Василий Иванович о пьянстве

Петр Мичурин-Анисимов
Про Василия Ивановича

- Эх, Петька! Спиваются бойцы! – говаривал Василий Иванович. – И воспрепятствовать этому я никак не могу. Сам понимаешь, война!
Василий Иванович – Царство ему Небесное! - спиртного не употреблял и другим тоже не давал употреблять. Бывало, бойцы к костерку подсядут, достанут из рюкзаков по жестянке девятки, а Василий Иваныч как налетит:
- Еще раз с пивом замечу, расстреляю к чертовой матери!
Строгий был командир. Сухой закон во вверенном ему дивизионе соблюдал очень сурово. Но в защиту его скажу, что на моей памяти никого за злоупотребление на тот свет не отправил. Жалел, видно, бойцов. Хорошо понимал, что война и разруха всех достали, а другой отдушины у мужиков нет.
- Всех расстреляешь, а с кем тогда воевать? Нет, Петька, к этому делу надо подходить по научному. Вот кончится Гражданская, напишу книгу «Как бросить пить?» Но так, чтобы без всяких кодирований, без всяких хрен знает что, а по-простому, по-нашенски – чтобы вот так: взял сразу, и бросил!
- Что бы так, по-простому взять и бросить? Нет, такого, Василий Иванович, не бывает! – говорю. – Вот знающие люди говорят, что надо хотя бы дохлую кошку в ведро с водкой окунуть.
- А я тебе, Петька, говорю, что можно и без дохлой кошки! Знаю метод, как безболезненно покончить с пьянством, о чем и напишу.

Гражданская так и не кончилась, а Василия Ивановича настигла вражеская пуля, и унес он свой драгоценный секрет с собою в могилу.
Незадолго до его героической кончины, я у него и спрашиваю:
- Василий Иванович! Скажи по секрету: в чем заключается метод?
- Эх, Петька, тебе не понять! – горько вздохнул Василий Иванович. – Впрочем… Вот, допустим, ты, Петька – как часто ты пьешь?
- Так я, Василий Иваныч, вообще не пью.
- Врешь, Петька!
- Ей богу, Василий Иванович, не пью и не курю!
- И даже не пробовал никогда?
- Никогда!
- Так как же я тебе объясню мой метод? Ты меня не поймешь!

Так и не поделился Василий Иванович своим секретом.
Хотя я и отношу себя к постперестроечному поколению, но тоже из-за пьянства здорово пострадал. Сейчас бы мне и пригодился его секрет, да я его, увы, не знаю. И никто не знает.

Вот посмотрите сами: куда не приду на работу, везде повторяется одна и та же история – спиваются мужики.  Сначала все идет хорошо. У нас на Севере к тому же с продвижением быстро - месяца через два-три, глядишь, ты уже мастер или начальник. Коллектив подбирается работящий, непьющий – кажется, все в порядке: работай и продвигайся себе по служебной лестнице. Ан нет! Проходит некоторое время, снимают меня с должности. Знаете, за что? За то, что рабочии мои запили. Ну, рабочих, понятное дело, увольняют (такие вообще никому не нужны), а меня за спаивание подчиненных - в водители. В водители, сами понимаете, почему? Потому что я единственный не пью.

Как же так получается? Я не пьющий, а подчиненные мои запивают по черной! Действую я на них что ли разлагающе? Или правильного метода руководства не знаю? Много раз я задавал себе этот вопрос, а ответа так и не нашел.

И все время повторяется одна и та же история: из водителей – в руководители, из руководителей – в водители. А потом опять все по новой. И спиваются мои бойцы по странной и непреодолимой причине. «Жаль бойцов!» - говорил Василий Иванович. А что делать? С ними ни воевать, ни карьеру делать.

Может, и в самом деле надо было расстреливать?