Клоны, клоны... Копируем успешные книжки?

Инна Криксунова
Сейчас в кино, эстраде и, конечно же, в литературе существует такое явление, как клонирование. Вспомните: когда какое-то произведение начинает пользоваться большим успехом, тут же появляются книги-близнецы, практически копирующие оригинал. Такие вещи создаются с надеждой примазаться к успеху, сорвать свой куш и заработать денежки.

Впрочем, это явление существовало всегда — в частности, в недавние советские времена. Только раньше это называлось ведущим направлением в искусстве. Вспомним многочисленные книги о передовиках производства — сталеварах, хлеборобах, шахтерах, а еще похожие друг на друга балеты и оперы, воспевающие партсобрания и победу социалистического добра над заокеанским злом. 

Через какое-то время общая масса произведений искусства оформлялась в единое целое и обретала схожие стилевые черты. Тогда это уже называли стилем эпохи (вспомним, например, соцреализм).
К чему я это рассказала? Да к тому, что произведения-клоны — это не изобретение нашего времени, они были всегда.

Но сегодня дело обстоит гораздо жестче и циничнее! Теперь идеи и темы просто-напросто воруют друг у друга, и делают это нахально, смело. Мы постоянно видим, как это происходит на телевидении — передачи-близнецы кочуют с одного канала на другой.

То же самое творится и в книжном бизнесе. Как только появится какой-нибудь успешный проект, то другие издательства тут же выпускают книжки-клоны, сработанные по тем же лекалам.

Литература превратилась в бизнес, которым руководят издатели-бизнесмены-продюсеры, чья главная задача – извлечение прибыли. Главное, чтобы книга хорошо расходилась, а этика и поиск новых решений — дело десятое. Ведь новое всегда рискованно, можно и прогореть. Гораздо надежней повторить чужой успех.
Все это издержки рыночного общества. За все риски ты отвечаешь сам…

Поэтому когда на рынке появляется книга, которая улетает, как горячие пирожки, то любой издатель-бизнесмен-продюсер сразу начинает думать, как бы повторить этот финансовый успех?

К тому же есть много авторов, работающих по коммерческому принципу. Они ловят идеи на лету и сразу выдают клоны. Наиболее известный пример в российском книжном бизнесе: Таня Гроттер а ля Гарри Поттер.

Дорогие сообщники, как вы к этому относитесь? Может ли книга, сработанная по предложенному шаблону, быть качественной? Ведь иногда бывает, что копия, сделанная хорошим художником, получается лучше оригинала. Например, пьесы Шекспира, написанные по древним балладам и сагам, оказались в итоге несравненно лучше оригиналов, служивших им первоисточниками.

Согласились бы вы написать книгу- клон, если бы издательство сделало вам такой заказ? Могли бы вы принять это как вызов: «А давай-ка я напишу книгу лучше, чем это было в первоисточнике»?.. Интересно узнать ваше мнение.
***
МОЙ САЙТ: http://inna-kriksunova.ru  Много интересных статей!