Гора народная

Звездин Владимир
          Устье Маньи  находится прямо в поселке Саранпауль. Но до него километров девяносто, вдоль реки, по бездорожью. По лесам, камням по руслу речек, ручьев. Пригодился мой опыт валки леса. Шли по азимуту и карте. Дошли до притока Маньи, Его под камнями не видно вообще. Ели нашли место, чтобы достать воду. Слышно как шумит под ногами поток. Русло, не обозначено совершенно, под ногами покрытые мохом булыжники. Такое чудо я видел впервые, очень любопытное  творение природы.


В те времена, в самых неожиданных местах, можно было наткнуться на дикий склад ГСМ. Кому-то, когда-то,  кем-то  оставленные на видном месте бочки, с дизтопливом и бензином. Забрасывали их на вертолетах с запасом на перспективу, и на случай нуждающимся буровикам, геологам по традициям охотников. Как они спички да соль оставляют. Но так как мы шли первопроходцами, нам такой склад не попадался.  В конце концов, у нас закончилось горючие, вездеход наш встал. Луиза наша, дама щепетильная, с проблемами в эфир не выходит. Объясняя это тем, что эфир,
– это как кухня в коммунальной квартире. Будут трепать наше доброе имя,  советовать разную ерунду, а помочь, толком не подумают.


Стали решать вопрос, о посылки гонца, тем более что большую часть пути мы уже прошли. И представьте себе, как всегда вдруг. Сидим, на бережку, гоняем чаи,  из-за поворота,  вверг по реке, вылетает моторная лодка. Увидев нас, конечно остановились. Угостили их чаем, договорились, что завтра утром, возвращаясь, одного нашего гонца они заберут. В гонцы напросился я, так как собрался сразу улететь домой, все мои отпуска кончились,  и я обозначился прогульщиком. Нужно срочно спасать репутацию. Подкатили они рано, не долгие сборы получил наставления, даже простился. Обещали доставить меня в Сарнпауль, через полтора, два часа. Правда, добавили, если все будет в порядке. Значит, я могу успеть на самолет до Березова, а они к вечеру получат солярку.


 Но разве бывает всегда все в порядке. За первым же поворотом,  влетаем с ходу в перекат, и  винт мотора летит. А запасной, сломался, когда еще к нам добирались. Вышли на берег вырубили пару шестов и методом  отталкивания поплыли.
– А раз ты торопишься, бери гитару, и  пока ты поешь, мы гребем. 
– Тогда братцы, будете толкать без остановки до поселка.
Уж что только я им не пел, но добрались до места только к вечеру. На самолет  конечно опоздал. А наследующий день прилетает профессор Баранов. И началось
 – Володя ты мне нужен.
 – У меня  закончились два отпуска, срочно надо на работу.
– Какую тебе нужно справку.
От любой справки, которая оправдала бы, мой потенциальный, прогул я отказался. Тогда он меняет тактику.
– Я не сказал, куда тебя зову. Мне нужен надежный товарищ, что бы спустится по Халмерью. Идем ты, я, и мой студент из Тюмени.
 Я задумался,  Халмерью, это у хантов река смерти. Вот где можно лихо прокатиться. Начало берет с горы Народная, самая высокая гора на Урале ее высота 1894м. Я не сплавщик, и не интересовался какой категории сложности сплав. Я о ней слышал, в основном от геологов, и диких туристов.


 Не далеко от  выхода с гор на равнину. Самое опасное место называется «труба». Здесь река сужается, ее воды разгоняясь, как бы закручиваются, между двух стоявших посреди русла, как ворота, скал. На выходе небольшой сюрприз, водопадик всего то около метра. Но про него могли знать только те, кто проходил трубу. Нам, такие знатоки, не попадались.  Перед этой козьей мордой, о ней иначе не скажешь, нормальные люди останавливались за долго, и на веревках осторожно спускали лодки, обходя это проклятое место.
Нет, от этого я отказаться не смог, и конечно согласился. Узнав об этом, Луиза обозвала меня предателем. Потому, что не поехал с ней, еще на один маршрут.


Где-то, через день, мы на вертолете полетели на эту гору. Летели буквально вдоль нашей реки. Всю ее разглядели, сверху она красивая, мирная, я даже подумал, ну извивается она как змея, а так посмотреть, что тут смертного, река как река. Но с первого момента, как только отошли от берега,  подхватила она нас, и помчались мы как угорелые. Ели, успевали обходить камни, и отбиваться от скал, на которые нас тащило течение, то к одному  берегу, то к другому. Наша собака, которую мы по традиции позаимствовали в аэропорту, не выдержала, и спрыгнула при удобном случаи. Жалко не угнаться ей за нами по берегу.


Но велико было наше удивление, когда вечером, она буквально прибрела к нашей палатке. К ужину не опоздала, покушала, благодарно помахала хвостом, и прямо упала и уснула. Храпит, повизгивает, ну точно наши братья. Мне кажется, как и мы, они видят сны. Когда, я, проходя мимо, наступил на сучок, она спросонья так шарахнулась и ударилась об дерево, что даже заскулила. Пришлось ей открыть банку с тушенкой. По совместительству я был поваром и мог себе это позволить. На следующей стоянке она нам устроила розыгрыш.  Я лично снял с костра закипевший чайник. А как начать пить чай, его не  где не оказалось. Нас, троя, и ни кто не знает, куда девался чайник с кипятком. Аж, переругались. А наш младший брат, лежит, свернувшись на чайнике. Мы подумать даже на него не могли.