Сватовство

Ирина Тананайко
        Я  часто  сталкиваюсь в произведениях про Афган с Тузельским военным аэропортом. Так случилось, что в восьмидесятые годы я знала про Тузель только то, что оттуда нам везут в госпиталь раненых. А вот когда я уехала из Узбекистана в Одессу моя ближайшая подруга приобрела с мужем там дачу, почти перед самым развалом Союза.  Когда я рожала второго ребенка, мне как то было не до поездок на дачу, потом я долгое время не была дома, а потом приезжала в зимнее время, когда на дачу не поедешь. И вот в 2001 году я попадаю в Узбекистан в сентябре месяце, самое лучшее время года – на базаре завались фруктов, жары нет, но купаться еще можно. На тот момент я была самой счастливой  женщиной на свете: дети здоровы, никаких аварий, мамочка живая и отец бодрый, энергичный. Мои мужчины отпустили меня из дому на неопределенное время, с детьми и мужем остался свекор, то есть за домашних я была совершенно спокойна. Моя задача была поставить памятник свекрови в Термезе. Свою эпопею с обелиском я почти дословно описала в «Восток – дело тонкое», здесь я хочу рассказать про дачу.
          Со стороны дальнего забора от центральной проходной Тузельского аэропорта, начинаются кишлаки и дачные участки, вот Тасина дача именно там и находится в кооперативе строителей. Рядом с дачами находится шумный, ледяной и очень опасный своими омутами Чирчик, а посему  почти на каждом участке есть бассейн. Но самая большая крутизна – сауна - есть не у всех. Домики прочти у всех одинаковые, одноэтажные, но с подвалом и жилым чердаком – «пентхаусом» в переводе на новый русский язык. Во дворе обязательно шикарный виноградник и розарий, остальное по вкусам хозяев отличается: у кого огород, у кого цветы.  Посреди двора топчан с матрасами, одеялами и курпачушками (маленькими, очень удобными подушками), рядом мангал и котел на тандыре. То есть все удобства, я смогла оценить в первые же выходные. Mы собрались: подруги, кто с мужьями, кто без – за них мы честно пили. Сидишь в сауне, потом в бассейн. И прямо в купальнике ложишься на топчан к дастархану и начинаешь согреваться и закусывать пловом, шашлыками, шурпой, самсой или мантами, что мужчины наши приготовили. Вы не подумайте, что у нас там сплошной матриархат, дома, на кухне мы женщины готовим, но к мангалу и котлу нас не подпускают, используют только на подсобных работах. Так как мужья и почти все подруги работают, то собираться на даче мы могли только в выходные.  Да и меня из дому родители только на одну ночь соглашались отпускать. Памятник делали почти три недели: за это время случилась трагедия 11 сентября, в Тузельском аэропорту приземлились американские самолеты и в ближайшей махалле можно было видеть американских военных. Если в начале моего отпуска все тосты были за мой приезд, то в конце стало среди моих подруг царить уныние и уже пили за мое близкое возвращение, но сначала мне нужно было отвезти памятник в Термез и одни выходные у меня выпадали. Я пожелала собравшимся девчатам хорошо посидеть без меня, они в ответ пожелали мне хорошей дороги и быстрейшего возвращения. За пять дней нам с отцом удалось все сделать и на обратной дороге заехать в Самарканд, где в то время служил мой племянник. Вернувшись, вечером я поехала к Тасе.
           В доме прочно обосновалось уныние, переходящее в тихую панику, что даже для моего отъезда явно было лишним. Понятно, что тихое поведение моей подруги должно было объясняться еще чем то. Естественно я поинтересовалась у ее мужа:
-Как тебе удалось перевоспитать жену, что она изображает из себя покорную восточную келин?
-Сам не знаю, но после выходных на даче, я уже начинаю себя чувствовать повелителем гарема. Хотелось бы знать это надолго или мне лучше не привыкать? Может, по старой дружбе узнаешь?
-А что они сильно перепились?
-Нет. Мы когда приехали, они, трезвые, чай пили.
-Может, заболели?
-Да, нет по бутылкам – доза всегдашняя.
-Подожди, а вы что пили отдельно?
-Да, понимаешь у нас с Васькой клиент срочно образовался, мы после третьей рюмки собрались и рванули в город, малые с нами запросились, там по телеку что то жутко страшное показывали. Девчата их отпустили с условием, что они утром вернутся посуду мыть. А мы пока все дела порешали, клиент пригласил сделку обмыть в чайхане, в общем, вернулись мы часа в четыре утра. Девчата сидят за дастарханом: толи злые, толи мрачные и чай пьют.
-Может, поругались?
-Да фиг его знает, вроде по телефону общаются.
         Да задачка интересная оказалась, покормили мы с подругой ее мужа и отправили телевизор смотреть, дети еще раньше с кухни испарились. Приступила я к допросу с пристрастием:
-Колись, подруга, что произошло?
-Не морочь голову, просто не хотим, чтобы ты уезжала.
-А то я уезжаю в первый раз, за шестнадцать лет не привыкли. Не финти, ты ж  испуганная, а то я тебя не знаю. Я еще остальных не видела, ведь все равно расскажете.
         Подруга потерянно пожала плечами и покорно устроилась рядом на диван.
         А дела в тот вечер разворачивались следующим образом. Девчонки, расстроенные моим отъездом и несдерживаемые мужьями, решили внести изменения в наш постоянный протокол. Исключили сауну и бассейн. В расстроенных чувствах, они не заметили, как уничтожили весь запас горючего, включая НЗ. Ближе к двенадцати, когда пить уже было нечего, в них проснулся супружеский долг: приедут суженные, а пить им нечего.  В летнее время на въезде в кооператив работал круглосуточно ларек со спиртным и напитками. Но он прекратил свое существование после закрытия дачного сезона, то есть на момент этой истории ларек не работал. Но естественно, эта мысль в «мудрые» головы не пришла. Подруги сползли с топчана, накинули на купальники чапаны (теплые ватные  халаты, все - таки уже конец сентября), сунули ноги в ичиги (калоши) и побрели в сторону входа. Ориентироваться они собирались на огни ларька, но так как он стоял заколоченный, то дамы благополучно миновали его в темноте, даже не заметив. Движимые долгом, они брели по пыльной дороге мимо спящей махали, в которой тоже было темно. Примерно, через час своего квеста, они стали уставать и решили отдохнуть. Не задумываясь даже на секунду, куда присесть, девчата устроились прямо на дороге и начали обсуждать своих благоверных. Ведь если бы эти паразиты не уехали, они бы не напились и уж тем более не брели неизвестно куда глубокой ночью. Причем зачем они идут, подруги уже давно позабыли, так как приняли весьма достаточно. То, что они держались на ногах, это заслуга только лишь мединститута.
         Тема была выбрана верна, и через некоторое время были вспомнены все грехи суженных, в общем, разговор скатывался к тому, «что все мужики сволочи и …»  И тут дамы вычисляют, что на данный момент одна их них не имеет за своими плечами «сволочь», то есть является свободной, то есть невеста. «Да, все мужья – сволочи, но без них плохо, даже ругаться не на кого. И вообще, в реестре любой уважающей себя дамы должен быть муж» Естественно, была определена самая ближайшая цель – найти мужа. Их не смутило, что время, мягко говоря позднее, что они одеты как дервиши ( хотя честно говоря, вели они себя примерно также), а самое главное, что женихов рядом нет.
            Начав бурно обсуждать эту интересную тему, девчата пришли к мысли, что муж нужен американец. Почему именно американец, подруга мне объяснить не смогла. Досадливо отмахнулась от меня, чего ты от пьяных хочешь. Лично мое мнение, просто последние дни Америка с уст не сходила, вот ассоциативная память и подвела. Неженатый американец в Узбекистане в два часа ночи среди хлопковых полей – не ПРОБЛЕМА! Они пошли логическим путем: потенциальные женихи находились под боком, на Тузельском аэродроме. Девчонки, держась  друг за друга, поднялись и поломились напрямик через хлопковые грядки. Для тех, кто не знает, к тому моменту, когда эта сельскохозяйственная культура созревает для сбора, она представляет собой колючий кустарник. Половину ваты из халатов, они оставили на полях. Каким образом они соорентировались и вышли к аэродрому, подруги и сами понять не могли.
           Остановились мои девушки, только когда уперлись в забор. Кстати, вот как раз он не изменился. Бетонное заграждение в две панели, одна на другой. Высота весьма приличная, но при желании для физически развитого человека залезть не проблема, но по верху идет колючая проволока под током. Ну, ни я, ни мои подруги к физически развитым даже в школе не относились. Так что остались они под забором, в трех шагах от счастья, в смысле от голубой мечты выдать выгодно замуж товарку. Пьяные, грязные, исцарапанные девчонки грустно устроились опять же таки на земле, и тихонько покачиваясь из стороны в сторону что – то стали себе мычать под нос. В конце концов, мычание перешло в пение. Должна сказать в нашей компании, я самая безголосая. Вскоре над хлопковыми полями понеслось слаженное пение. Окрестные шакалы сначала замолчали в удивлении, а затем стали стягиваться в район издавания звуков, активно вмешиваясь в этот процесс. Сколько продолжался этот концерт, сказать трудно, но на аэродроме заинтересовались.
          В момент исполнения «Мы странно встретились…»над забором появились три мужские головы в касках. Воцарилось минутное молчание: у девчонок «в зобу дыханье сперло» от такого счастья. Сватовство удалось!!! Не вставая с земли, толкая друг друга плечами и руками, они мучительно пытались вспомнить словарный запас английского языка в школьном объеме. Старания не остались напрасными и вскоре в эфир полетели перлы.
 -Ай вонт ю!
-Ми лайк ю!
-Ай лав ю!
-Ай вонт ту кис ю!
            На этом интеллектуалки иссякли, и воцарилось молчание, после чего головы исчезли. Подруги, расстроенные тем, что сватовство не удалось, поднялись и побрели обратно, причем траектория пути, приведшего их к аэродрому, не совпадала с обратным возвращением. К тому моменту, когда девчата подошли к неизвестно откуда взявшемуся арыку, к ним подъехал армейский джип. Чем думали американцы, пускаясь в эту авантюру, сказать трудно: толи за две недели оголодали и готовы были броситься на кого угодно, толи любители экзотики, толи решили, что это представительницы древнейшей профессии из местных аборигенок. Не знаю, а может вообще в темноте не разобрали, что дамы постбальзаковского возраста. У девчат к тому моменту в головах наступило просветление. Сами попробуйте после обильного возлияния не лечь спать, а заняться кроссом с препятствиями, да и на улице уже весьма прохладно к этому времени,  роса выпала. То есть, общаться с женихами им к тому моменту расхотелось, пятясь к арыку,
они отступали от вылезших из джипа трех мужиков.  Когда отступать стало некуда, девчонки вошли в арык, благо на ногах калоши.
           Тут надо пояснить, что в арыках Средней Азии находится масса разнообразных вещей, так как арыки выполняют не только ирригационную функцию, но и канализационную. Выбрасывают в них всякий хлам кому не лень. Переговариваясь между собой: выясняя кому, пришло в ум эта бредовая идея, вспоминая всех своих родственников женского пола и представляя размеры катастрофы, если вдруг придется нарушить супружеский обет, подруги влезли в арык уже по пояс. Мужикам видно сильно хотелось пообщаться, тоже поперли в канал. В это время, теряя от страха сознание, Тася поскальзывается и падает в воду с головой, подруги с двух сторон пытаются ее поднять и падают тоже. Тася, пытаясь подняться, руками елозит по дну и цепляет какую - то железяку. Как оказалась это была велосипедная цепь.
           Теперь, картина Репина «Приплыли»: Три местных националки, сверкая голым телом ( чапаны, были только накинуты на купальники), выскакивают из воды (протрезвели, сумели встать на ноги), одна отбрасывает от себя в сторону американцев что то железное, вторая орет «Аллах, Акбар», а третья вообще вся в проволоке (зацепилась за халат, пока в арыке Тасю спасала). Цепь до американцев не долетела, они испарились раньше. Девчата утверждают, что были очевидцами телепортации.   Это как же стараются средства массовой информации, что три американских военных испугались моих дурищ, приняв их за шахидок – смертниц.  После того как реальная угроза супружеской верности исчезла, девчонки мокрые поспешили на дачу. Там они переоделись, и пока две подруги уничтожали следы «преступления», хозяйка дачи устремилась к сторожу дачного кооператива дяде Садыку. Обычно, в отсутствии конкуренции, спиртное можно приобрести у него. Но в пьяную головы это не пришло, а посему и появилась на свет эта история. Зря, иностранцы не верят в «Иронию судьбы…» - быть такого не может. Это у них не может, а у нас…



Одесса - Ташкент