День знаний

Владимир Челухин
ДЕНЬ ЗНАНИЙ

Кажется, это было в Костроме. А может быть и где в другом месте нашей необъятной Родины, потому что пенсионеры и ветераны у нас всюду есть, живет в России уже не одну тысячу лет русский народ с доброй русской душой, пережившей уже не одну сотню всяких войн, катастроф и лихолетий, и которую никогда не изменят никакие  «реформы» и «демократы», русскому сердцу которого всегда были и навеки будут близки и понятны страдания кого бы то ни было и никогда его не ожесточит  ни наглость американца, ни хитрость китайца, ни жесткость немца и никогда ему не привьется жестокость и бездушие чуждого ему западного образа мыслей и поступков. Слишком много страданий ему пришлось пережить и жесткий северный климат тому порукой.
          Вовка был северянином, потому что родился на крайнем Севере, в городе атомщиков Билибине. Родители Вовки были учеными и работали на атомной станции. Они жили хорошо. Но в стране началась «демократия», появился президент Ельцин и вовкины родители перестали получать зарплату. Когда положение стало совсем критическим, родители Вовки собрали последние деньги и ближайшей оказией отправили его, как отправляют в подарок книжку или еще какую ни будь приятную мелочь, к его дедушке и бабушке. Так Вовка, чистый северянин, родом из суровых Магаданских краев, куда раньше ссылали всяких разных бедолаг за их прогрешения, оказался в Костроме. Его дедушка и бабушка доживали свой век в небольшой квартире почти в центре Костромы, перебиваясь на две небольшие пенсии и стойко выдерживая различные государственные и природные напасти в виде повышения цен, квартплаты, засухи, перебоев с газом, водой и прочих испытаний. которые неведомо за что наслал на них Господь в самом конце их жизни, когда по всей разумной логике они должны иметь покой и спокойствие за свои почти сто лет трудового стажа на двоих.
Появление Вовки, который был доставлен к ним оказией, было ими встречено подобно очередному извещению о невыплате пенсии сообщению о повышении курса доллара или указу президента Ельцина «О ветеранах» – радостно и тревожно. Как всегда в таких случаях, о данном событии ими подробно было рассказано всем  ветеранам и пенсионерам двора, которые, сидя на лавочках у подъезда, не торопясь обсудили это событие и отнесли его к разряду обычных природных явлений, сложных по своей сути, но не относящихся к катастрофическим. Согласившись с таким общественным мнением, бабушка и дедушка, охая и кряхтя, жалуясь кто на поясницу, кто на непослушные от старости руки, приступили к перестройке своего, годами устоявшегося быта, так как Вовке надо было на чем-то спать, куда-то складывать одежду, обувь, книжки и китайский пластмассовый пистолет – точная копия боевого и фронтового русского ТТ, который он привез с собой. Где-то пришлось потесниться, где-то что-то передвинуть, чего-то убрать подальше до лучших времен. Одну подушку отдать, диван приспособить под кровать – в общем через неделю все с божьей помощью утряслось, наладилось и как-то вошло в более менее спокойное русло.
К слову сказать, Вовка, несмотря на то, что еще не учился в школе, а только собрался в этом году идти в первый класс, оказался мальчишкой не драчливым, сообразительным и, как очень скоро выяснилось, обладал целым набором уникальных талантов. Все обитатели двора почувствовали это достаточно скоро. Две собаки, которые жили одна в доме, другая во дворе, очень быстро с ним познакомились и при встрече радостно виляли хвостом. Причем первая была породистой, и ее выводили на поводке, а вторая – обычная дворняжка. Вовке даже доверяли гулять породистую собаку на поводке.  Соседский серый, с зелеными глазами и пушистым хвостом кот, более всего предпочитавший дремать на коленях своей хозяйки, когда та сидела на лавочке у подъезда, донельзя не любил мальчишек и считал, что любой мальчишка равноценен собаке по своему вредному воздействию на кошачье  племя, но Вовке он разрешал брать себя за лапы и быть за вовкиной шеей в качестве пушистого и усатого воротника на плечах, когда Вовка бегал по двору.
Дворовое шахматное сообщество было также быстро покорено Вовкой, так как в первом же своем шахматном матче с седовласой пенсионерской сборной двора Вовка как то тихо и очень обыкновенно поставил им мат.
На праздник день Победы перед целой лавкой сидящих ветеранов войны с медалями на пиджаках Вовка так душевно спел несколько фронтовых песен, в том числе таких как «Темная ночь», «Вьется в тесной печурке огонь» и «День победы», что один из фронтовых ветеранов не выдержал, растрогался до слез, снял свою фронтовую медаль «За отвагу» и приколол ее Вовке на грудь. А еще Вовка умел рисовать и когда дедушка по его просьбе купил ему краски, рисовальную бумагу и кисти, он нарисовал такие красивые рисунки, что бабушка устроила их выставку прямо в подъезде на стенах. Смотреть на эту местную Вовкину картинную галерею приходили не только с других подъездов, а даже из других домов. Эта картинная галерея просуществовала почти три недели. И лишь когда с нее стали исчезать рисунки, унесенные предположительно местными девчонками – вовкиными сверстницами, бабушка собрала рисунки и спрятала в комод для сохранения на вечные времена.
А еще Вовка сумел обуздать говорящие китайские часы, с которыми приключилась такая история. Когда вовкин папа гостил у бабушки с дедушкой год назад, он в день отъезда подарил им китайские настольные говорящие часы, приобретенные  у местной коммерсантки. Часы были красивые и что особенно было интересно – при нажатии на шляпку они тотчас говорили сколько времени голосом с китайским акцентом, например, “ Тлинадцать часов тлидцать минут”. Часы всем понравились и папа довольный уехал в тот же вечер. Однако, глубокой ночью, когда бабушка с дедушкой умиротворенно спали, часы вдруг неожиданно закуковали, затем прогорланили петухом донельзя перепугав бабушку и китайский голос приятно объявил время “  Два часа тлидчать минут”. Изумленный дедушка повертел эти часы в руках, но ничего поделать не мог, так как не знал как ими пользоваться, а прочитать китайские иероглифы не мог и подавно, так как отродясь не знал и не слыхивал китайского языка.  Следующие несколько ночей часы исправно будили среди ночи деда с бабушкой своим петушинным криком и так же аккуратно им объявлялось время. При этом дедушка вспоминал свое детство в деревне и крики деревенских петухов, но бабушка, выросшая в городе, потребовала “ укротить этого супостата”. Но, так как обезглавить этого электронного петуха было невозможно, а как укротить – никто не знал, то часы спрятали подальше в шкаф, накрыв одеялом. Однако, и оттуда среди ночи упорно доносилось петушинное пение, которое нарушало чуткий сон стариков. Неизвестно, сколько бы это наваждение продолжалось, если бы один из дворовых электрических умельцев не вытащил бы батарейки из часов и они надолго замолчали. Возможно эти часы и пролежали бы так до конца света, если бы не попались на глаза Вовке. Вовка, как и все мальчишки, используя  новейшие научные методы познания, именуемые в народе “ метод втыка или проб и ошибок”, быстро вычислил алгоритм управления часами и настроил их так, что они исправно кукарекали в положенное для пробуждения утреннее время.
   Как-то скоро и незаметно жаркое и звонкое лето отзвенело, наступили последние его дни и тут вдруг бабушка и дедушка вспомнили, что надо собрать и готовить Вовку в школу. Нельзя сказать, что они совсем забыли и не помнили об этом. Но они старались как можно меньше об этом вспоминать и все откладывали эти хлопоты в надежде, что все может решиться само собой. Но настал день, когда откладывать дальше было уже нельзя. Как всегда в таких случаях бабушка и дедушка поделились своими заботами на лавочке с ровесниками и ровесницами. Учтя все мнения и сообща посчитав, что надо, чтобы Вовку снарядить в школу, все задумались. Получилось, что для этого необходима сумма денег почти аж в 600 рублей. А где же было взять такие деньги двум немощным пенсионерам, месяцами не получающим пенсию? Денег не было ни у кого. Помолчав и еще подумав, кто с трудом двигая непослушными от старости или подбитыми в боях с врагом ногами, кто согнувшись под тяжестью прожитых лет дружно разошлись по своим комнатам, углам и квартирам. Весть о том, что Вовка может не пойти в школу, тронула всех. На следующий день часть обитателей двора потянулась на рынок и ближайшие остановки с раннего утра с собранными на дачах цветами, ягодами и другими плодами своего дачного труда. Другая часть стихийно образовала депутацию из двух наиболее уважаемых ветеранов, которые были посланы домой к местной коммерсантке или как ее еще звали «челноку», японская «Тойота» которой стояла у подъезда и ждала свою хозяйку. К вечеру следующего дня выяснилось, что собрано было почти тысяча рублей, причем триста из них было выделено по такому случаю коммерсанткой, а остальные были заработаны продажей цветов и овощей на рынке остальными.
Экипирован Вовка был на славу. За день до 1-го сентября, когда Вовка должен был идти в школу, все население дома пенсионного возраста перерывало свои комоды, сундуки и шкафы в поисках подходящей для такого случая парадной одежды. Чистились, чинились и гладились старые выцветшие парадные кители, блузки, кофты и мундиры. Начищались медали, орденские планки и давно не чищенные башмаки.
   В день знаний – 1-го сентября, Вовка, экипированный по всем правилам и современным понятиям с прекрасным, оснащенным шифрованным цифровым замком японским дипломатом, гордо шел в школу в окружении большой группы опрятно, чисто и празднично одетых ветеранов войны и труда, на груди которых блестели медали и ордена, а в руках букеты гладиолусов, хризантем и других вершин дачного цветоводства.

17.09.98г.
г. Хабаровск.

В НЕТе страница любовь-и-счастье.рф, Cheluhin-va@mail.ru т.  89098980231