Пионерлагерь и школа

Дмитрий Толстой
Второй  курс  я  закончил  с  одной  четвёркой  по  музыке.  Ещё  до  окончания  учебного  года  на одном  из  совещаний  в  горкоме  второй  секретарь  предупредил  меня:  «Готовься  к  работе  в  пионерском  лагере  на  два  месяца  в  роли  старшего  пионервожатого.  Директором  снова  будет  Елена  Викторовна.  Она  за  тебя  стоит  горой.  Чем-то  ты  ей  приглянулся» -  и  подмигнул  мне  глазом.
Так  что  я  заранее  знал -  снова  всё  лето  дома  меня  не  будет.  Матери  сказал  об  этом  и  просил  её  не  стесняясь  приходить  к  Михалычу,  если  нужно  будет  окучить   поле  или  убрать  сено. А  она  с  удивлением поведала  мне,  что  приходила  жена  агронома, принесла  новую  светлую  рубашку  моего размера  и  просила  извинений  за  пьяного  мужа.
В  первых   числах   июня   приступил  к  пионерской  работе  с  прибывшими. Лагерь   наш   снова  расположился  в  том  же  здании  в  Киселевичах.  Место  мне  нравилось. Боровые  леса  и  красивые  рощи  между  полей.  Было  где  развернуться  с  военными  играми.  Директор  лагеря,  Елена  Викторовна подобрала    хороших  вожатых  двух  девушек  и  двух  парней.  Один  из них  был  хорошим  баянистом  и  затейником  из  городского  дома  пионеров.
Среди   пионеров  оказалось  больше  десятка  ребят  из  прошлогоднего  заезда.  Все  они  стали  настоящими  нашими  помощниками -  работали  звеньевыми  в отряде.  Работалось  легко  и  с  подъёмом.  Родители  ребят, приезжая    по  выходным, были  частыми  слушателями   наших  концертов,  смотрели  на  соревнования  между  группами  по  волейболу,  футболу.  А  многие  из  родителей  были  важными  персона - из городской  и  партийной  верхушки  или  же  из  руководства   предприятий. 
Бытовые  условия   на  этот  раз  были  значительно  лучше.  Питание  ребят – превосходным.  Здесь   мы, вожатые,  по  настоящему  отъедались  и работали  в  охотку.  Домой   к  маме  за  лето  я  наведался  не  более  трёх  раз  в  будние  дни.  Дома  всё  было  нормально. Во  второй  приезд  мать  рассказала, что один  раз  заходил  к  ней  сам  Михалыч,  спросил  в  чём  есть  нужда.  В  июле  привезли  прямо  к  сараю  и  сложили  в стожок  сено  для  бурёнки. Обещал  директор и дровец  подбросить  к  октябрю,  когда  справятся  со  всей  уборкой.  И  велел   матери :
-Передай  сыну, когда  появится  дома,  пусть  зайдёт  ко мне. Поблагодарить  его  хочу,  что  районному  начальству  моё  приглашение  сообщил.  Побывал  у  меня  его  бывший  директор.  Хороший  мужик  оказался, понимающий.  Новый   комбайн  совхозу  обещал  выхлопотать.  А  ты,  Романовна, чего  ко  мне  ни  разу  не  заглянула?  Скромная   ты  больно.  Если  бы  сын  не  заступился,  небось,  уехала  бы  из  совхоза?  Ты  же  хорошая  работница,  умей  за  себя  постоять! -  с  полчаса  беседовал  директор.    
Мать  со слезами  на  глазах  рассказывала  мне об  этой  беседе,  добавив  в  конце, что  я  стал  мужчиной,  а  у  неё  появился   помощник  и  защитник.  Сестра  Галя  в  это  время,  в  самую  летнюю  жару  лежала   с  малярией.  Её  трясло  несмотря  на  то, что  была  укрыта  ватным  одеялом  и  полушубком  сверху.  Работу  на  швейной  фабрике  в  городе  ей  пришлось  оставить.
Неведомо,  сколько  времени  промучилась  бы  она, если  бы  одна  старушка  не  посоветовала  матери  напоить  больную  горячим  настоем  корня  аира  на  водке.  После  этого  лекарства  сестру  немного  покрутило  и  болезнь  прошла.
В  августе  при  посещении  родных    я  заглянул  к  Михалычу,  чтобы  поблагодарить  за  помощь  матери.  Широко  улыбаясь,  он  встретил  меня.  Тряс  руку  и  благодарил:  «Комбайн  Николай  Алексеевич  совхозу  выхлопотал. Обещал,  к  концу месяца будет  у  нас.  Так  что  моя  помощь  Романовне  -  мелочь  по  сравнению  с   твоей.  Ты  не  волнуйся  за  мать.  Работай  там  с  детишками,  чтобы все  были  довольны.  Говорил  о  тебе  твой  бывший  директор, что  учиться  тебе  дальше  надо.  Вот  и  старайся,  направят  в  институт». – и  мы  тепло  простились.
После  закрытия  сезона  в  пионерском  лагере  был  в  горкоме  комсомола,  где  меня  ждала  грамота   и  премия  от  горкома  партии.  Секретарь  в  беседе  со  мной  осведомился, не  хотел  бы  я   после  окончания  училища  остаться  работать  у  них?  За  одно  спросил,  не  останусь  ли  секретарём  на  третий  срок?
Я  поблагодарил  его  за  всё  и  сказал,  что  трудновато  будет.  Впереди  государственные  экзамены.  Да  и  устал  за  лето  с  ребятнёй.  Охота  переключиться  на  другой  вид  деятельности.  Позаниматься  над  собой.  Впереди,  мечтаю,  увидеть
институт, а  лучше  бы -  литфак  Университета.  Он  одобрил  мои  планы  на будущее  и  пообещал  дать  хорошие  рекомендации.  От  горкома  комсомола  мне  вручил  пакет,  в  котором  находилась  красивая  спортивная  форма.
Учебный  год  начался  привычно,  буднично,  обычно. Новыми  только были  некоторые предметы  и  преподаватели:  психология,  логика,  педпрактика  в  начальной  и  неполной  средней  школах. А  на  второй  неделе  занятий  вызвал  меня
Фёдор  Львович  и  огорошил  прямо  с  порога : 
-Придётся  тебе  поработать  с  неделю в  соседней  с  вашим  общежитием,  2-ой  образцовой  школе.  Приболела  у  них  учительница  четвёртого  класса. В  Гороно  не  оказалось  замены. Просят  помочь.  А  наши  педагоги в  один  голос  тебя рекомендуют.  Иди  сейчас  прямо  к  директору  школы,  познакомься,  получи  задание  и – вперёд  с  шашкой  наголо!  -  с  улыбкой  подшутил  он. -  Кстати,  Ольга
Сергеевна,  милейший  человек.  Передавай  ей  мой  нижайший  поклон.
Так  я  оказался  недоученным  учителем  четвёртого  класса.  Директор  действительно  оказалась  обаятельной   и  доброй  женщиной.  Знакомясь,  я  передал  поклон  по просьбе  Фёдора  Львовича.  Получил  подробные  указания  по  предметам  из  учебной  программы  на неделю  и  познакомился  с  учениками  класса. 
Ольга  Сергеевна  передала  мне  наброски  конспектов  на  все  пять  уроков   завтрашнего  дня.  Это  была  существенная  помощь  для  успешного  начала. Мне  осталось  только  хорошенько  ознакомиться  с  материалом  каждого  урока, не  тратя  время  на  писанину. 
С  небольшим  волнением  захожу  утром  в  класс.  Ребята  дружно  встали,  я  поздоровался  с  ними  и  представился,  назвав  своё  имя  и  отчество.  Лёгкий  шумок  пробежал  по  классу.  Все  насторожены.  Глаза  сверкают  от  любопытства.  Даже  бойкие  мальчишки  притихли.  Начинаю  урок  арифметики  с  беглого  опроса  пройденного  материала.  Связываю  всё  с  новой  темой  и  на  доске,  на  примере,  показываю,  как  производится   действие  умножения  чисел.
Несколько  учеников  у  доски  показывают,  как  они  усвоили этот новый  материал,  решая  примеры.  Когда  я  трудился  у  доски,  тихонько  зашла  в  класс Ольга  Сергеевна.  И  просидела  здесь  до  конца  урока. Второй  урок  по  русскому  письму  я  провел  один,  без  наблюдателей .  А  на  урок  истории  она  пришла в  класс   вместе  со  мной. Наглядные  пособия, нарисованные  мною  на листах  ватмана
красками,  вызвали  живой  интерес  всей  ребятни. 
Объясняя  материал  и  показывая  рисунки,  я  увлёк  учеников,  задавал  им  по  ходу  наводящие  вопросы,  спрашивал,  что  они  помнят  из  прошлых  занятий,  что   знают  о  великих  княжествах  Древней  Руси?  И ребята,  перебивая  друг  друга,
старались  высказаться.  Пришлось  сдержать  немного  их  пыл,  предупредив,  что    шуметь  не  нужно,  а  подняв  руку,  жать,  когда  тебя  спросят.  Ведь  Ольга  Сергеевна  не  зря  сидит  в  классе.  Если  будет  так  шумно,  она  может  подумать,  что  я  не  справляюсь  и  меня  отстранят  от  занятий. 
На  другие  уроки  директор  не  пришла.  Когда  после  занятий  я  зашёл  в  учительскую,  она  заставила  меня  покраснеть  перед  всеми  учителями.
-Вы  знаете,  как  начинающий  учитель  овладел  дисциплиной  класса?  Он  напугал  их  мною. За  шум  в  классе,  мол  директор  может  отстранит  его,  как  не  справившегося. И что  вы  думаете?  Ведь  подействовало!  У  меня  даже  так  тихо  не 
сидят.  А  ещё  вам  совет:  не  ленитесь, хоть  как  умеете, но  рисуйте  наглядные  пособия. -  И  взяв  мои  рисунки,  развернула  их  на  столе.  Все  смотрели  эти  ватманы,  тайком  поглядывая  на  меня,  а  я  пунцовел,  как  маков  цвет.
Учебная  неделя  пролетела,  как  праздник,  волнительный,  суматошный,  но  радостный.  Когда  я  рассказал  ребятам  о  Москве,  её  музеях,  метро,  театрах,  не  было  более  внимательных  и  благодарных  слушателей,  чем  мои  ученики. Даже  на  переменах  они  не  отпускали  меня,  прося  ещё  и  ещё  рассказать  что-нибудь интересное. На  прощанье  Ольга  Сергеевна  благодарила  за   помощь  и  прямо - таки
ошарашила  меня  в  учительской,  заявив,  что  с  радостью  взяла  бы  меня  учителем
начальных   классов   в  свою  школу. 
Потом, Фёдор Львович, вскоре  встретившись со мной,  начал  расспрашивать, чем это я так  пленил  директрису, что  она  так  хвалила  тебя, а за одно  и  меня благодарила. Хотя  все  знают  её  строгой,  принципиальной,  скупой  на  похвалу  и  слишком  требовательной   к   подчинённым.  Её  даже  сам  зав.  Гороно   побаивается,   
дополнил  он.  Пришлось  рассказывать  всё  по  порядку. 
Работа  в  школе  с  полной  нагрузкой,  с  постоянной  озабоченностью,  как бы  лучше  подготовиться,  что  нового  интересного  сообщить детям, отнимала  всё  свободное  время,  не давала  возможности  думать  о  своих  переживаниях  в  связи  с  разрывом  наших  отношений  с  Валентиной.  Я  заметно  спокойнее  стал  смотреть  на  случившееся.  Кроме  того,  подходили  сроки  отчёта  на  общем  комсомольском  собрании  и  выборы  нового  секретаря.
Кандидатуру  на  свою замену  я  подобрал  заранее  и  теперь обсудил  её  как  с  директором, так  и  в  Горкоме  комсомола.  Это  был  парень,  демобилизованный  после  службы  на  флоте, принятый  на  первый  курс  вне  конкурса,  Горбель  Ваня –
рослый  симпатичный   комсорг  группы. Он, оказывается  и  на  службе, был  вожаком   комсомола.  Так  в  начале  ноября  я  освободился  от  руководства  и  всё  свободное  время  посвятил  своей  подготовке  к  выпускным  экзаменам.
                Март    2008 г.