Времена года Леры Свирелиной

Дмитрий Гендин
"Времена года Леры Свирелиной"1.
Запахло холодом и жухлыми листьями. Лил тёплый проливной дождь. Лера шла на занятия. В телефоне было три безответных сообщения: от Кости (её молодого человека), от подруги Люды и от мамы. Лера училась на режиссёра, а предстоящее занятие было первым занятием по философии (учебный год только начинался). Надо было прочесть "Поэтику" Аристотеля (это задание было записано на доске; преподаватель не пришёл на первый семинар), но вместо этого, вместо "тошного чтива" она с Людой посмотрела и обсудила фильм начинающего кинодраматурга Геннадия Митина, "Железная дорога даоса".

Сейчас Лера вспоминала кадры, которые вспышкой без всякой системы и последовательности возникали в ней. Вот она видит мальчика, играющего в солдатиков: камера наводится на них, они постепенно оживают, а мальчик становится их размера, они принимают его за мессию. Вот едет поезд, едет по кругу. Чья-то большая рука ставит на пути медную статую Будды. Поезд врезается в Будду и падает с пути. Вот тот же мальчик, но уже большой, запускает модель "мессершмитта", за которым вьётся бумажный дракон. Вот пустыня, где появляется мираж в виде огромной статуи Ленина, этакий призрак, на который американский самолёт сбрасывает атомную бомбу: мёртвая пустыня расцветает большим грибом, который в следующем кадре, в следующей сцене становится поедаемым беспечным лосем мухомором. Концептуальное кино, ничего не скажешь.

Однако в метро освободилось место, и Лера тут же заняла его, не дав опомнится жирному молодому человеку, который тоже предпринял некоторые усилия на этот счёт. Лера села и заснула в полудрёме. Фильм больше не вспоминала, теперь её взору представились выходные, на которые к ней напросился Константин. Чем его угостить? Что дать послушать? Что делать с родителями и младшим братиком Мишкой. Одеть ли новую жёлтую кофту или сорочку с большим вырезом? А может всё отменить, позвать Люду и снова посмотреть Митина? "Всё зависит от поведения Кости в оставшиеся дни" - решила для себя девушка.

Пара по философии прошла скучно, сонно. Скучно прошёл весь день. В университете ещё не топили, было жуть как холодно, а особенно - в туалетах, их ведь ещё и проветривают. В Леру был влюблён парень из её группы - Сергей Туманов. Ей нравилось нравиться ему. Естественно, что Косте она "изменять" не будет, вообще эта вся история с Тумановым - одна большая несерьёзность. Туманов был её пажом в библиотеке. До того, чтобы иметь статус "её молодого человека", ему не хватало куража. Ботаник есть ботаник. Ботаника только могила исправит.

На последней паре (история театра) Лера решила-таки ответить на сообщения в телефоне.
Люде: "Прив! Что творишь? К тебе могу прийти в пятницу вечером :) Угощение брать?"
Маме: "Сегодня у меня шесть пар, не успею ужин приготовить. Чёртово расписание!"
Косте: "Костик! Котик! Идея встретиться у меня мне нравиться :) вот только в какое время?"

Пока она отвечала, Туманов делал доклад о японском театре Ноо. Он рассказывал будто для одной Леры, он ей посвятил своё выступление. Но Лере было не до него, у неё уже кипела бурная переписка. Она смотрела под парту в свой новый Nokia 2010bi. "Туманов докладывает так монотонно, туманно, что даже препод зазевался", - выдумала Лера в сообщении для Кости. На самом деле преподаватель давно уже ходил за спиной Леры, ища случая её осадить. "Валерия, а скажите нам, какое бы Вы выбрали себе место в японском театре Ноо?" - спросил злобный учитель-мучитель.
- Пока я ещё не профессиональный драматург, я бы могла сыграть на флейте, - радостно сориентировалась Лера.
- О, тогда в качестве своего рода доклада я даю Вам такое задание: сыграете нам в следующий раз что-нибудь японское нородное, раз уж Вы так любите флейту. И помните: я работал в Токийской опере два года. Фальшь я уловлю... Берите пример с Сергея, его монолог был примером выступления актёра из театра Ноо. 
"Сергей - Луна в матроске, - пронеслось в голове Леры, - забавно"...

Туманов хотел подкараулить Леру, чтобы её проводить. Но девушка растворилась в буфете, в тумане, из которого быстро переместилась в строну метро. "Беглянка", - так называл Сергей Леру за умение неожиданно исчезать...

...В вагон метро зашли фанаты ЦСКА. Лера испугалась. Они начали кричать речёвки (девушке запомнилось только одно изречение: "ЦСКА фанаты мы - дети родины Москвы!"). Лера обратилась с молитвой к Всевышнему. Они перешли на нецензурные выражения. Она мечтала только об одном, чтобы здесь очутился Костя и закрыл её собой (Костя "был к футболу равнодушен и в компании послушен"). Фанаты уже чуть ли не вагон начали раскачивать. Лера вышла из вагона, пересела на другую ветку, проехала две остановки, и в вагон зашли... кадеты. "Вот ведь мне везёт сегодня! - удивилась девушка. - Но эти хоть ничего не орут". "Эти" разбились на групки по интересам и не были интересны Лере. Внимание её привлёк рекламный плакат. Там изображалась карта метро внутри инфузории-туфельки, кольцевая линия, например, была ядром. Смысл рекламы был в том, что надо пить какой-то там йогурт, содержащий особые бактерии, иначе большой город одолеет тебя стрессами. Потом Лера начала составлять слова из словосочетания "не прислоняться": слон, сон, нос, рис, рост, няня, яр, ясли, сорт, порт, пот. Так она играла до пересадки и до своей станции добралась за три минуты.

Лера утомилась за день, но весь вечер проболтала по телефону с Костей. Под конец разговора они исчерпали темы, и пришлось прощаться, хотя в принципе им было бы приятно просто молчать в трубку, слушать дыхание друг дружки. "Поки, споки ноки", - сказали в один голос они и положили трубки. Домашние Леры уже спали. Лера на цыпочках пробралась с кухни в свою комнату, одела плюшевую пижаму, завела будильник и улеглась. Сладко потёрлась одной ножкой о другую. По телу пробежал уютный холодок, вскоре растворившийся в пододеяльном тепле. 

Она закрыла глаза, и ей представился образ медведя, того медведя, большого и пушистого, бурого и мягкого, которого подарил ей Костя месяц назад на день рождения. Сейчас этот медведь вёл за собой армию кадетов. Эти странные ассоциации, мысли так понравились Лере, что она не захотела их прогонять. На медведе была советская форма времён второй мировой, у кадетов была современная российская форма. Вдруг вся армия запела какую-то песню, что-то вроде марша или гимна. Лера различила только такие слова: "Советский Союз", "водка", "столица" и "щедрость". Песня успела закончится, и только она закончилась, на поле перед кадетами выскочили тигры и пантеры, не танки, нет, а именно чёрные пантеры и полосатые (зелёно-камелопардовые) тигры с символами СС и свастиками на шкурах. Кадеты безуспешно отстреливались, у каждого кадета было лицо Кости; их нещадно раздирали на куски. Медведь, желая защитить Леру, схватил её и понёс в лес. По лесу как раз проходили железнодорожные пути. Девушка и её спутник сели в электричку. Медведь из широких штанин достал балалайку и начал петь перед пассажирами матерные частушки. Лера сконфузилась. Медведь не унимался:

Не служил я в ВВС,
Я - совсем другой замес:
Я - Медведь всея Руси,
Это знают в BBC (оригинал строчки заменён поэтом Эмовым - ред.)!
Мне не страшен русский мент,
Я - Медведь, я - Президент!

Пассажиры начали истошно ржать. Лера, красная от стыда, убежала от всего этого безобразия к машинисту. Машинистом оказался невысокий мужчина в рыжем плаще, рыжей маске и рыжем берете, цвет глаз его различить было нельзя.

Лера хотела заговорить с машинистом, но близилась остановка и поезд приветственно загудел: у-у.
- У-у-у - звенел будильник. Лера с неохотой поднялась и подошла к зеркалу. Оно отразило её оранжевую пижаму с бело-синими бабочками. Волосы были растрёпаны. Щёки были слегка припухшими. Пушинка из одеяла забралась под левый глаз. Игрушечная черепаха на зеркальном столике, казалось, подмигивала Лере. Медведь в углу комнаты спал как ни в чём не бывало. Только от него разило водкой.

Хотя нет, водочный, чуть ли не просто спиртовый, запах пропитал всю квартиру. Отец пришёл вчера пьяный, а сейчас опохмелялся на кухне. Тут и дедуктивный метод Шерлока Холмса не нужен. Папа не был алкоголиком, но иногда, чтобы быть "добреньким", любил принять горичительного. Усилия семьи, мамы в основном, сократили частоту пития, обьёмы  и градусы; с чего ж пить, если у тебя любящая семья? Просто вчера папе сказали сегодня не приходить на работу. А почему так сказали, он не знал и подумал о самом худшем. (Насчёт послезавтра-то ничего не сказали.)

Но Лера должна была лететь на занятия. Лил дождь. Испанская армада красных и желтых листьев терпела поражение в канаве. На зонтике девушки изображены белые голуби.

Седой преподаватель, похожий на Кощея, вещал с кафедры: "... Я не погибну, Я не войду в место разрушения, Я вечно буду царствовать над вами, смиренные рабы мои. Я ем вашу пищу, я муж ваших жён, я мать и отец вам..." Лера пробиралась в аудиторию. "Что с Аввакумовым? Что за хрень он несёт? Он это серьёзно?" - Тише ты! - это фрагмент из "Книги мёртвых"! - ответила подруга Ксения. "А я уж подумала, что у него крыша поехала", - улыбнулась Лера. "...Замолчите, дерзкие и лукавые уста демониц..."

Тень от противоположного здания, геометрически кривая, легла на соседний (Физический) корпус университета. Это значило, что занятия скоро закончатся. А окончание занятий означало то, что у входа её будет ждать Костя, и они пойдут в ресторан. Таким образом, тень означала ресторан, который так и назывался: "Тень". "Означающее в означаемом", - было написано в тетради Леры по философии. Больше ничего она не записала. Она уже чувствовала, что Костя ждёт её. Она закрыла тетрадь и выскользнула в двери. Никто даже не обратил внимания. Никто, кроме Туманова, который всю пару писал ей любовное письмо, теперь оказавшееся не у дел. Он выбросит его в унитаз. Сырое к сырому.

Тень обняла город, Константин - Леру. Они пили русский чай с картошкой по-деревенски. Выпитая ими "на посошок" водка распредилилась так: 501 грамм выпил Костя, 99 - Лера, 66 - осталось нетронутым. Чем больше пил Костя, тем добрее он становился, но при этом как-то глупее. Вдруг он начал говорить, что собирается вступить в партию молодых ультраконсерваторов (ПМУ). Изложение идеологии этой партии Костей было слушать скучнее, чем лекция и семинар по философии вместе взятые. Лера из вежливой любви одобрительно мотала головой. Ей хотелось заткнуть ему рот поцелуем, но разгорячённый оратор отстранял её, а потом вдруг схватил за обе щёки, посмотрел в глаза и, сказав "ура", крепко сам поцеловал её. Из того свидания ей ещё запомнилось то, как он, пьяный, переносил на руках её, слегка пьяную, через большую лужу.

Вместо того, чтобы идти к ней на выходные (к нему никак нельзя: многодетная семья: и сесть-то негде), они решили пойти в кино на новый фильм Митина, который можно было увидеть только в двух-трёх кинотеатрах города. Молодая пара выбрала кинотеатр "Х-Иллюзия". Естественно, они взяли "места для поцелуев". Естественно не было поп-корна. Это же большое серьёзное кино.

Девушка в длинном белом платье и синей кофте ехала на чёрном коне. Лицо её выражало радость и удивление. Парк, где каталась она, был украшен слепками со знаменитых  греческих статуй. Оператор большое внимание уделил дискоболу. Дискобол ожил, раскрасился до бланжевого. На диске появились лезвия. Он пустил диск. Под ноги Венеры упала голова девушки с лицом, полным радости и удивления. Всадница без головы скакала быстро, рысью, словно пьяный Айвенго на турнире. Его преследовал Дон Кихот, которого костюмеры фильма одели в мундир работника ГИБДД. Безголовая бестия остановилась у обочины. Инспектор потребовал у неё документы. Далее мы видим, как он не может идентифицировать лицо на правах, не может заставить подышать в трубку, даже отвечать не может заставить, хотя сильно орёт. В конце концов он приглашает её на танец. Они танцуют обычный вальс. Падают желтые и красные листья. Где-то мурлыкает кот.

Кавалер требует у таджика, чтобы ему положили больше мяса в шаурму, когда парочка подошла к киоску.   

"Что за ерунда?" - недоумевает Константин. Лера одобрительно мотает головой. Они идут к железнодорожной станции, перемывая все кости режиссёру Митину. Запахло холодом и жухлыми листьями. Лера шла за Костей и недоумевала: "Какой же этот Митин всё-таки бездарность". Вот едет поезд. Костя садится в него, размахивается его рыжий плащ.

Лера должна была лететь готовить ужин.

Она вспоминала строчки стиха из сна, который вспышкой без всякой системы и последовательности возникал в ней, вспоминала ещё какие-то свои прибаутки:

Кости Кости
Едут в гости.
Отслужил он в армии
Пусть не до конца.
Ходят люди парами,
Ходят без венца.
Нету больше женишка
Ростом в три вершка.

В автобусе на окне прилипли жёлтые лепестки неведомого цветка. За окном на ветке куста махала кому-то жёлтая перчатка. В подъезде своём Лера нашла мёртвую бабочку и сохранила её как трофей.

2.
Лера Свирелина играла на флейте с пяти лет. Первой её композицией была пародия на звон милицейской сирены. Она любила играть в факира. Змеёй был канат, который когда-то папа принёс с работы (Лера так и не спросила, зачем этот канат был у них дома: о барахле не спрашивают). Странный факт, но игре Свирелиной любили подпевать коты. Да, да, уже не игрушечные - самые, что ни есть, настоящие! Тогда Лера была когда-то первым в мире кошачьим композитором, а теперь она ехала в метро с невыполненным заданием по истории театра. Лера продолжала дремать, как над ней раздался громкий и ужасающий голос: "Тебе седину показать, или сама встанешь?" Это был колокол толстой старухи в голубом берете десантника. Тактическое положение бедной девушки было неверное: ей именно нужно было уступать - все окружающие места заняли старики, мамы с детьми. Лере стало неловко.

Вдвойне неловко было на истории театра. Втройне, - что её жалел Туманов.

Вечером не пахло холодом, потому что он стал привычен. А листьев почти не осталось, их вымели. Вечернее метро - это прообраз ада. Ты спускаешься вниз, другие грешницы  и грешники вместе с тобой. В вагонах на сиденьях лежат трупы с закрытыми навечно глазами. Метро города, где жила Лера, имел лишь один круг - самый страшный из адовых. В аду звучал голос каких-то чертей. Голубые клетки с колёсами перевозили заблудших по своим местам. Каких чудовищ не встретишь в этом подземелье! Кажется, Аввакумов читал про католичество сегодня. 

Ночью ей приснился зоопарк. Фокус сна навёлся на осла и страуса. Прогремел голос: "Нет и не будет больше чудес от Бога при виде славы Его, ибо настали последние дни". Вестниками почему-то и были этот осёл и этот страус. Вдруг ей показывают поле брани. Она видит нечто похожее на игру "Warcraft". Идёт смертельная битва, но бойцов не спасают, а откуда-то растут пышные сады и замки. Последнее, что она увидела перед пробуждением, это было слово: ЧЕЧНЯ.   

Её разбудила sms от Кости: "Признание головореза: одна голова хорошо, а две - лучше!" "Юморист, блин", - произнесла Лера и опять уснула. Теперь ей снилась её бывшая школа. Урок математики. Злой преподаватель. Она учится в университете и прогуляла таким образом полугодие в школе. Учитель взывает к доске. Тема Лере совершенно не известна. Дифференциалы комплексных чисел? Нет, её ум здесь чист, как белая доска. Только бы не вызвали, только бы не вызвали! Но злодей вызывает её. Она "ни бельмес, ни гугу". "Вот до чего доводит университет! Поделом тебе: не будешь больше от нас переводиться! Садись, "двоечка" сегодня!" Она садится на своё место. Видит в тетради чужим почерком черными чернилами выведенное: корень квадратный из (100 + 21)?

Теперь Леру будит звонок в дверь. "Может, папа или мама чего забыли?" Лера долго и спешно одевается. Бежит-бежит! Открывает, а там... старушка. Словно видение самой Смерти или Старости перед Сиддхартхой Гаутамой.
- Это 87-ая квартира?
- Нет.
- Но мне нужна 87-ая квартира!
- Ничем не могу помочь!
- А это какой этаж?
- это 10-й, Вам - на 11-й!
Под конец Лера даже нажала кнопку лифта для странной старушки. "Для Вас - хоть на седьмое небо!"

Лера пошла на кухню пить кофе с молоком. В друг её взору предстал целый игрушечный или мультипликационный мир! Все деревья - клёны, осины, дубы, рябины - покрылись сахаром. Каждая веточка - сахарная. Ветер не успел ещё разрушить эту сказку. Застывшие мохнатые снежные монстры. Декорации для ТЮЗ-а! Лере сразу захотелось приобщиться этому чуду. Она взяла фотоаппарат, накинула свою фиолетовую курточку, выбежала на улицу. Осьминоги сухих кустарников вылезали из белой чистой земли. Снег на крышке колодца растаял, из маленького квадратика крышки бездомный котёнок пил тёплую талую воду. При виде Леры он скрылся под "Нивой", стоящей во дворе.  Свет от утренних фонарей и тени от снежинок порождали  быстрых маленьких паучков, снующих по снегу; на их фоне застыли следы голубей. Но появились и новые следы: следы от каблучков Леры.

В эту ночь была метель, а Лере нравилось разгуливать в метель. Она даже не заметила, как перешла три дороги. Видела оптовые цветочные магазины. Защла в магазин рыбных снастей: хотела сделать подарок для Кости. Но сейчас лера брела в одиночестве, думая над курсовой творческой работой.
 
 
 3.
Лера готовила куросвую работу. Надо было написать драму. Сюжет у Леры был витееват. Одни персонажи чего стоят!   

Действущие лица:

1. Царстово Тьмы.

Ведьма Клара Зелубиус.

Троль Дэдди, слуга её, страж.

Троль Дэйми, слуга её, шпион её.

Кощей XII по прозвищу "Злодейнейший".

Шиба, девушка-некромант, дочь его.

Эротон, кентавр, слуга Кощея.

Борис, Леший.

Монстр. 

2. Царство Людей.


Инквизитор Эрик Сэрмер.

Лорд-мэр Города Кэйруана, Слип Смит.

Любава, жена его.

Айрон Эсберри, Генерал армии Города Кэйруана.

Ирвин Тюр, хлебопёк, вдовец.

Генди Тюр, юный сын его. 

Жорж Поупин, разбойник.
 

3. Царство Света.

Анна-Мария Кристини, принцесса Эльфов.

Клуга, принцесса Фей.

Димми, Ангел.

Лада, богиня ласки и нежности.


А также:

Солдаты, горожане, упыри, вурдалаки, эльфы обоих полов и феи.    

Драма писалась легко. Лера подражала братьям Гримм. Но вот с актёрами были проблемы. Где же их всё-таки взять в таком количестве?..

О, Фортуна! В их вуз с лекцией приехал сам Митин. После лекции Лера подсунула текст своей пьесы любимому драматургу. А через неделю раздался звонок. "Ваш сценарий одобрен, приглашаем на съёмки". Так Лера с головой ушла в работу.

А Костя начал ревновать к Митин, каждый день пытался провожать Леру от ворот киностудии. И он настоятельно запрещал Лере соглашаться на все просьбы Митина "подвезти". Наконец дошло до того, что Костя сам купил видеокамеру и создал маленькую студию. Однако работа с Митиным сильнее завораживала дух. Но Митина она не любила, просто чрезмерно уважала. За всей этой суматохой не хотелось терять Костю, поэтому каждые выходные они гуляли по паркам культуры отдыха, а также - по скверам. Они ели шоколад и пили "Колокольчик", презрев пиво и западные бренды. Ели сухарики вместо бургеров.

Костя учил её кататься на сноу-борде. Когда они падали в снег, им был весело как детям. Лера поговорила с Митиным, и Костю взяли в массовку. А потом заболел один актёр, и Косте предложили роль страшного тролля Дэйми. Так кино снова связало Леру и Костю. Почему снова? А потому, что они и начали встречаться с того, что вместе ходили в кинотеатр. Всё на комедии. Здание кинотеатра было похоже на замок. Замок короля грёз.

Любовь Кости и Леры был поэтапной. Сначала они просто знакомыми были. Потом стали по театрам и кинотеатрам странствовать, выставкам и на концерты классической музыки.

А Митин пил из Свирелиной все соки. Заставлял по несколько раз на дню переписывать сцены.

Работа над фильмом продолжалась до весны. Лера от неделе к неделе обнажала своё стройное тело. Это сводило с ума, выводило из сил. Под её чары попали: Костя, Митин, Туманов. Гормоны в них бурлили, как чайник со свистком.

Костя перещёл на скейт-борд. Зацвели каштаны и сирень. Работа над фильмом подходила к концу. Название долго не могли выбрать. Но Туманов как-то подсказал Лере, и ей понравилось: "Последняя любовь инквизитора". Митину то же понравилось.

Премьера состоялась 11 мая. Это был день свободы для Леры. Месяцы упорного труда, убитая клавиатура, мазоли от исправлений ручкой. Фильм при всё своём сюжетном волшебстве был недетским. Эротики там не было, но была сложность и философская загруженность, которые быстро наскучивали детям. Пара критиков разразились хвалебными комментариями в своих небезызвестных изданиях. Но в кассовом отношении фильм прогорел, как подоженный тополиный пух. Правда он и создавался для узкого круга подлинных эстетиков, но обида от неокупаемости не оставляла Митина. Они решили устроить марафон-показ по странам СНГ.

В Республике Беларусь и Туркмении фильм запретили. На Украине встретили овациями. В Молдове фильм не заметили. Азербайджацам фильм пришёлся по вкусу. Армяне и казахи рукоплескали. В Таджикистане был полный провал. Зрателей и сотни не набралось. Узбекистан и Киргизия оценили фильм по достоинству. В итоге фильм всё-таки оправдал свои затраты, ведь его ещё продали в Финляндию, страны Прибалтики, в Японию и Польшу.         

Лето для Леры и Кости началось радостно. Он наконец-то научил её кататься на скейт-борде.

4.
Летом Лера и Костя поехали в Тунис. Костю очень интересовала история Пунических войн и гибели Карфагена. Лере просто хотелось песка, солнца и моря. И ему и ей отель пришёлся по вкусу. Особенно вкусным был шведский стол. Они вместе катались на "банане", пили пиво и ели сосиски в компании немцев. Купались в солёной воде, а Лера даже воспользовалась услугами солярия. "Хотя куда уж больше солнца?!" - думал Костя. По вечерам они, напившись вина, шли на пляж и там долго целовались, смотрели на звёзды и маяк.

Никто не знал, что они киношники. Но киношники очень хотели познать Тунис. Возможно здесь им придёся с Митиным что-то снимать. Лукас же снимал.

Они посетили развалины Карфагена. Некогда это был баня, т.е. терма. Видели один из трёх уцелевших до этой поры колизеев. Катались на верблюдах по сахаре. Посетили священный город Кейруан. Проезжали через солончак. Лера набрала там соли для вынны. Костя украл камешек с руин Карфагена. И вот он потерял сумку, где лежали сувениры для родителей. Потом он сумку нашел, но камушек стал считать проклятым и подарил его знакомомй студентке-итсторичке.

Роман Кости и Леры разввался бурно. Они вместе ходили на стрельбу из лука, на бальные танцы. Одну ночь они просидели вместе, забыв о времени. (Костя утром принесёт ей кофе в постель). Он целовал ещё щёки и плечи. Дурман южных растений кружил им головы. Море навевало нечто из сказкок Грина и историй про благородных пиратах. Они ловили сказочных насекомых и страшных, и прекрасных. Костя подарил Лнере чучело скорпиона. Она подарила ему долгий, животрепещущий поцелуй и взмах ангельских ресниц.    

Костя нарёк Леру тунисской принцессой. Лера назвала Костю Ганнибалом. Им было весело, им было радостано. Но лето подходило к концу. Наши герои вернулись из Туниса и кроме как о Тунисе ни о чём не могли разговаривать.
Оказалось, что у них там мало общих интересов. Костя не понимал драматургию, Лера не считала скей-борд чем-то особенным.

Их отношения были целомудренными. Они расстались под тёплым проливным дождём.