На трёх слонах или китах стоит плоская земля?

Николай Шошунов
Как плоская истёртая монета,
На трёх китах покоилась планета.
И жгли учёных-умников в кострах -
Тех, что твердили: "Дело не в китах".

Н.Олев

Фрейд. Кто вам наговорил этих глупостей?
Дора. Все говорят об этом.
Фрейд. А если все будут говорить, что земля - страусиное яйцо, тоже поверите?

Ж.-П.Ш.Э.Сартр

Такая вот забавная песенка про трёх китов на музыку М.Дунаевского звучит в кинофильме "Трест, который лопнул" в исполнении П.Смеяна и Н.Караченцова. К сожалению, автор слов Н.Олев не указал, кто и в какие времена творил столь немилосердную расправу над передовыми учёными. Но догадаться несложно, а непонятливым подскажут. Мне, например, подсказал в интернетной дискуссии один воинствующий атеист. Дескать, жгли учёных в средние века инквизиторы, поскольку де представление о плоской земле на трёх китах - один из главных церковных канонов, основанных на Священном Писании, отрицание коего Церковь считала ересью. Прошу прощения у читателей, что не могу процитировать моего оппонента дословно: передаю его реплику с купюрами - без оригинальных грамматических ошибок, хамских обращений и полуматерных выражений. Но действительно, только невежды типа меня могут не знать, что в древности люди так себе Землю и представляли - плоской, как блин, и стоящей не то на трёх слонах, не то на трёх китах.

Как можно не знать того, чему учат уже в начальной школе?! Вот берём, к примеру, пособие для учителей общеобразовательных учреждений: М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова, Е.В.Мартинкова, Ю.В.Саркисян "Уроки по окружающему миру. 2 класс". Выпущено в 2007 году московским издательством "Просвещение" в сериях "Академический школьный учебник" и "Перспектива". На 4-м уроке учитель должен детям внушить: "Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трёх китах или трёх слонах и прикрытой куполом неба... Над учёными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь. Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб... Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернан Магеллан... Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин".

Вот и известный новохронолог академик Фоменко в интервью газете "Вузовский вестник" (№ 13 (85) от 1-15 июля 2009 года) поведал: "И еще яркий пример: когда-то все «знали», что Земля плоская. Были защищены авторитетные диссертации на эту тему. Потом стало понятно, что все не так. Люди совершили кругосветные путешествия, Земля оказалась круглой. Тоже был большой шок, большой слом сознания. То же самое будет с историей. Может быть, все-таки скоро". К мнению академика надо прислушиваться: раз он говорит, что до завершения экспедиции Фернана Магеллана, корабли которого поплыли в одну сторону и неожиданно для себя приплыли с обратной стороны туда же, то есть вплоть до 6 сентября 1522 года о шарообразности Земли никто и не подозревал - значит, так оно и было.

Да и сами верующие порой готовы согласиться с атеистами и академиками. Вот на сайте "Православие и мир" (www.pravmir.ru) читаю: "И многое из того, что мы читаем об окружающем мире, можно воспринимать как подобное поэтическое описание: Земля в Библии описана как плоскость, стоящая на неких основаниях, накрытая куполом неба и т.д. Люди той поры, когда создавалась Библия, примерно так и представляли себе мироздание, сегодня мы знаем, что на буквальном уровне это неверно - но мы вполне можем принять эти описания как метафоры, ведь Библия повествует не о форме планеты Земля, а о ее Создателе и Его замысле". Правда, автор не указал, в каком месте Библии можно посмеяться над этим курьёзом, хотя дальше в тексте он много раз старательно указывает книгу, главу и стих очередного библейского пассажа.

Но, видимо, очень немногие атеисты, академики и богословы знают о том, что уже в 3-м веке до н.э. древнегреческий учёный Эратосфен Киренский (ок. 276-194 до н.э.) не только твёрдо знал, что Земля - шар, но и сумел измерить радиус Земли, получив величину (в переводе из стадий в километры) 6311 км - с ошибкой не более 1 процента! Он же заложил основы математической географии и научной хронологии, определил наклон эклиптики, составил каталог 675 неподвижных звёзд; ему же мы обязаны тем, что каждый четвёртый год добавляем к февралю "лишний" 29-й день. Может, всё-таки не стоит считать древних людей такими уж недоумками? Чтобы понять, что Земля круглая, им требовалось всего лишь понаблюдать за линией горизонта да немного покумекать мозгами. А уж наблюдения движений небесных тел давали им неопровержимые доказательства этого факта. Интересно, смог бы сейчас академик Фоменко догадаться, каким способом Эратосфен провёл свои уникальные измерения?

Клеомед и Страбон, ссылаясь на не дошедшие до нас работы Эратосфена "Оценка земли" и "География", описывают этот способ измерения. Эратосфен проводил одновременные измерения длин теней, отбрасываемых предметами в двух различных частях Египта. Зная расстояние между этими двумя предметами, он определил угол между двумя их тенями. Затем, имея в виду, что полный угловой размер окружности Земли равен четырём прямым углам (360 градусов), он вычислил, какой у Земли должен быть радиус. Ещё при жизни Эратосфена эта его методика стала использоваться для построения географических карт с "разлиновкой" сферической земной поверхности меридианами и параллелями. Интересно, куда приплыли бы Колумб и Магеллан без таких карт? Исходя из определённого им же наклона эклиптики, Эратосфен первым разбил Землю на пять климатических зон - средний тропический пояс, две полярные зоны и две полосы умеренного климата. Мало кто знает, что и сам термин "география" был впервые использован также Эратосфеном.

Но почему же Эратосфен так был уверен в шарообразности Земли? Потому что ещё за сто лет до него Аристотель (384-322 до н.э.) привёл три классических доказательства этого факта. Во-первых, при лунных затмениях край тени, отбрасываемой Землёй на Луну, всегда является дугой окружности, а единственное тело, способно давать такую тень при любом положении и направлении источника света, есть шар. Во-вторых, корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы "тонут", исчезая за линией гризонта. И, в-третьих, некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда. Но и Аристотель не был первооткрывателем шарообразности Земли, а только лишь привёл неопровержимые доказательства факта, о котором было известно ещё Пифагору Самосскому (ок. 560-480 до н.э.). Сам же Пифагор, возможно, опирался на свидетельства не учёного, а простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.

Но то учёные. А Церковь, как известно, всегда была против науки, цепляясь за свои замшелые догмы, основанные на Священном Писании. Интересно, как к этим библейским байкам про плоский блин на трёх китах отнёсся бы сам Эратосфен? Ну, вообще говоря, из истории нам известно, как он к ним отнёсся. Впервые перевод Моисеева Пятикнижия с еврейского на греческий (т.н. перевод Септуагинты) был сделан в 3-м веке до нашей эры специально для Александрийской библиотеки. Как раз тогда, когда этой библиотекой заведовал... Эратосфен Киренский! Эратосфен заведовал этой библиотекой с 225 по 194 годы до н.э., а первое сообщение о завершении перевода Септуагинты встречается в «Послании Аристея», написанном около 200 года до н.э. греком, служившим при египетском дворе Птолемея II Филадельфа. Видимо, великий древнегреческий учёный, в отличие от иных нынешних академиков, всё же не считал Завет евреев глупыми сказками.

Тут стоит кое-что сказать и о церковных догматах и канонах. В православии догматов не так много - Символ веры плюс несколько догматических определений Вселенских соборов. Текст всех этих догматов умещается на одной-двух страницах. В самих догматах о форме и положении планеты Земля нет абсолютно ничего. В Символе веры слово "земля" упоминается лишь в том смысле, что Бог является Творцом неба и земли. При этом по святоотеческому толкованию под "небом" понимается духовный мир, а под "землёй" - мир материальный. Для воцерковлённых православных людей эти догматы считаются обязательными и не подлежащими сомнению. Но о предметах, выходящих за рамки этих догматов, православный верующий может рассуждать вполне свободно - в том числе толковать те или иные фрагменты Священного Писания, принимать или отвергать те или иные научные гипотезы, теории и доктрины.

На признаваемых в православии семи Вселенских соборах были осуждены некоторые ереси - арианская, несторианская, македонийская, иконоборческая и т.п. Католическая церковь признает в качестве вселенских ещё 14 соборов, на которых также осуждались некоторые церковные ереси. В православных поместных церквях проходили разные поместные и архиерейские соборы, но они по православным понятиям не были полномочны осуждать что-либо как ереси. Про форму и положение Земли в осуждающих ереси постановлениях всех этих соборов нет абсолютно ничего.

Если же взять святоотеческую литературу, то она настолько обширна, что осилить её одному человеку просто невозможно. Но из того, что я читал, вспоминается только резкое возражение Блаженного Августина (354-430) в книге "О Граде Божьем" тем, кто уверенно рассуждает об антиподах - жителях обратного полушария Земли, не имея к тому никаких доказательств. Антиподы, как мы знаем, в конце концов были обнаружены Колумбом - но только через тысячу лет после Августина.

Ну а конкретно церковные каноны в православии - это несколько сотен правил, регулирующих исключительно внутреннюю жизнь Церкви и на регламентацию формы и положения Земли отнюдь не претендующих. Это - Правила Святых Апостолов, Правила Вселенских Соборов, Правила Поместных Соборов, Правила Святых Отцов. Канонами в православии также называются некоторые церковные сочинения и песнопения - но и они совсем из другой области.

В католичестве есть также каноническое право, основанное на составленном в 12 веке декрете Грациана, дополненное некоторыми папскими декреталиями и сведённое в 1580 году в Корпус канонического права. Печально известное решение об осуждении гелиоцентрической системы, утверждённое в 1616 году папой Павлом 5-м и в 1758 году по существу отменённое папой Бенедиктом 14-м, в каноническое право не входило да и касалось несколько другой научной проблемы. Да, был в истории католической церкви такой период, когда сторонников гелиоцентрической системы преследовали. Помнится, нам в школе ещё говорили, что церковь (без уточнения, какая именно) защищала геоцентрическую систему Клавдия Птолемея (умалчивая, что у Птолемея Земля была однозначно шаром). Чтобы преследовали сторонников шарообразности Земли - ну не было такого даже у католиков.

Но исходный вопрос всё же остаётся: действительно ли в Библии написано, что Земля плоская и стоит на трёх слонах/китах, накрытая куполом неба? А если такого в Библии нет, то что же всё-таки там написано про астрономию вообще и про форму Земли в частности? Давайте почитаем Библию.

Первым делом мы обнаружим, что в Библии вообще нет слова "купол". Но это и понятно: ведь древнееврейские строения, в том числе и храмовые, не имели куполов - потому и слова такого не было. Намного труднее понять, почему в Библии, этой огромной книге, слова "плоский" и "плоскость" не встречаются ни разу. Ну вот нет там таких слов - и всё тут! Далее, слово "слон" мы найдём 24 раза - в трёх книгах Маккавеев. При этом повсеместно имеются в виду боевые слоны, использовавшиеся в древних войнах в качестве ударной силы типа нынешних танков. А слово "кит" в Библии присутствует 6 раз, в том числе 3 раза в книге пророка Ионы. При этом 5 раз слово "кит" используется в контексте того эпизода, когда Иона был проглочен китом и 3 дня провёл у него в чреве. И 1 раз говорится про самых обычных китов, плавающих в морях и океанах. Ну вот и всё. Слов о том, что Земля плоская, стоит на трёх слонах/китах и накрыта куполом неба, в Библии просто-напросто нет.

Но, если слов "плоскость" и "плоский" в Библии нет совсем, то слова "круг" и "круглый" встречаются там десятки раз. "Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или ЗВЁЗДНЫЙ КРУГ, или бурную воду, или небесные светила" (Прем 13:1-2). Речь, разумеется, идёт о языческих религиях. И здесь мы видим словосочетание "звёздный круг" - то есть автор текста понимал, что звёзды не просто находятся вверху над нами, а окружают Землю как бы в виде внешней сферы. Отсюда логично было бы предположить, что и всё небо над нами - не плоский потолок, а сферически симметричная структура. И действительно, в четырёх местах Библии мы находим словосочетания "круг неба" и "небесный круг".

"Велика земля и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит КРУГ НЕБА и опять возвращается на свое место" (2 Езд 4:34). "Облака - завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по НЕБЕСНОМУ КРУГУ" (Иов 22:14). "Глас грома Твоего в КРУГЕ НЕБЕСНОМ; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась" (Пс 76:19). "В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: "я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой - в столпе облачном; я одна обошла КРУГ НЕБЕСНЫЙ и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успокоения, и в чьем наследии водвориться мне" (Сир 24:2-7). Ну, если есть звёздный круг и небесный круг, то недалеко, видимо, и до круга земного - то есть до прямого утверждения о том, что Земля круглая. Встречаются ли в Библии словосочетания "земной круг" или "круг земли"? Да, встречаются - и целых 6 раз!

"Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на ЗЕМНОМ КРУГУ Его, и радость моя была с сынами человеческими" (Притч 8:27-31). "Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над КРУГОМ ЗЕМЛИ, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья" (Ис 40:22). "Ты из всего КРУГА ЗЕМНОГО избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию; Ты из всех пучин морских наполнил для Себя один источник, а из всех построенных городов освятил для Себя один Сион" (3 Езд 5:24-25). "И сказал Он мне: от начала творения КРУГА ЗЕМНОГО и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; прежде нежели показались прекрасные цветы, прежде нежели утвердились силы подвижные, и прежде нежели собрались бесчисленные воинства Ангелов; прежде нежели поднялись высоты воздушные, прежде нежели определились меры твердей, прежде нежели возгорелись огни на Сионе; прежде нежели исследованы были лета, и отделены те, которые грешат ныне, и запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище: тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного" (3 Езд 6:1-6). "Вот, Я наведу, говорит Господь, на КРУГ ЗЕМНОЙ бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу за то, что нечестие людей осквернило всю землю, и пагубные дела их переполнились" (3 Езд 15:5-6). "На КРУГ ЗЕМНОЙ пришли уже бедствия, и вы пребудете в них. Бог не избавит вас, потому что вы согрешили против Него" (3 Езд 15:27).

Но, может быть, выражения "круг земли" и "земной круг" не следует понимать как утверждения о шарообразной форме Земли? Может быть, авторы Библии имели в виду, что Земля хотя и круглая, но она не шар, а диск? Слово "диск" в Библии употреблено один-единственный раз - как название спортивного метательного снаряда у греков: "Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого ДИСКА" (2 Мак 4:13-14). Ни Земля, ни что-либо другое по своей форме нигде в Библии диску не уподоблены. Слов "сфера" и "сферический" в Библии нет вообще, а слово "шар" там присутствует в одном-единственном числе. Сейчас я процитирую 32-й стих 11-й главы 3-й книги Ездры - а ты, читатель, ухватись покрепче за стул! Итак: "Эта голова устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением, и удерживала власть на ЗЕМНОМ ШАРЕ более всех крыльев, которые были" (3 Езд 11:32).

Тут, как говорится, без комментариев - хотя кое-что прокомментируем. 3-я книга Ездры у христиан считается второканонической, католики почитают её столь же богодухновенной, как и основные книги Ветхого Завета, а православные - по крайней мере назидательной и полезной. Написана была эта книга около 97 года нашей эры, предположительно, на греческом языке, но с обилием гебраизмов, то есть слов с еврейской основой. Эта и другие особенности текста позволяют предположить, что оригинал был написан всё же по-еврейски. А если так, то переводчик с еврейского на греческий без тени сомнения недрогнувшей рукой написал "земной шар" - за полторы тысячи лет до Магеллана. И всё же сомнения остаются: и книга неканоническая, и написана поздно, и перевод непонятно с какого языка на какой, да и словосочетание "земной шар" тут одно-единственное во всей Библии.

Может быть, автор 3-й книги Ездры, живя в более позднее время и уже будучи знаком с научными взглядами, взял да и написал "земной шар", а не "земной круг" - чтобы не быть осмеянным? А все другие авторы Библии писали "круг земли" и "земной круг", имея в виду именно плоский диск? Нет, не получается так. Выше мы уже цитировали фрагменты Библии, где упоминаются "круг земли" и "земной круг". Так вот: из шести приведённых цитат четыре взяты из той же 3-й книги Ездры! Автор этой книги, говоря о форме Земли, употреблял определения "круг" и "шар" как эквивалентные. Не мог же один и тот же автор в одной и той же книге в одних местах писать, что Земля диск, а в другом месте написать, что она шар, а возможный переводчик - один к одному сохранить эти слова. Почему же он считал, что в данном случае круг - это то же, что и шар? Да потому же, почему и сейчас вполне образованные люди говорят, что земля круглая (см. выше цитату из академика Фоменко), подразумевая, что она шарообразная, и никак не имея в виду, что она плоская.

Но 3-я книга Ездры - это всё же конец 1-го века нашей эры (правда, когда эта книга уже была написана, создатель общеизвестной геоцентрической системы мира Клавдий Птолемей был ещё 10-летним мальчиком). А как же быть с двумя оставшимися цитатами с "земным кругом" и "кругом земли"? Ведь притчи Соломона и пророчества Исайи - это 8-й век до нашей эры, то есть ещё до Пифагора. Может, эти два уважаемых человека всё же считали Землю плоским кругом? Вот ведь и Соломон написал про некую проведённую Богом по лицу бездны "круговую черту", и у Исайи Бог восседает "над кругом земли". Разве эти смутные уточнения не свидетельствуют косвенно о круглой, но плоской земле?

Но давайте обратимся к пяти предыдущим приведённым цитатам - где упоминаются "звёздный круг", "круг неба" и "небесный круг". Что тут авторы могли называть кругом? Нет, никак не плоский диск. Уж что небосвод, то есть воображаемая поверхность, по которой видимым образом как бы передвигаются звёзды, Солнце, Луна и планеты, есть поверхность сферическая - это даже в древности было ясно всем. Если небо есть плоский потолок, то невозможно представить, как же это Солнце восходит и заходит, летом поднимается выше, чем зимой и т.п. И тем не менее, авторы и здесь повсеместно употребляли слово "круг", имея в виду - что? Может, всё-таки не небесную сферу, а ограничивающую видимое небо круговую линию горизонта, ту самую "круговую черту" у Соломона ("Черту провёл над поверхностью воды, до границ света со тьмою" Иов 26:10)? Нет, даже в этих текстах Солнце ходит не по линии горизонта, гром гремит и молнии сверкают не по этой линии. Кругом здесь всё же названа сфера.

Соблазнительно было бы сопоставить книгу Премудрости Соломона со "звёздным кругом" и книгу Притчей Соломона с "земным кругом": вроде бы один и тот же автор использует слово "круг" для обозначения как звёздной сферы, так и формы Земли. Однако второканоническая книга Премудрости Соломона была написана спустя несколько веков после царя Соломона и, похоже, изначально написана по-гречески. 2-я книга Ездры - также второканоническая, написана она была не ранее 467 года до н.э., но и не позднее 1 века н.э. Также второканоническая книга Премудрости Иисуса сына Сирахова была написана предположительно около 290 года до н.э. и переведена с еврейского на греческий внуком автора около 230 года до н.э. Из текста книги видно, что автор был высокообразованным человеком, обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей. Итак, указанные три книги второканонические. Чисто хронологически авторы этих книг не могли знать о системе Птолемея и, может быть, что-то знали об измерениях Эратосфена и доказательствах Аристотеля. Но в любом случае они употребляли по отношению к небу слово "круг", прекрасно зная о сферичности неба.

Каноническая книга Псалмов традиционно приписывается царю Давиду (ок. 1005-965 до н.э.), но на самом деле книга эта складывалась в течение многих столетий, и авторами отдельных псалмов могли быть люди, жившие как намного позже, так и намного раньше Давида. Но 76-й псалом с упоминаемым в нём "кругом небесным" принадлежит, как прямо указано в первом же стихе, Асафу - главному псалмопевцу Давида (1 Пар 16:5). Каноническая книга Иова по языку, стилю и описываемым событиям - похоже, древнейшая в Библии, она написана явно в домоисеевскую эпоху, то есть ранее 13 века до н.э. Иов, живший в земле Уц - не автор, а герой этой книги, а земля Уц, судя по описанию - Египет, то есть описываемые события относятся ко времени пребывания евреев в Египте. И вот столь древние авторы задолго до Пифагора также называли небо кругом, имея в виду несомненно сферу.

Каноническая книга притчей Соломоновых сочинялась не только царём Соломоном (965-928 до н.э.), но и более поздними авторами - Агуром и Лемуилом, её написание было завершено около 717 года до н.э. Процитированная 8-я глава этой книги - восторженный гимн премудрости и разуму, речь там ведётся от первого лица самой премудрости: это она, премудрость, веселилась на "земном кругу". Поскольку Бог даровал Соломону именно мудрость и знание (2 Пар 1:10—12; 3 Цар 3:12, 4:30,31, 10:23-24), можно наверняка предположить, что 8-я глава книги Притчей написана самим Соломоном. Но ведь Соломон - сын, соправитель и преемник царя Давида! То есть асафовский "круг небесный" и соломоновский "земной круг" - то и другое было написано в одно и то же время двумя людьми, по всей видимости, близко общавшимися друг с другом. Получается, что в то время (совсем как и сейчас у нас!) слово "круг" использовалось для обозначения небесной сферы, но без проблем переносилось и на форму Земли, и ни у кого это не вызывало недоразумений.

Каноническая книга Исайи традиционно связывается с ветхозаветным пророком Исайей, деятельность которого приходится на 733-701 годы до н.э., то есть на время завершения написания книги притчей Соломона. Однако современная библеистика делит эту книгу на три раздела, написанные разными авторами. Главы 1-39, по-видимому, содержат обличительные речи самого пророка. Автора глав 40-55 условно называют Второ-Исайей, время его жизни относят на середину 6 века до н.э. А автор глав 56-66 Третье-Исайя жил, вероятно, в середине 5 века до н.э. Таким образом, 40-я глава книги с "кругом земли" написана Второ-Исайей тогда, когда 10-летним мальчиком был Пифагор.

Для очистки совести нам осталось ещё выяснить, какие еврейские слова стоят в оригиналах библейских текстов, на которые мы ссылались выше. Ограничимся анализом ссылок на канонические ветхозаветные книги. "Небесный круг" в Иов 22:14 - "шамайим хвин", где шамайим - небеса, небо, а хвин - слово, равным образом обозначающее окружность, круг, сферу и шар. "Круг небесный" в Пс 76:19 - одно слово "галигал", имеющее значение "круг" с атрибутом "вращение" и обозначающее также колесо и вихрь; очевидно, здесь имеется в виду видимое суточное вращение небесной сферы. "Круговая черта" в Притч 8:27 - одно уже рассмотренное слово "хвин". "Земной круг" в Притч 8:31 - "аэрэц тэбэл", где аэрэц - земля как территория, а тэбэл - земной шар, мир, вселенная. "Круг земли" в Ис 40:22 - "хвин аэрэц", читатель уже сам может разобраться. Тонкости перевода здесь позволяют кое-что уточнить, но принципиального значения не имеют.

Итак, что же все эти авторы Библии имели в виду, называя землю круглой - плоский диск или сферический шар? Ведь всё равно, скажут нам, с точки зрения строгой геометрии окружность - это плоская линия постоянной кривизны, круг - ограниченная окружностью часть плоскости, сфера - поверхность постоянной кривизны, шар - ограниченное сферой объёмное тело. Ну и что? Окружность - круглая, круг - круглый, сфера - круглая, шар - круглый. А разве нет? Можно ли сказать, что сфера или шар круглые? Конечно, можно. А сказать, что диск сферический или шарообразный? Вот то-то и оно.

Итак, теперь мы твёрдо установили: в Библии чётко написано, что Земля - шар.

А как же быть со слонами/китами? Может быть, в Библии всё же написано, что Земля на чём-то или на ком-то стоит - пусть и не на слонах/китах? Иногда в доказательство того, что согласно Библии Земля всё же на чём-то стоит, приводят фрагмент из книги пророка Исайи. Я и сам этот фрагмент выше уже привёл, но не поленюсь процитировать ещё раз. "Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья". (Ис 40:21-22) Давайте не будем заморачиваться на сравнении небес с шатром для жилья из тонкой ткани - это именно и не более чем сравнение, то есть чисто художественный приём. Пророк Исайя здесь специально употребляет слово "как": "Он распростер небеса, КАК тонкую ткань, и раскинул их, КАК шатер для жилья".

Обратим внимание на другое - на словосочетание "основания земли". Так что, Земля и в самом деле находится на неких основаниях? Вообще-то слово "основание" - очень многозначное, а в данном случае его никак нельзя понимать в архитектурно-техническом смысле - как некие подпорки, столбы, сваи, на которых якобы стоит Земля. Ведь что написано у пророка Исайи? "Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?" Но что такого можно уразуметь из столбов-свай? Совершенно очевидно, что речь идёт не о столбах-сваях, а о Божьем замысле, положенном в основу Его творения, о Божественных законах материального мира. Напомним, что согласно святоотеческому толкованию землёй в Священном Писании часто называется не планета Земля, а весь материальный мир. Из Божьего замысла и Божественных законов действительно можно уразуметь многое.

В том же смысле употребляет это словосочетание и пророк Иеремия: "Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь" (Иер 31:37). Зачем, спрашивается, исследовать столбы-сваи-подпорки? А вот исследовать Божественные законы, лежащие в основе материального мира - можно и нужно. Этим, собственно, и занимаются учёные, называющие эти "основания земли" законами природы или физическими законами. Правда, учёные в рамках своей науки не могут ответить, кто эти законы установил.

Вообще же словосочетание "основания земли" встречается в Библии ещё несколько раз: 1 Цар 2:8; Иов 38:4, 6; Притч 8:29; Сир 10:19; 3 Езд 6:15, 15:23, 16:15. Иногда говорится о том, как основания земли "трясутся" или "колеблются" (Пс 81:5; Сир 16:19; Ис 24:18; 3 Езд 16:12, . Речь, очевидно, идёт о землетрясениях, действительно вызываемых колебаниями глубин, "оснований" земли.  Поэтому во всех этих случаях это словосочетание следует понимать либо в смысле общих физических законов, либо в смысле нижележащих слоёв земной коры.

В Библии также встречаются такие употребления слова "основания", которые ну очень трудно или никак нельзя понять в смысле подпорок: "основания небес" (2 Цар 22:8), "основания вселенной" (2 Цар 22:16; Пс 17:16), "основание бездны" (3 Езд 4:7), "основания рая" (3 Езд 6:2), "основание учения" (Лк 1:4), "основания мира" (Ин 17:24), "основание Божие" (2 Тим 2:14). А в книге Псалмов встречаем: "Правосудие и правота - основание престола Твоего" (Пс 88:15), "правда и суд - основание престола Его" (Пс 96:2), "Основание слова Твоего истинно" (Пс 118:160).

Но есть в Библии и столпы. Многократно упоминаются "столп облачный" и "столп огненный", в которых шёл Бог, указывая евреям путь из Египта, и которые, разумеется, ничего не подпирали. В книге Иова мы читаем "Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его" (Иов 26:11), а в книге Псалмов - "Когда изберу время, Я произведу суд по правде. Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её" (Пс 74:3-4). Но кому из разумных толкователей Библии придёт в голову, что Божий суд по правде будет заключаться в том, что Бог займётся капремонтом держащих землю столбов-свай? Один из отцов Церкви Василий Великий (ок. 330-379) прямо писал: "Но если слышишь иногда в псалмах: Я утвержу столпы ее (Пс 74:4), то разумей, что столпами названа сила, поддерживающая землю".

Итак, основания и столпы земли - в каком смысле это понимать, в прямом или переносном? Окончательный ответ на вопрос, на чём же Бог поставил Землю, даёт нам стих седьмой двадцать шестой главы книги Иова: "Он распростер север НАД ПУСТОТОЮ, ПОВЕСИЛ ЗЕМЛЮ НИ НА ЧЁМ" (Иов 26:7). В древнейшей книге Библии однозначно утверждается, что Земля находится над пустотою и висит ни на чём, то есть не поддерживается ни сверху, ни снизу в безопорном и бесподвесном пустом пространстве.

Иногда указывают на то, что в Библии у земли и неба есть края. Да, такие фрагменты имеются, и их немало. Например, во Второзаконии: "Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?" (Втор 4:32); "богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого" (Втор 13:7); "Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли" (Втор 28:49); "И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли" (Втор 28:64). Кроме того: 1 Езд 9:11; Иудифь 11:21; Иов 37:3, 38:13; Пс 45:10, 134:7; Сир 44:23; Ис 5:26, 13:5, 24:16, 41:9; Иер 6:22, 10:13, 12:12, 16:19, 25:32, 31:8, 50:41, 51:16; Иез 7:2, Дан 4:8, 4:19; Мих 5:4; 3 Езд 2:31; Мк 13:27; Деян 1:8, 13:47.

При этом оппоненты почему-то забывают, что и в русском языке слова "край" и "земля" имеют также значения "страна", "область", а "край" означает также "граница региона". Так, в книге Иезекииля читаем: "И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, [скажи]: так говорит Господь Бог; земле Израилевой конец, - конец пришел на четыре края земли" (Иез 7:1-2). О каких четырёх краях земли говорит Иезекииль? Разумеется, о четырёх границах земли Израилевой! Иезекииль далее объясняет, где должны проходить эти границы: "Так говорит Господь Бог: вот распределение, по которому вы должны разделить землю в наследие двенадцати коленам Израилевым: Иосифу два удела. И наследуйте ее, как один, так и другой; так как Я, подняв руку Мою, клялся отдать ее отцам вашим, то и будет земля сия наследием вашим. И вот предел земли: на северном конце, начиная от великого моря, через Хетлон, по дороге в Цедад, Емаф, Берот, Сивраим, находящийся между Дамасскою и Емафскою областями Гацар-Тихон, который на границе Аврана. И будет граница от моря до Гацар-Енон, граница с Дамаском, и далее на севере область Емаф; и вот северный край. Черту восточного края ведите между Авраном и Дамаском, между Галаадом и землею Израильскою, по Иордану, от северного края до восточного моря; это восточный край. А южный край с полуденной стороны от Тамары до вод пререкания при Кадисе, и по течению потока до великого моря; это полуденный край на юге. Западный же предел - великое море, от южной границы до места против Емафа; это западный край. И разделите себе землю сию на уделы по коленам Израилевым" (Иез 47:13-21). Так что края земли в Библии - это вовсе не кромки плоского диска или прямоугольника, с которых можно свалиться.

Остаётся только удивляться тому, что авторы Библии, которые не были учёными-астрономами и сочиняли не научные труды, а поэтические, вообще говоря, произведения, писали о форме и положении Земли вскользь - так, как будто шарообразность Земли и отсутствие опоры для неё в пустом пространстве были для них естественными и понятными фактами. В Библии нет никаких намёков на рассмотрение каких-либо иных гипотез на этот счёт. Что тут - высочайшая образованность израильского народа в древности или же действительное воздействие Святого Духа? Подумай, читатель.

А откуда же взялось это дурацкое представление о плоской Земле на трёх слонах/китах? Может быть, атеисты нам ответят? А? Молчат. Попробуем тогда сами.

Выше, рассматривая древнегреческие концепции шарообразной Земли, мы углубились в 6-й век до нашей эры и упёрлись в Пифагора. Пифагор очень многим известен своей знаменитой теоремой, о которой, впрочем, вавилоняне знали за тысячу лет до него. О пифагоровой системе мира, где Земля шарообразная, знают немногие. А о Пифагоре, как основоположнике идеалистического направления греческой философии и основателе религиозного союза, не знает почти никто. Представители этого союза видели основу мира в его божественной природе и математической гармонии, учили о душе и её бессмертии, о посмертном воздаянии и искуплении грехов, при этом смея ещё нагло заявлять о единении науки и религии. То есть пифагорейцы со своей шарообразной Землёй были тем самым, что один из моих интернет-оппонентов назвал "кучкой малограмотных мракобесов". Так что нечего и говорить о них.

Поговорим о другом, атеистическо-материалистическом направлении греческой науки. Во главе его стояли великие учёные из города Милета - Фалес (640/624-548/545 до н.э.), Анаксимандр (610-547/540 до н.э.), Анаксимен (585/560-525/502 до н.э.), Гекатей (550-475 до н.э.). Продолжателями были Анаксагор из Клазомен (ок. 500-428 до н.э.) и Эмпедокл из Акраганта (ок. 490-430 до н.э.). Своей вершины этот подлинно научный подход достиг в учении атомистов - Левкиппа (ок. 500-440 до н.э.), Демокрита (ок. 460-370 до н.э.) и Эпикура (342/341-271-270 до н.э.). Они отрицали роль чего-либо сверхъестественного в возникновении и развитии мира, искали во всём только материальные причины, всё объясняли физическими законами, считали, что боги и души также имеют вещественную природу. Ну и, как положено настоящим учёным, давали отпор замшелым религиозным догмам и попыткам соединить науку с религией.

При этом Фалес считал, что Земля плавает в воде, как кусок дерева. Анаксимандр представлял Землю в виде цилиндра (при этом указывал, что его диаметр ровно втрое больше высоты), на верхнем торце которого живут люди. Анаксимен считал, что Солнце и Луна такие же плоские, как и Земля, но поправил Анаксимандра, указав, что Земля хотя и плоская, но в плане не круглая, а прямоугольная, и не плавает в воде, а поддерживается сжатым воздухом. По ходу заметим, что в Библии вообще нет слов "цилиндр" и "прямоугольник". Гекатей на основе представлений Анаксимандра составил географическую карту. Анаксагор и Эмпедокл на это основоположникам ничего не возражали, считая такие представления не противоречащими физическим законам. Левкипп, считая Землю плоской, а атомы - падающими перпендикулярно этой плоскости в одном направлении, не мог понять, как же тогда атомы могут соединяться друг с другом, образуя тела - и говорил, что нет, атомы в своём падении должны хоть как-то, хоть чуть-чуть отклоняться. Демокрит в защиту плоской Земли приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Эпикур решил мучившую Левкиппа проблему падения атомов на плоскую Землю, приписав атомам свободу воли, в силу которой они по своему хотению отклоняются и соединяются.

Очевидно, эти древнегреческие учёные-атеисты-материалисты опирались на мифологические представления, изложенные поэтическим языком у Гомера и Гесиода в 7-8 веках до н.э. Аналогичные мифы о плоской Земле были у индусов, шумеров, египтян, скандинавов. Но лезть ещё дальше туда мне не хочется - я пишу совсем о другом. Как курьёз можно отметить книгу "Христианская топография" Косьмы Индикоплова, написанную между 535 и 547 годами, в которой автор представляет Землю в виде плоского прямоугольника, накрытого выпуклой крышей неба - этакий ларец-сундук. Эта книга была сразу же раскритикована современником Косьмы Иоанном Грамматиком (ок. 490-570), который тогда приводил в качестве обоснования шарообразности Земли те же цитаты из Библии, что и я. Официальная же Церковь в этот спор о форме Земли не вмешивалась, её намного больше волновали еретические взгляды спорящих - Косьма был несторианином, а Иоанн тритеистом и монофиситом. Василий Великий неодобрительно относился к подобным спорам, считая сам их предмет не относящимся к вопросам веры.

Если же заняться поисками слонов/китов, то в первую очередь можно обратиться к популярному в своё время произведению славянской народно-духовной литературы - "Голубиной книге", где есть стих: "На семи китах земля основана". Народное предание о Голубиной книге восходит к "книге за семью печатями" в 5-й главе Откровения Иоанна Богослова, а стих про китов заимствован из апокрифа "Беседа трёх святителей". Выдающийся собиратель славянского фольклора А.Н.Афанасьев писал: «Между нашим простонародьем существует предание, что мир стоит на спине колоссального кита, и когда чудовище это, подавляемое тяжестью земного круга, поводит хвостом, – то бывает землетрясение. Иные утверждают, что исстари подпорою земли служили четыре кита, что один из них умер, и смерть его была причиною всемирного потопа и других переворотов во вселенной; когда же умрут и остальные три, в то время наступит кончина мира. Землетрясение бывает оттого, что киты, отлежав бока, повертываются на другую сторону. Рассказывают еще, что в начале было семь китов; но когда земля отяжелела от грехов человеческих, то четыре ушли в пучину эфиопскую, а во дни Ноя и все туда уходит. И поэтому случился всеобщий потоп». Некоторые лингвисты подозревают, что на самом деле морские животные тут ни при чём, а речь идёт о закреплении Земли по её четырём краям, поскольку в древнеславянском языке корень "кит" означал "край". В таком случае мы опять возвращаемся к Косьме Индикоплову, чья курьёзная книга о прямоугольной Земле была весьма популярна на Руси у простого народа.

Ну и, чтобы под конец повеселить утомлённого читателя, укажу на такой уже не курьёз, а полный маразм, как существование в наше просвещённое время "Общества плоской Земли". У истоков Общества плоской Земли стоял английский изобретатель Сэмюэл Роуботэм (1816-1884), который в 19-м веке доказывал плоскую форму Земли. Его последователи основали Вселенское зететическое общество. В США идеи Роуботэма были восприняты Джоном Александром Доуи, основавшим в 1895 году Христианскую католическую апостольскую церковь. В 1906 году главой церкви стал заместитель Доуи Уилбур Гленн Волива, который отстаивал и пропагандировал плоскую форму Земли до своей смерти в 1942 году. В 1956 году Сэмюэл Шентон возродил Всемирное зететическое общество под названием Международное общество плоской Земли. На посту президента общества в 1971 году его сменил Чарльз Джонсон. За три десятилетия президентства Джонсона число сторонников общества значительно увеличилось: от нескольких членов до приблизительно 3000 человек из разных стран. Общество распространяло информационные бюллетени, листовки и тому подобную литературу, в которой отстаивалась модель плоской Земли. В лице своих руководителей общество утверждало, что высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде по сценарию Артура Кларка либо Стенли Кубрика. Чарльз Джонсон умер в 2001 году, и в настоящий момент дальнейшее существование Международного общества плоской Земли находится под вопросом. По заявлениям сторонников общества, все правительства Земли заключили мировой заговор с целью обмануть людей. Когда Сэмюэлю Шентону показали фотографии Земли с орбиты и спросили, что он о них думает, тот ответил: «Легко заметить, как фотографии такого сорта могут одурачить несведущего человека».