Фотография под подушкой

Геннадий Крук
...

- Ты надолго в Москве?

-На пару дней. У меня заканчивается отпуск. Пора возвращаться в часть.

-Сколько мы с тобой не виделись?

- Уже лет восемь, не меньше!

- Все хочу  тебя спросить - девушка у тебя была. По-моему, ее Натальей звали, где она сейчас?

-Не знаю. Может быть в Москве, если не упекли куда-нибудь по распределению. Она же геофак МГУ закончила. Не знаю... Как расстались по-дурацки  пять лет назад, так и не виделись больше.

-Вы же любили друг друга! И несколько лет встречались! Что случилось, если не секрет?

- Да, если честно, то ничего. Она была на практике на Кольском полуострове. Я написал, а письмо не успело, отряд уже уехал в другое место. А я в это время призвался в армию, не до писем было. Она возвратилась с практики, написала злое обиженное письмо про мою забывчивость, черствость и невнимание. Я ответил тем же. И все, пяти лет писем, встреч и клятв в вечной любви как и не было.
   Потом она еще прислала письмо. И опять с обвинениями. Не принял я их,  а только еще больше обиделся. Обижен был на нее до чертиков. Любил ее, потому, наверное, и обижался. Она приезжала ко мне домой, просила мать помочь со мной помириться. Но я опять встал на дыбы. Не знаю, почему, обида какая-то во мне сидела. Не чувствовал я за собой вины за то, что так получилось.
   Когда приехал домой в первый курсантский отпуск, приехала и она. Позвала поговорить, жила она тогда у тетки своей, соседки нашей. Пришел, она дома одна. Поговорили, она – я твоя и ничья более, вот здесь и сейчас! Я ей в ответ – не хочу. И не могу, встречаюсь с другой...
  Так и не получилось у нас ничего, хоть и не было у меня в то время никого. Заплакала она от обиды, на том и расстались. Я возвратился в училище и с дури женился, не послушав ни отца, ни друзей. А она вышла замуж за парня, который раньше за ней ухлестывал и которому я  не раз морду лица чистил. На том и точка.
  О ее замужестве мне рассказал ее брат двоюродный,  с которым мы дружили, пока в школе учились. Он и познакомил нас, она к ним на Новый год приезжала. Она - золотая медалистка, умница и красивая девчонка, потом в МГУ поступила  с первого раза! Каждый день письма  друг другу писали! ...
  Не поверишь, прикоснуться к ней не мог, боялся обидеть чем! Целовались только, а больше – даже и не думал! Помню,зимой часто на Сретенском бульваре сидели, на лавочке. Фонари там красивые, снежок искрится, а рядом – она! Фея! Красивая девчонка, спасу нет! Сердце останавливалось! Целовались, мечтали! И руки грел у нее под воротником! А внутрь – ни-ни! Строгая и красивая была! Ребята завидовали!

-Да, жаль, конечно, что вы расстались! А сейчас ты о ней совсем ничего не знаешь?

- Нет, с тех пор ни разу не пересекались. Да и сын у меня родился, вот годик будет. Чего уж теперь…

-А она? Так и замужем за этим хмырем, не знаешь?

- Говорю тебе - не знаю! Я как в армию ушел, так и брата ее больше не видел.  Уехал он куда-то работать. Больше спросить не у кого, а у тетки ее - не хочется, злая она на меня. Кстати, какое сегодня число? Мне 22-го на службу. Завтра от тебя к матери уеду, а от нее уж и на службу.

- Восемнадцатое февраля.
 
- У Наташки сегодня день рождения! Я всегда звонил ей в этот день!

- Телефон помнишь? Московский? Позвони, вдруг она здесь?

- Ты что! В Москве телефоны уж давно поменяли! Знаю только старый!

- Да брось ты, позвони!

- Позвонить? Не знаю, надо ли...

- Звони, не тяни! Держи монету!

- Поздно уж, половина одиннадцатого! Неудобно как-то ...

- Звони! В Москве самое время для звонков, деревня!

- Алло, девушка, раньше был номер К9- 232… Как? Ага, спасибо! ... Добрый вечер! Будьте любезны, пригласите Наташу!

- Привет, шалопай! Где тебя нелегкая носила?! Если ты все еще узнаешь тетю Фиру, то по такому случаю  она  пригласит тебе не только Наташку, нашу красавицу, чтоб ей было хорошо, но и ее подлого мужа, этого поца, чтоб он горел и чтоб ты еще раз набил ему его подлую морду! Сейчас позову! Ох ты, счастье-то какое! Наталья, слушай сюда, тебя твой босяк к телефону требует!

-Да, слушаю!

-Наталишка, это я!

- Ты??? Откуда??? Где? ... Как всегда на Курском??? Ты опять уезжаешь???... Жди! Я сейчас приеду!

- Наталишка, милая, погоди! Я уезжаю не надолго, утром снова буду в Москве.  Сейчас уже поздно и у меня еще есть дела. Давай встретимся завтра утром?
 
-Подожди, значит, ты еще несколько дней будешь в Москве?... Приедешь завтра? Это точно? ... Хорошо, я жду тебя часов в десять!

- Договорились! С днем рождения тебя и до встречи!

- Ты помнишь?! Я знала, что когда-нибудь ты позвонишь!

...

- Ну, что я тебе говорил?! А ты боялся! Она как любила тебя, так и любит до сих пор, коль при живом муже в гости приглашает!

- Умный ты! Спасу нет! И что теперь? Что будет завтра? О чем мы будем говорить? О своих семьях? Она замужем, я женат. Наверное, и у нее уже есть дети, хотя ей рожать еще несколько лет нельзя...

- Почему? Откуда ты знаешь?

- У нее с детства нелады с сердцем. Врачи говорили, что лет до двадцати восьми нельзя. А потом будут смотреть...

- Завтра все узнаешь, а пока – поехали, выпьем за встречу, да поговорим.  Нас уже Катя давно ждет, я ей обещал привезти тебя часам к одиннадцати. А нам ехать еще час. Поехали!

- Поехали!

...
- Наталишка, это снова я! Доброе утро!

- Здравствуй, мой милый! Приезжай, я жду!

- Ты одна?

- Нет. Но это не имеет никакого значения! Жду!

...

- Что ты трезвонишь как на пожаре, босяк! Ремень по тебе плачет! Какой был, такой и остался! Тебя даже армия не исправит! ... Что? Тетя Фира знает, что говорит! Наталья, твой шалопай  примчался, как на пожар!

- Ты? Здравствуй, любимый! Я не верю своим глазам! Столько лет от тебя ни весточки, ни словечка! Пойдем, в комнате разденешься! Мы все так же живем коммуналкой!

- Наталишка, вот цветы! Тебе! Поздравляю!

- Спасибо! Это первые цветы, которые даришь ты! Проходи, знакомься, это мой муж Миша!

- Привет, Миша.  Мы знакомы! Уже давно. Курса со второго!

- Да? Не знала! Миша, ты, кажется, собирался на работу? Тебе уже пора, не опоздай! Не волнуйся, я закрою!...

- Зачем ты так на него?

- Затем, что никто он и ничто... Рассказывай! Все и обо всем! У нас ведь времени до вечера? Ты, как всегда, вечером на Курский? Проклятый вокзал!

...
- Уже поздно, Наталишка! И мне пора уезжать. Как всегда, ты остаешься в Москве, а я в свою тьмутаракань!

- Я провожу тебя на Курский. Погода хорошая и мне надо пройтись! Пойдем!...

- Слушай, а как скрипит снег! Помнишь Сретенский и Чистые пруды?!

- Я ничего не забывала ни на минуту. Ни как мы рассорились, ни как ты женился,  а я вышла замуж,  назло друг другу, ни то, что любила тебя до беспамятства, как не любила и не люблю никого, все помню!  Забери меня с собой! Прямо сейчас! Забери! Я уеду с тобой на край света! Забери, я не хочу возвращаться домой. Я хочу быть с тобой!

- Куда, Наталишка? На точку, к жене и годовалому сыну? А как же они? Как ? И как ты без врачей и больницы? Если вдруг с тобой что-то случится,  я даже не смогу спасти тебя ... Прости, милая моя, но я не могу этого сделать!
 
- Не можешь... Значит, не судьба нам быть вместе... А ведь мы так любили...

- Помнишь наше, любимое? «...Судьба играет человеком, а человек играет на трубе...»

- Конечно помню. Вот и твой поезд... Прощай, милый мой!
 
... Спустя год я снова оказался в Москве в середине февраля. Позвонив Наталишке, я узнал от тети Фиры, что Наталья беременна и  лежит в больнице на сохранении.
 
- Как же так, теть Фир? Ведь ей нельзя! Сердце может не выдержать и тогда...

- Таки да, нельзя!  Но этот поц сделал ей ребенка, и теперь  врачи говорят, что они ни за что не ручаются! Как тебе это нравится - они не ручаются! И этот ее идиот, почему ты   не разбил в грязь его подлую морду, когда он приставал к нашей девочке? Я тебя спрашиваю!

- Тетя Фира, в какой больнице она лежит? Я хочу к ней поехать, у нее через неделю день рождения, а я завтра уезжаю!

- Нет, деточка! Не надо девочку беспокоить! Она вот – вот должна родить. Я скажу ей, что ты приезжал ее повидать и поздравить!
 
... Прошла неделя, другая...  Мы были на учениях, и я ворочался на жесткой солдатской койке, пытаясь уснуть хотя бы на часик из отведенных мне двух. Постепенно сон отключил меня от реальности, и перед глазами возникла больничная койка и моя Наталишка, осторожно держащая в руках ребенка. Радостно улыбаясь, она  проговорила, обращаясь ко мне:

- Видишь  моего мальчика?  Я назову его твоим именем!

  Внезапно что-то пронизало мое тело с головы до ног. Оглушительный удар подбросил меня на койке, больно ударив головой в верхний ярус... Сон моментально вылетел из головы, оставив непонятную нарастающую тревогу.  Что произошло??? С мамой что-то? ... Она недавно сильно болела... Неужели опять? Вскочив, я бросился на узел связи.

- Девушка, милая, соедини с Рябиной!... Алло, Рябиночка, милая,  дай мне Рубин! Понимаю, что не положено, но что-то с мамой случилось! Очень прошу! Соедини, а? На пару минут, не больше! ... Рубин? Рубин, милая, набери номерок! Спасибо!... Мам,  здравствуй, родная!... Как ты себя чувствуешь? Нормально? ...Слава Богу, а то я что-то заволновался! ... Да нет, все в порядке, здоров! ... Ну, пока!... Целую! Нельзя линию долго держать! Поцелуй отца и сестренок! Пока!...

... Спустя несколько дней, вернувшись домой, я позвонил родителям. На душе было тревожно, что-то все время терзало меня, и я не находил себе покоя.

- Здравствуй, мам!... Как ты?... Как отец? Как девочки?... Нормально? Ну и хорошо! У меня тоже все в норме! Жив - здоров!... Что ты хочешь сказать?... Что я должен помнить? ... Тот звонок ночью? Конечно, помню! Я тогда чуть лоб не расшиб!...Не понял? Повтори!... Что Наташка?... Как в ту ночь умерла?...Да что ты, мам!... Кто сказал? ...Тетка ее?  Тетя Вера сказала?... Подожди, мам, какую фотографию нашли?... Мою?... У Наташки в роддоме под подушкой? ...Похороны два дня назад?... А ребенок? Ребенок жив? Это точно?... Что?... Повтори!... Мальчика моим именем назвали?  Это я знаю!... Как откуда? Мне Наташка в ту ночь сама сказала!...

...  Много лет прошло с той лейтенантской поры. Уже вырос и совсем взрослым стал мой тезка, уже его дети гуляют долгими зимними вечерами по заснеженным московским бульварам. Но и по сей день мне снится сон, в котором молодой лейтенант с улыбкой смотрит на малыша, улыбаясь с фотографии, выглядывающей из-под больничной подушки...