.  Когда Агиля понимает, что мать  непреклонна, то решает убежать, не дожидаясь, начала приготовлений к свадьбе.  Дождавшись, пока мать крепко заснёт,  Агиля встаёт с кровати, достаёт, приготовленные для дороги, башмаки и котомку  с едой, но не может уйти, не попрощавшись с бабушкой.
Бабушка Фатима не пытается остановить внучку, к немалому удивлению последней, а вместо этого рассказывает ей, то, чего Агиля никогда не знала: подробности исчезновения её отца . Бабушка рассказывает, что труп её зятя так и не нашли, а в горе, на которой случился тот камнепад, была потайная пещера,  о которой мало кто знал (вход в неё сплошь зарос плющом, и наткнуться на него можно было лишь случайно).   Длинные ходы этой пещеры вели глубоко внутрь горы. Бабушка забрела туда раз, в юности, но далеко зайти не успела – пещера её испугала из глубины её слышались неясные тихие, но ужасающие звуки, похожие на вой.  Она предполагает,   что Нилос, отец Агили, мог укрыться в той пещере, а там: кто знает, куда могли вывести её ходы… Агиля,  сразу поняла, к чему клонит бабушка, и пообещала попробовать найти отца или, хоть весть о нём.   
Итак,  она оказалась на свободе со своим   другом орлом. Девушка шла без остановки всю ночь и к утру дошла до того склона горы, где случился камнепад: дождевая и талая вода год за годом разрушила завал, и девушка без труда, нашла то место, которое описывала ей бабушка. Плющ рос здесь почти по всему склону, и Агиля долго не могла найти узкий проход в пещеру… Её орёл, в это время, охотился на мышь, а та стала карабкаться по плющу… …орёл рванулся за добычей и… …с размаху  врезавшись в стену плюща, пробил её и упал, запутавшийся, но с добычей в клюве, по ту сторону входа в пещеру!..
Зайдя в пещеру, Агиля запалила один из факелов, прихваченных из дому: пещера оказалась действительно огромной, ходы её шли во все стороны, всё больше и больше разветвляясь. Стены пещеры были сплошь покрыты плесенью, с них, там и тут, капала вода, и свисали сталогтиты… Агиля решила идти как можно более прямо, что бы проще было вернуться. Орёл, седел на плече хозяйки, боязливо озираясь по сторонам. В пещере царила тишина, нарушаемая лишь падением капель с потолка, где-то вдалеке журчала вода. Агиле эта тишина казалась совсем не естественной, она всей кожей чувствовала, что за ней следят…Так она шла, потея то страха, с час, пока не увидела сидящий у стены человеческий скелет… - из глаз её брызнули слёзы – девушка решила, что  это и есть её отец…  Сдерживая всхлипы она пошла дальше ускорив шаг. На плече её орёл взъерошился, насторожился -  тут всё явственней Агиля стала различать звуки – это было завывание... Девушка двинулась ещё быстрее, она бежала и бежала, не помня себя, и  сама  не поняла,  как оказалась снаружи: в незнакомом хвойном лесу. Тут она и уснула от изнеможения… 

Утром, когда солнце встало, орёл проснулся и, не добудившись, хозяйки полетел на охоту.  Орёл поймал белку, и хотел уже взлететь с добычей, когда на него, вдруг, накинули сеть…           Агиля проснулась, и… увидела силуэт склонившегося над ней человека, в слепящем свете закатного солнца, слышно было журчание воды… Прищурившись, и потерев глаза, она разглядела его: это оказался юноша, на вид чуть старше её, у него были светлые почти прямые волосы и голубовато-зелёные глаза. Агиля только открыла рот от удивления – он был очень похож на образ её отца в том сне…  Юноша смущённо улыбнулся ей и, взяв за руку, спешно потянул куда-то: она поддалась…  Войдя в лес, незнакомец остановился и Агиля обернулась назад… - тут она поняла, что заснула прямо на выступе скалы, поросшей мхом, из которой бил родник. С права и с лева от родника были большие фигуры, вырезанные из серого камня, как бы вросшие в скалу.  Правая фигура изображала взмахнувшего крыльями орла, левая – человека с посохом в балахоне…   Тут, Агиля заметила приближающуюся к роднику процессию людей в длинных льняных балахонах, похожих на изваяние человека у ручья, на плече у каждого сидел орёл в шорах, а в руке был посох. Всего их было десять, они шли в два ряда. Подойдя к роднику, люди в балахонах выстроились полукругом, человек стоящий в центре достал рог, все они разом скинули капюшоны, и рог протрубил торжественное приветствие. Тут Агиля заметила, что все они светловолосые мужчины с рыжеватыми средней длинны бородами, заплетёнными в причудливые косы. Всё это время она наблюдала как заворожённая, и только сейчас посмотрела вновь на своего спутника: он был очень похож на людей в балахонах, но слишком молод, что бы иметь бороду, которая пробивалась у него пока отдельными рыжеватыми пучками…  Тут, она хватилась орла, огляделась – его нигде нет… Юноша, стоящий рядом с ней, всё это время молчал и то же смотрел на действо, развернувшееся у ручья. Когда всё закончилось,  рог протрубил опять и мужчины у ручья, одновременно сняли шоры с орлов и, подняв руки, пустили птиц в небо, затем надели вновь свои капюшоны и, единожды ударив посохами оземь,  двинулись вниз по течению ручья…   
Дождавшись, когда последний из совершивших обряд скрылся в лесу, юноша направился к роднику, подзывая девушку движениями руки. Агиля послушно шла за ним, с интересом и страхом озираясь по сторонам. …Когда незнакомец заговорил, Агиля поняла его лишь отчасти: язык этого народа был похож на её, но всё же понять можно было далеко не все слова. С трудом, но  она поняла то, что юноша хотел донести до неё: он рассказал, что его имя Ян и, он живёт в городе, стоящем ниже по реке и называемом Нелиим. Их народ – «Служители Реки» или «Нелии», следит за чистотой воды и берегов реки… То место, где Ян нашёл спящую Агилю, святое для Нелиев – исток реки, он для них, что-то вроде короля (настоящего короля у них нет – правит вече): по традиции они приходят к истоку спросить совета, отдать честь, провести обряд…  Люди, которых видела Агиля – «Хранители реки» они каждые три месяца отправляются от истока к низовьям осмотреть реку, и если нужно, помочь ей. У каждого из них должен быть орёл, который обучен разведывать путь и помогать в охоте Хранителю. Тот у кого нет орла, не может стать хранителем. Его, Яна, готовят в Хранители и сегодня, ему обещали поймать орла, для обучения…  Когда Ян рассказал про орла,  Агиля почувствовала, что это именно её орла поймали сегодня для Яна. Ему она об этой догадке не сказала… Агиля  решила идти с Яном в город, и найти  своего орла.

Ян, живёт с дедушкой, Хранителем в пятом поколении и большим добряком. Мать его умерла при родах, а отец пропал, вскоре после появления Яна на свет, так что вынянчил его дед. Отца Яна звали Нил. Он служил Старшим Хранителем и пропал, так и не вернувшись с секретного задания. Что это было за задание, не знал толком даже дед Яна…   
 Возвращаться в свою деревню Агиля не хотела, да и не знала обратного пути. Отца, как она полагала, уже нашла… так что идти ей было особенно некуда и Агиля осталась, с Яном и его дедушкой, которые её полюбили. Орла ей готовы были вернуть, но она решила подарить его Яну, раз орёл ему был так нужен, чтобы стать Хранителем. Ведь клан Хранителей обещал поведать тайну последнего задания отца, только Яну, когда тот вступит в их ряды. Орёл, кажется, был не против…   
Ещё год Яна готовили, обучая навыкам путешественника и обращению с орлом и, когда ему исполнилось семнадцать, семья, наконец, узнала тайну последнего задания Нила…







                Часть вторая
                «Сердце розы ветров»


Нил, или Нилос, как его ещё называли, стал старшим хранителем неслучайно:  он неподдельно любил реку и всегда выполнял задания клана с особым рвением и, кроме того,  часто проявлял инициативу – напрашивался в дополнительные патрули, чаще других приходил молиться к истоку.  Так, однажды, придя на рассвете к истоку помолиться, он обнаружил нечто ужасное и, к тому же, невероятное:  вода, льющаяся из истока (из священного истока реки!) была не лазурно-прозрачна как всегда, а имела мутный красный оттенок… Нил, не мог поверить своим глазам – кто же мог загрязнить реку ещё до того, как она вытекла из истока?! Нелии верили, что до того, как река вытекает из родника,  она неподвластна никому, кроме духа гор, подобного орлу, – покровителя недоступных вершин…  В спешке, вернулся Нил в горд с дурной вестью. Хранители собрали вече, которое постановило: раз Нил первый увидел это, значит его судьба теперь – постараться проникнуть в тайну порчи воды в роднике. Ему было дано задание лезть как можно выше в горы, в надежде на встречу с духом гор – ведь только он мог дать ответ.  Раньше,  никто из Народа Хранителей не подымался выше источника – Нилосу, суждено было стать первым. …Отправляясь на это задание, Нил не мог сказать родным об истинной его цели, и потому попрощался с отцом и сыном, как обычно - не  навсегда…  Отец Яна, так и не вернулся, однако, спустя полтора месяца после его ухода, вода  в истоке вновь стала кристально чиста, и в клане решили, что Бог гор забрал Нила взамен чистоты истока…               
Первым заданием Яна стало   сыграть ту же роль,  какую   выполнил его отец: отправиться выше истока…  Узнав это Агиля решила непременно пойти с ним. За всё время, что девушка жила в семье Яна, она ни разу не упомянула о пещере через которую попала сюда, теперь же Агиля почувствовала, что пришло время  и она сможет помочь Яну в его миссии (хоть, девушка и не помнила толком, как и где выбежала из пещеры, но полагала, что узнает место).
Агиля, Ян и орел отправились в путь. Они прошли источник, из которого по-прежнему текла замутнённая вода. Ян хотел идти поверх горы, что бы попытаться встретить горное божество, но тут Агиля рассказала ему, как она оказалась у источника: пришла с другой стороны горы через пещеру, которая, видимо, простирается чуть ли не подо всей горой… Ещё она рассказала Яну, что когда она шла сквозь пещеру, то явственно слышала отдалённый шум воды: Ян сразу догадался, к чему клонит девушка – река может начинаться раньше того места, которое Нелии считали её истоком и которому поклонялись! Теперь оставалось найти вход в пещеру – в этом им помог орёл: он прекрасно запоминал места и показал вход, спрятанный за кустами… Было решено, что они пойдут на звук воды и так  найдут подземную реку. Ян соорудил десяток факелов из веток сосен, обмазанных смолой. Однако, найти подземную реку оказалось не просто: множество ходов пещеры отражали звук так, что он слышался, казалось, то с одной стороны, то с другой, то с третьей. Когда Ян и Агиля поняли это, они были уже далеко от входа в пещеру и решили продолжить поиски подземной реки. Друзья решили идти медленнее, прислушиваясь к каждому шороху: вскоре Агиля поняла, что слышит, еле уловимый звук задевающих о камень когтей, вскоре это заметил и Ян. В следующую секунду  они услышали глухое рычание и увидели, в двух метрах от себя, четыре белых оскалившихся зверя, походивших на очень крупных белых волков…  Животные начали с рычанием подступать к ним. Ян и Агиля бросились  бежать со всех ног, а орёл летел над ними и пронзительно кричал. Стая, начавшая было преследование,  похоже, приостановилась, испугавшись крика орла. Но Агиля и Ян были сильно напуганы и ещё долго продолжали бежать, растеряв по пути все факелы, пока не поняли, что бегут уже по… воде…
…Остановившись, они стали прислушиваться: зверей было не слышно, зато вода, казалось по звуку, лилась отовсюду! И тут, из глубины зала, они услышали настороженный сиповатый мужской голос:
- Приветствую вас!
 Каждое слово звучало неуверенно и подрагивало в тишине… Казалось, голос принадлежал старику.   Агиля и Ян так и стояли по щиколотку в воде, онемевшие и обездвиженные. А голос продолжал, становясь всё уверенней с каждым словом:
- Я знал, что вы придёте… дети! Я ждал вас!..
Не успели они опомниться, как незнакомец поведал им свою невероятную историю…
Человек утверждал, что он и есть Нилос – пропавший отец Яна, и ещё, что он же – отец Агили! Голос поведал им, что, уйдя на задание Хранителей, он перешёл через перевал и нашёл деревню горного народа. Этой деревней правил молодой и амбициозный шаман. Это был сын старого шамана. После смерти отца он ужесточил нормы религии и заставил народ приносить в жертву баранов: кровь их сливалась в реку, а туши - доставались ему самому…      Когда Нил узнал это – сразу понял в чём причина загрязнения реки. Он рассказал шаману, о народе Хранителей полагающих, что исток реки за перевалом в низовье гор (а на самом деле он находится неподалёку от деревни шамана). Рассказал, что его послали в горы узнать, в чём причина загрязнения ключа, бьющего из скалы, который они считают истоком. Нил попросил шамана прекратить жертвы, так как, понял, что именно они загрязняют реку. Шаман пообещал исполнить его просьбу и уговорил остаться у них ненадолго, а сам приказал одной из своих преданных сторонниц приворожить гостя так, что бы он забыл, зачем приходил. Этой девушкой была Нона… Она, действительно приворожила  Нила (ведь у него в долине уже была семья: жена и сын!)  и он женился на ней, после чего у них родилась Агиля. Пока Нил жил с Ноной, он ничего не помнил о своей жизни в долине (вернуть память ему удалось лишь, когда он ослеп в пещере – вместо зрения пришла прозорливость…)  Шаман, таким образом, не допустил что бы Нил рассказал всё что узнал своему народу, однако, жертвы всё же прекратил, из за страха, что Нелии пошлют ещё людей разузнавать, в чём дело. Когда Нона поняла, что беременна, то решила, что обман зашёл слишком далеко (ведь она рассчитывала править вместе с шаманом Икимом, которого любит, а не жить с безразличным ей, инородцем). Нона подговорила двух слабоумных из деревни, что бы те устроили обвал на горную тропинку, по которой Нил возвращался с козами с пастбища. План удался, и  Нила убило бы камнями, если бы он не провалился в эту пещеру, плотно прижавшись к склону горы…  Выход, через который Нил попал в пещеру, после обвала остался плотно завален камнями, и он пошёл на поиски другого выхода. Но, увы, пещера оказалась столь огромна, и он лишь заблудился в её лабиринтах. Ему удалось найти воду и, некоторое подобие еды: странные подводные растения, внутри которых были жёсткие косточки. С помощью остатков своих дорожных припасов Нилу удалось приручить пещерных волков, и они стали приносить ему крыс… Каждый день он искал выход и, в конце концов, нашёл его… …но, когда вышел на воздух, то понял что слишком поздно: он чувствовал дуновение ветра, тепло солнца, слышал щебетание птиц, но в глазах его было по прежнему темно – Нилос понял, что ослеп…
Агиля и Ян были настолько потрясены рассказом незнакомца, что  безоговорочно поверили ему. Оба они бросились на шею отцу, нащупав его во тьме…   Агиля рассказала, что теперь выход, у которого был обвал уже свободен (за много лет камни уже унесло водой), а Ян поведал, что исток вновь даёт мутную воду. Тогда все вместе они решили, что пойдут к выходу, где был обвал – в деревню Агили, ведь никто не сомневался, что загрязнение снова вина шамана! Прожив много лет в пещере, Нил знал все её ходы на ощупь и без труда провёл Яна и Агилю.  Выйдя на свет, молодые люди увидели отца: он оказался высоким, исхудавшим седым мужчиной, но с добрым молодым лицом, и изумрудными глазами, смотрящими в никуда…  В деревню они пришли под видом странников и разузнали всё о нынешнем положении дел. Им рассказали, что Фатима, бабушка Агили, умерла ещё год назад, а Нона, мать Агили, вышла за шамана и, по слухам поит его чем-то дурманящим, стремясь править деревней сама. Это она приказала восстановить жертвы…  Узнав всё это Агиля и Нил решают открыться жителям деревни: они открывают свои лица – Агилю сразу узнают, а Нила, лишь присмотревшись. Нил рассказывает жителям деревни о том, как с ним поступили Нона и шаман, после чего, на тайном ночном   собрании,  община решает изгнать Нону и шамана из деревни. На рассвете, люди деревни, вместе с Нилом, Агилей и Яном приходят к Ноне и шаману. Увидев Нила, Нона сразу всё понимает – ей и Икиму приходится уйти…  Жертвы прекращаются, а люди деревни узнают о народе Хранителей и пещере.

Со временем народ Нелиев и народ гор объединяются, их правителем становится Нилос – он прекрасно правит, благодаря своей прозорливости. Пещера становится его дворцом, ведь она стоит в «сердце розы ветров» на пути между народом гор и дол (Нелиев). Трон Нилоса возвышается посреди озера, у которого он раньше жил в пещере. Пещерные белые слепые волки охраняют его, а косточки, что Нил плевал из водорослей, оказались зелёными изумрудами – точь в точь такими, как  его глаза, очень ценными. Их добыча из водорослей пещеры составила немалую часть бюджета объединённой страны гор и дол – Нелиины, так её стали называть. Нона и шаман, больше не возвращались в бассейн реки. Агиля и Ян стали старшими Хранителями, как когда-то был их отец. Теперь весь народ, от истинного истока до низовий заботился о реке, и вода больше не мутнела… 



                Конец