Издержки потребительского общества

Олег Басин
            Нас всегда учили, что человек — это творец. В этом бесспорном мнении сходились даже самые полярные друг другу философии. Теперь мы оказались в условиях, где царит философия новой формации, утверждающая, что человек — это потребитель.

            Так сложилось, что из антипотребительского общества мы прямиком оказались в потребительском, поэтому в нас борются два начала, ни одно из которых не следовало бы абсолютизировать. Но попытки абсолютизации всегда были, есть и будут. Вопрос в том, как нам самим удержаться от неё в ту или другую сторону, как не допустить произвести её в нашем сознании за нас, помимо нашей воли.

            Творческое отношение к вещам отнюдь не способствует объёму продаж. Лучший способ добиться этого — формирование зависимости. Она же (зависимость) сама зависит от двух основных факторов: от интенсивности подачи и состояния сознания. Действительно, можно ли насильственно обратить кого бы то ни было в какую бы то ни было веру? Закон это запрещает, но… но ведь есть и другие средства, средства, которые не могут быть учтены законом, потому что все они — капли, а закону нужен чёткий и определённый предмет рассмотрения. Давайте попробуем определить этот предмет.

            Потребительские свойства личности связаны с нижними уровнями нашего сознания, тогда как творческие — с высокими. Разница между различными уровнями нашего сознания не только в сложности тех процедур, которые на них происходят, но и в масштабах времени, которое требуется на их выполнение. Подготовка человека-потребителя возможна путём вполне законного на данный момент средства воздействия на сознание. Этого можно достигать, просто не давая достаточного промежутка времени для концентрации внимания на высоких уровнях на высоких функциях ума. Их зависимость от длительных промежутков времени, увы, делает их беззащитными перед пресекающими вторжениями. Чтобы вы не смогли ничего творчески проанализировать вас надо просто поместить в среду, где картинки и экспозиции сменяют друг друга через достаточно короткие интервалы, не позволяющие достигать завершения вашим внутренним процессам. Нельзя думать, что только двадцать пятый кадр нам может что-либо безоговорочно внушить. Разрушение творческого личностного сосредоточения путём ускорения переключения внимания — это не менее действенный метод, но в отличие от двадцать пятого кадра, он не учтён никаким законом, и поэтому может использоваться повсеместно.

            Этим путём разрушается философское отношение к жизни, а там, где оно отступает, занимает место суета. Так творческое философское сознание постепенно превращается в суетливое. Это означает, что какие-то жизненные проблемы, требующие именно философского подхода к жизни, мы уже не в силах будем осуществлять, а решать их только формалистично, как только и позволяет нам суетливое сознание. Подумать только, всего лишь сокращение промежутков времени спокойного сосредоточения внимания, и человек — уже раб, раб, страдающий зависимостью от заполнения сознания суетливой информацией. К таким необратимым изменениям сознания приводят, конечно, только систематические воздействия на него. Но ведь мы и находимся в условиях систематического воздействия. Смотрим ли мы телевизор, идём ли по улице, едем ли в транспорте — ваше внимание будет мелко узурпировано с интервалами от одной до нескольких минут. Оно будет узурпировано, постоянными сообщениями, вручениями, нарочито вежливыми обращениями. Вы бросили задумчивый взгляд на прилавок — «что вам показать?»; идёте по улице — на каждом углу: «возьмите листовку»; спускаетесь на эскалаторе — попутно прослушаете несколько сообщений.

            Выбивание сознания с высоких уровней также достигается и систематическим воздействием музыкой с примитивным ритмом. Настройка сознания на мыслительный покой возможна только на фоне достаточно сложных и продолжительных музыкальных фраз, а также достаточных пауз. Беспаузная музыка с примитивным ритмом — ещё одно сильное повсеместное и систематическое воздействие на сознание, активно применяющееся в последнее время. Это тоже средство, кажущееся безобидным, но на деле при систематическом воздействии (а оно систематическое практически везде) оно тоже приводит к разрушению высоких личностных уровней, трансформируя личность в примитивное потребительское состояние.

            Следующей форме воздействия, трансформирующего личность, мы подвергаемся через взгляд. Любое радикальное решение своих личностных проблем мы производим внутри себя путём самоуглубления. В этих процедурах на самом деле мы не совсем самостоятельны. Несложно заметить, что в такие моменты нам необходимо созерцание. Например, возможность смотреть в окно. Так, проезжая в транспорте, мы порой недооценивали, когда у нас была такая возможность. Покой нашего взгляда, погружение в свой собственный внутренний мир через удовлетворения взгляда окружающими картинами — это абсолютное и непременное условие восстановления нашего внутреннего мира. Транспортные салоны, если вы обратите внимание, как раз по своему дизайну и способствовали нормальному беспрепятственному и комфортному обзору. Это было поймано интуитивно проектировщиками и дизайнерами на уровне ощущения комфорта. Сейчас, если вы заметили, на уровне нашего взгляда и возможного обзора всё заклеено рекламой. Теперь вы вынуждены применять немалые дополнительные усилия, чтобы рассмотреть естественную действительность, будучи лишёнными прямого взгляда на неё.

            Итак, здесь приведены к рассмотрению три, казалось бы, безобидных формы воздействия на сознания, лишающие их на самом деле высокого творческого сосредоточения, перед которыми на данный момент абсолютно бессилен закон, а мы бессильны перед ними. Дело даже не только в том, что мы теряем творчество, хотя это тоже немаловажно, но и в том, что становится невозможной нормализация своей психики, своего внутреннего мира через погружения в него. Внутреннему миру необходима систематическая профилактическая реставрация, совершаемая путём таких погружений. Психическая катастрофа неминуема при несоблюдении вышеозначенных условий.

            Однако, совершенно невозможно сказать, стихийно ли сформировались такие способы воздействия на сознание по причине демократической вседозволенности, или здесь присутствует чья-то разумная воля, проводящая в жизнь определённую программу. Ясно, пожалуй, только одно — это разрушение верхних уровней сознания устраивает власть, так как экология сознания населения не предусматривается.