Бабушкина сказка

Людмила Гайдукова
Когда я была маленькой, бабушка всегда рассказывала одну сказку, ничего другого я слушать не хотела: «Не надо про Колобка и Красную Шапочку, расскажи про Парашу и Наташу!» А восемнадцать лет спустя эту же сказку стала просить сестра. Любимой бабушке - Анне Михайловне Клеймёновой - посвящаю эту запись.

*   *   *
Жили-были старик со старухой. Было у них две дочки: Параша - старикова, и Наташа - старухина. А ещё у них жили кошечка-домовушечка да собачка-пустолаечка.

Невзлюбила старуха Парашу и говорит старику:

- Вези свою дочку в лес, пусть её там волки съедят!

Делать нечего. Запряг дед лошадку в сани, положил туда чугунок, крупиц, солюшки, взял немного съестного, посадил дочку и повёз в лес. Приехали на место, дед вырыл землянку и говорит:

- Поживи, покуда, здесь.

И стала Параша жить в землянке. Дед уехал, а она наварила себе каши, села есть. Вдруг из-под печки вылезает мышка:

- Параша, Параша, дай мне ложечку кашки, я тебе пригожусь!

Параша дала мышке каши, та наелась и убежала. На следующий день опять: только села Параша есть кашу, вылезает мышка и говорит:

- Параша, Параша, дай мне ложечку кашки, я тебе пригожусь!

Накормила Параша мышку, и та убежала под печку.

На третий день стучится в землянку медведь:

- Параша, Параша, открывай, будем с тобой в кулючки играть! А не откроешь, я твою землянку развалю, и тебя съем.

Делать нечего, открыла Параша дверь. Медведь вошёл, дал ей колокольчик и говорит:

- Колокольчик повесь себе на шею, а мне завяжи глаза. Ты будешь бегать, а я буду тебя ловить. Если поймаю - съем, а не поймаю - хорошо награжу.

Взяла Параша у медведя колокольчик, и только завязала ему глаза, как из-под печки вылезает мышка:

- Параша, Параша, давай мне колокольчик, а сама лезь под печку!

Параша так и сделала. Стала мышка с колокольчиком бегать по всей землянке: и на печку, и на лавку, и под лавку, - никак медведь её не поймает. Умаялся он и говорит:

- Ну, Параша, твоя взяла! Ложись спать, утро вечера мудреней.

Вылезла Параша из-под печки, взяла у мышки колокольчик, сняла с медведя повязку, и он ушёл в лес. Наутро проснулась и глазам своим не верит: перед входом в землянку стоит сундук добра, сундук серебра и пара коней!

А дома старуха говорит старику:

- Езжай в лес, привези хоть Парашины косточки.

Запряг дед лошадку в сани и уехал. Бабка стала печь блины на поминки, а собачка-пустолаечка крутится рядом:

- Тяв-тяв, Параша едет, сундук добра, сундук серебра и пару коней везёт!

Разозлилась старуха:

- Замолчи! На тебе блин, скажи: «Парашины косточки гремят»!

А собачка съела блин и снова:

- Тяв-тяв, Параша едет, сундук добра, сундук серебра и пару коней везёт!

Тут и дед с Парашей подъехали, привезли сундук добра, сундук серебра и пару коней. Чуть не лопнула старуха от зависти, велит деду:

- Вези мою Наташу в лес на то же место!

Делать нечего. Отвёз он Наташу в землянку, оставил ей крупицы, солюшки, съестного, а сам уехал. Вот сварила Наташа кашу, прибежала мышка и просит:

- Наташа, Наташа, дай мне ложечку кашки, я тебе пригожусь!

Прогнала Наташа мышку:

- Уходи, мне самой мало!

На следующий день опять: только стала Наташа есть кашу, из-под печки вылезает мышка:

- Наташа, Наташа, дай мне ложечку кашки, я тебе пригожусь!

И снова Наташа не дала мышке каши. А на третий день стучится в землянку медведь:

- Наташа, Наташа, открывай, будем с тобой в кулючки играть! Не откроешь, я твою землянку развалю, а тебя съем.

Открыла Наташа, медведь вошёл, дал ей колокольчик, велел завязать себе глаза и прятаться:

- Если поймаю тебя - съем, а не поймаю - хорошо награжу.

Наташа и повернуться не успела, как медведь её тут же поймал и съел. Потом положил Наташины косточки в короб, а сам в лес ушёл.

На другой день послала бабка деда за Наташей, сама же стала пироги печь. А собачка-пустолаечка рядом крутится:

- Тяв-тяв, Наташины косточки гремят!

Старуха кинула ей пирог и говорит:

- Замолчи! На тебе пирог, скажи: «Наташа едет, сундук добра, сундук серебра и пару коней везёт»!

Собачка съела пирог и опять за своё:

- Тяв-тяв, Наташины косточки гремят!

Тут и дед подъехал. Привёз один короб, а в нём - Наташины косточки. Как увидела бабка дочкины косточки, упала и умерла. А дед с Парашей стали жить-поживать, добра наживать. И собачку не забывали.

________________
Тульская область, Алексинский район, деревня Лукерьино
Записано в 2009 году