Первая прелесть

Владимир Юров
Нетронутый старостью старик сидел около костра. Дети интересовались, а как это так: «нетронутый старостью старик?». Мужчина ответил: «Вот сейчас зайдете к нему и сами всё узнаете». Дети, боязливо прижимаясь друг к другу, змейкой побрели ко входу в пещеру. Их впервые ведут к мудрецу. Девять лет... А по традиции это именно тот возраст, когда ребенок становится юношей. Старшие братья пугали, рассказывали самые невероятные истории, говорили, что мудрец будет сечь розгами, а тот, кто пискнет, уже никогда не станет мужчиной. Ясное дело они были напуганы.
-Заходите, не пугайтесь, - детский голос, писклявый и пронзительный, совсем не старческий, поманил к себе. Ребята зашли под свод широкой пещеры. Вдали было слышно, как оторвавшись, капелька воды упала на каменистый пол. А потом ещё одна и ещё... Привычный звук для жителей пещер. Этот звук ассоциируется у них со спокойствием, безопасностью, домом. Ведь снаружи опасно, а тут... Тут тепло.
-Вам уже девять лет. Уже взрослые и должны знать всё, что вам нужно знать. Поэтому усаживайтесь удобнее и начинайте слушать!
-А нас не будут пороть розгами? – поинтересовался самый храбрый малыш, который прятался за спину другого.
-Нет, не пугайтесь. Это всего лишь одна из сегодняшних прелестей. Вы унесете её от меня ровно, как и все остальные. Я уверен, что каждый из вас расскажет своим младшим братьям, как жутко вас порол мудрец, не правда ли?
Малыши, до которых пусть и не сразу дошел смысл сказанных мудрецом слов, просияли.
-Вот, уже лучше. Меня пугаться не нужно, считайте меня своим другом. Зовут меня Зурх. Вам девять лет, а мне двенадцать, поэтому считайте в большей степени меня другом, а не седовласым стариком, каким вы меня представляли.
Ребята суетливо зашевелились и пытались как можно удобнее сесть на ребристом полу.
-Вы что-нибудь слышали о динозаврах? – ребятня передернулась, как будто Зурх сказал гадость. – Вам нельзя о них говорить, знаю. Это часть вашего воспитания. Зло – останется снаружи, а добро в пещере. Но вы уже окрепли, поэтому пора прекращать бояться. Ваш страх может легко перерасти в слабость. А слабость – самый худший грех, о котором говорить не стоит. Динозавры (некоторые опять подпрыгнули на месте) другое дело. Ваши мамаши называют их исчадиями ада. Поверьте – это не так. Они нападаю на вас по тем же причинам, по которым вы ловите рыбу в пещерном озере. Они хотят есть и хотят жить. Вы для них рыба, которая ходит на двух ногах, а ещё умеет говорить. Так отнеситесь же к динозаврам (не дернулся никто) тоже как к рыбе. Только несколько большей, чем сейчас ловите вы. Тогда вы превратитесь в бесстрашных охотников, которых так умело рисуют ваши матери. Не думайте, что приобретя смелость, её утратят динозавры... Нет, напротив, там все останется на месте.
Но потерять страх, не значит стать охотником. Вам нужно многому научиться. Вы взрослые и просто не имеете права зависеть от своих родителей. Они оставят вас и уйдут к вашим братьям, к тем, которым вы, улыбаясь, будите хвалиться добычей и рассказывать про меня страшные истории.
Каждый из вас принес копье, каждый прихватил лук. А теперь ответьте на вопрос, для чего они вам необходимы, не стесняйтесь, по очереди. Давай ты первый, паренек.
-Для того, чтобы убивать динозавров! – и он гордо постучал себя по груди.
-Ты смел и ответ твой достоин вождя, однако, кто думает иначе?
-Это оружие! Им я буду защищать свой дом!
-Ответ достойный отца! Ты вырастишь отличного сына, а твоя жена будет счастливой женщиной! У кого-то ещё есть ответ?
Рука самого маленького мальчика боязливо поднялась.
-Да, малыш?
-Мне это необходимо, чтобы жить. А жить – это убивать врагов, защищать семью и помогать друзьям.
-Ты мудр. Твоего брата зовут Эролл?
Малыш кивнул.
-Невероятно, но он дал мне тот же ответ, тот же ответ дал и твой отец, и твой дед. Я знаю, что никто из них не рассказывал сыновьям обо мне, по крайней мере, правды. Но в ваших венах течет кровь мудрецов.
-Что ж, думаю, ответов больше на сегодня не последует...
Однако к удивлению мудреца воздух пронзила ещё одна рука.
-Нет, я хотел сказать.
-Ну, так говори, - сказал удивленный Зурх.
-Мне они нужны для печи.
-Что? Коим образом, дружок?
-Я сломаю и лук, и стрелы, и копье. Я буду жечь ими костры, буду греться...
-Ты на удивление глуп, - сказал мудрец под одобрительные кивки остальных. – Никогда не слышал ответа глупее.
-Не слышал, потому что ты сам глуп. Ты говоришь про динозавров, а сам – главнейший порок. Ты – исчадие ада. ты главное зло, о котором не следует упоминать вслух. Ты называешь себя мудрецом, а имя тебе Сатана. Я рад, что нашел тебя. Скольким поколениям этих несчастных людей ты говорил глупости. Скольких ты направил на тропу войны? Скольким ты вручил в руки оружие? Сколько погибло из-за твоих принципов? Из-за твоих капризов? Ты чудовище! Но больше тебе не посеять раздор, никогда.
Малыш встал на ноги во весь рост, даже больше того. Он превратился в мужчину, который в руках держал копьё. Только не деревянное. Никто из ребят не мог бы сказать, из чего оно было сделано. Он надавил на синее кольцо и в мудреца ударил яркий луч такого же цвета, что и кнопка.
-Он вас одурачил! Вы дети, ваши взрослые такие же дети, как и вы. Его голос звучал на всю пещеру, на весь их мир. Его голос слышали абсолютно все люди, все динозавры и даже все рыбы. И все его понимали, все.
-Злодей подарил вам оружие, научил убивать. И сейчас вы убиваете, чтобы жить. Больших динозавров. Но вы никак они! Вы действуете по желаниям, а не по инстинктам. Вы – люди. Сейчас вы убиваете животных. Потом убьете своего соседа, за то, что он назвал вас слабаком. За соседа отомстит его друг и убьет вас. Вы выйдите за пределы пещеры и начнете убивать, тем самым создавая себе благо. Вам будет хорошо, но, как и ваших жертв, вас может убить кто угодно: хищник, друг, ваш ребенок. А все из-за проклятого оружия! Под тенью мудреца вам подарил его вурдалак. Из-за этого поступка будущее было обречено на бесконечные войны. Так слушайте же мой голос и следуйте моему примеру – он поднял свое копью над головой и сломал. Оно вспыхнуло одарив пещеру теплом, и каждый повторил. Все подняли копья, луки, дубины над головами и сломали. Кто силой рук. Кто со злостью разбил о колено. Все бросили подарки Дьявола в огонь и грели ладони. Никто больше не убивал.