Моя коммуналка. 5. Банный день

Алина Гром
В нашем замечательном доме было только печное отопление. Вода, как уже было сказано выше, из кранов лилась только холодная. Поэтому возможности помыться целиком или принять душ никто из жильцов не имел, кроме "привилегированного класса"- совсем маленьких детей. Их обычно мыли в комнатах или на нашей отдельной кухне. Для такого важного гигиенического мероприятия как помывка можно было пользоваться только общественными банями.
Таким ближайшим к нам предприятием народной гигиены были знаменитые Домниковские бани, расположенные соответственно на улице Домниковке. Сейчас это улица Маши Порываевой.
Обычно банным днем практически для всего нашего коридора назначалась суббота - последний день шестидневной рабочей недели.
Наши чистоплотные бабульки мылись там днем, не ожидая вечернего наплыва, а родители вместе с детьми собирались все вместе после окончания рабочего дня и шествовали туда пешком большой веселой толпой с шайками и вениками подмышкой.
Мы, дети, обожали эти коллективные походы и очень расстраивались, если по каким-либо причинам родители не могли в них участвовать вместе со всеми. Было так весело идти по скрипящему заснеженному тротуару, ловя губами медленно опускающиеся в свете уличных фонарей большие пушистые снежинки и держась за материнскую или отцовскую руку. Мы с любопытством прислушивались к непонятным шуткам взрослых, взрывающихся громким согласным хохотом.
Кроме всего прочего, в банях работал буфет, где почти всегда после банных процедур детям покупали газированную воду и ириски "Золотой ключик". Мне мать покупала несколько дорогих ирисок "Забава", продававшихся поштучно. В изобилии я видела их только раз в году на новогодней елке привязанными за ниточки и висевшими там вместе с нежно оранжевыми мандаринами - обязательным дополнением к елочным игрушкам.
В банях все расходились по отделениям. Отцы вели за руки сыновей, а матери- дочерей. Только совсем маленькие мальчишки мылись вместе с мамой.
После помывки все опять встречались в вестибюле. Распаренные смеющиеся мужчины, сидя на тяжелых диванах из темного дерева, пили из огромных стеклянных кружек холодное разливное пиво, всегда имевшееся в банном буфете. Дети жевали ирис, а женщины, завистливо поглядывая на мужей, утоляли жажду газировкой. Прилюдно пить пиво вместе с мужиками считалось неприличным...
Обратный путь до дома был не таким веселым для детей, как дорога в баню. Малыши шли как маленькие пленные времен Наполеона, замотанные платками и пуховыми шалями, не в силах вертеть головой и продолжать интересные наблюдения за взрослыми.