Отцовское наследство

Наталья Листикова
Было у крестьянина поле с платок, огород с лоскуток да ещё два сына. Вёселые да пригожие пареньки, хоть и без матери росли. Очень любил их отец и баловал. Сам с рассветом встаёт, в поле идёт, а парни ещё на лавках лежат, сны досматривают. Жалко крестьянину сыновей будить, ничего, думает, придёт их черёд — наработаются. Вздохнёт да и пойдет землю пахать или урожай собирать.
Только пришла пора старику умирать. С чем, думает, сыновья останутся, как жить будут? Руки к работе не приучены, а богатства он не скопил...
Видят сыновья, что отец с лавки не встаёт, упрекать его стали.
Говорит крестьянин: «Чую, сынки, близкую смерть, спешу слово вам заветное сказать. Оставил я вам богатство, но достать его непросто. Твоя доля, Иван, на поле схоронена, а ты, Пётр, в огороде свой клад ищи. Отроете — ваше счастье, нет — значит, плохо искали».
Сказал так и умер. Похоронили его братья, вернулись домой да на лавки завалились. Только голод не тётка. Пришлось братьям самим за хозяйство приниматься. А делать-то ничего не умеют.
Пошел Иван корову доить, та его чуть до смерти не зашибла. Захотел Пётр хлеб испечь, получились одни уголья.
Разозлились братья. Зачем, говорят, нам мучиться, когда богатство отцовское в земле пропадает?
Вот и пошли они. Иван взял соху да в поле отправился, а Пётр с лопатой — в огород. Начали искать. Клада нет, как нет.
Сел тогда старший брат на травку и задумался. «И поле всё до донышка пахано-перепахано, и земля вся по горсточке просеяна, может, и нет здесь клада? Пойду-ка я лучше к соседям, одолжу пшеницы, да и засею поле. Все толк будет».
Так и сделал. Засеял поле, стал ждать всходов. Дружно взошла пшеница на ухоженной земле. Радуется Иван, гордится своим полем.
А младший не унимается, всё землю роет. Грядки разорил, кусты поломал, ничего не нашёл.
У Ивана уж пшеница  в колос пошла.
А Пётр все копает.
Созрела пшеница. Обмолотил ее Иван. Хоть поле и крохотное, но урожай хороший собрал. И долг отдал, и целый амбар зерна насыпал.
А Пётр все клад отцовский ищет, отыскать не может. Всю осень прокопал, уж зима на носу.
Зовет Иван брата на пироги, брось, говорит, попусту копать, по весне засадишь огород, соберёшь урожай, всё сыт будешь! Работящего человека Мать-Земля всегда прокормит!
Но Пётр, словно рассудок потерял: «День и ночь за краюху хлеба работать? Ещё немного, и добуду клад».
Вскочил Пётр — и в огород. Ночь уж настала, а он всё копает, глубже и глубже в землю зарывается. Лопата сломалась, он голыми руками землю выгребает. Даже не заметил он, как его тело стало вдруг уменьшаться, съёживаться. И превратился Пётр в крота.
Это Мать-Земля его за жадность и глупость наказала.
А старший брат стал жить-поживать да добра наживать. Недаром говорят люди: самое большое богатство — прилежные да умелые руки.